Одержание тем учебного предмета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа предмету « Изобразительное искусство » разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;

-Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;

- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;

- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;

- авторской программой В.С. Кузина ,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.

Цель :

- развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства , выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном декоративно – прикладном, архитектурном, дизайнерском; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

- овладение элементарными умениями и навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;

- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на

темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Ценностные ориентирысодержания учебного предмета отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

- формирование основ гражданственности;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного

развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Роль и место учебного предмета «Изобразительное искусство»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет изобразительное искусство отведен 1 час в неделю, всего курс реализуется за 33 час.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

класс (33 ч)

Рисование с натуры (5 ч)

Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,

использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.

Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы

предметов.

Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)

Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.

Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных

сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.

Декоративная работа (9 ч)

Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных

росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),

знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.

Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.

Лепка (4 ч)

Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Беседы (2 ч)

Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.

Рекомендуемые произведения

Бродский И.Опавшие листья.

Ван дер Гус Г.Алтарь Портинари.

Васильев Ф.Камни. Сушка сетей; Оттепель.

Васнецов В.Снегурочка.

Васнецов Ю.Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот,

петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.

Веселов С.Миска «Пряник».

Врубель М.Царевна-Лебедь.

Герасимов А.Натюрморт. Полевые цветы.

Грабарь И.Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.

Дейнека А.После дождя. Озеро Сенеж.

Каменский Ф.Молодой скульптор.

Коровин К.Зимой.

Кочергин Н.Чудо-юдо рыба-кит.

Крымов Н.Московский пейзаж. Радуга.

Кугач Е.Праздничный натюрморт.

Куинджи А.Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.

Кукунов М.Волк; Сова.

Купецио К.Анютины глазки.

Кустодиев Б.Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.

Левитан И.Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони.

Лентулов А.Овощи. Натюрморт.

ОпекушинА. Памятник А. С. Пушкину в Москве.

Остроухов И.Золотая осень.

ПластовА. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.

Рачёв Б.Ловись, рыбка, и мала и велика!

Репин И.Автопортрет.

Решетников Ф.Прибыл на каникулы.

Ромадин Н.Розовый вечер.

Рябушкин А.Зимнее утро.

СаврасовА. Вечер; Грачи прилетели.

Серов В.Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.

Сидоров В.Тихая моя родина.

Сомов К.Лето. Вечерние тени.

Стожаров В.Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.

Толстой Ф.Букет цветов, бабочка и птичка.

Трубецкой П.Девочка с собакой. Друзья.

Фалалеева Л.Дед тянет репку.

Фирсов И.Юный живописец.

Хруцкий И.Цветы и плоды.

Чарушин Е.Колобок.

Шишкин И.Осень.

Юон К.Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.

одержание тем учебного предмета.

Виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись)
  • Рисование на темы
  • Декоративная работа
  • Лепка
  • Аппликация
  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Тема 1: «В мире волшебных красок» 8 часов

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· самостоятельной творческой деятельности;

· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 5 часов

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· самостоятельной творческой деятельности;

· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 3: «Красота вокруг нас» 13 часов

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· самостоятельной творческой деятельности;

· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· самостоятельной творческой деятельности;

· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций

Тематическое планирование.

Название темы Количество часов
Рисование с натуры
Рисование на темы, по памяти и представлению
Декоративная работа
Лепка
Беседы
Итого 33 часа

Кадендарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»

Наши рекомендации