IV. Сообщение темы и цели урока
УРОК 4
Тема. Сгибаниеи складывание бумаги. Изготовление бабочки
Цель:формировать умение складывать фигуры из бумаги в технике оригами; развивать пространственное воображение - умение читать чертежи, следовать устным инструкциям; развивать память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, кругозор учащихся; воспитывать чувство аккуратности и бережного отношения к бумаге. Оборудование: фотоматериалы с изображением разных видов бабочек.
Материала и инструменты: листы формата А4 (из журналов), ножницы, клей, кисточка, нитки, салфетки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок, Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа над загадкой
• Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2* Рассказ учителя о бабочках
— Бабочка, а по-украински — метелик. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. «Легко метелик літає, тому що гарні крильця має».
В природе существует множество видов бабочек — и ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких — ночными. (Ответы детей.) Дневные бабочки активны днем и имеют более яркуюокраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.
Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, покрытых красящими веществами. Они-то и придают чудесную окраску крыльям бабочки. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить, и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту!
3. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась. Два — изящно покружилась. Три — нагнулась и присела. На четыре — улетела.
4. Интересно знать!
— Каких только бабочек нет в природе! Самая большая бабочка — бабочка-
парусник из Новой Гвинеи. Размах ее крыльев может быть более 28 см. Издали ее можно принять за птицу. Местные жители употребляют этих бабочек в пищу.
Самая маленькая ночная бабочка обитает на Канарских островах. Размах крыльев и длина ее тела примерно 2 мм.
Народная мудрость говорит: «Белянок (белые бабочки, капустницы) по лужам много — к урожаю на мед».
Легенда о бабочках.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапкам за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил?
—Все в твоих руках.
—Чему учит эта легенда?
Рассказ учителя
— Как и у всех насекомых, тело бабочек состоит из трех главных отделов:
головы, грудки и брюшка. По бокам головы расположены полушаровидные
глаза.
Существует наука, которая изучает жизнь всех насекомых, в том числе и бабочек. Кто знает, как она называется? (Энтомология)
— Где можно увидеть бабочек? (В природе, в зоопарке, в музее природы.)
А еще где?
7. Лексическая работа. «О какой бабочке идет речь?»
• На цветке сидела бабочка.
• Надя смастерила бабочку из цветной бумаги.
• Школьный костюм Никиты украшает бабочка.
III. Мотивация учебной деятельности.
—Жизнь бабочки коротка — всего несколько дней! Поэтому бабочек нельзя ловить. Пусть они порхают и дарят людям свою красоту!
—Что такое оригами? Где возникла эта техника?
—Что такое декоративное искусство?
IV. Сообщение темы и цели урока
— Сегодня вы научитесь складывать из бумаги декоративную бабочку, которая будет радовать вас своей красотой и летом, и зимой.