Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» по ступеням обучения

I ступень общего среднего образования (I—IV классы)

В начальной школе художественное обучение основывается на ознакомлении школьников с разными видами творческой деятельности, в результате которого они осваивают пропедевтический курс изобразительного искусства и знакомятся с различными художественными техниками, инструментами и приспособлениями.

Особенностями художественного обучения и творческого развития учащихся начальной школы являются:

· формирование первичного опыта общения с произведениями профессиональных художников и народных мастеров национальной и мировой художественной культуры;

· последовательное развитие эстетического отношения к окружающему миру и художественному наследию, освоение многовекового творческого опыта через собственную практическую деятельность;

· формирование первичных представлений о восприятии народами мира и собственным народом красоты природы, духовном совершенствовании человека, об основах организации искусственной среды обитания человека – архитектурной, предметной, цветовой и т. п.

· формирование умений анализировать и классифицировать (по видам и жанрам, композиционному и колористическому решению) произведения искусства;

· усвоение начальных сведений о законах изобразительной грамоты и формирование навыков использования полученных знаний при выполнении творческой практической работы;

· формирование элементарных навыков и умений работы в разных художественных техниках (акварель, гуашь, монотипия, аппликация, вытинанка, роспись по дереву и др.);

· закрепление знаний (полученных в дошкольном учреждении) об основных художественных материалах в процессе выполнения творческих заданий.

II ступень общего среднего образования (V класс)

В базовой школе дальнейшее художественное образование учащихся осуществляется на основе полученных в начальной школе знаний по изобразительному искусству, сформированных умений и навыков в области творческой (практической) деятельности.

В рамках базовой школы продолжается последовательное эстетическое освоение окружающего мира и его явлений, расширяются знания в области теории и истории отечественного и мирового изобразительного искусства, совершенствуются навыки и умения работы с различными художественными материалами, уделяется особое внимание шлифовке технических приёмов создания художественных образов и сложных пластических композиций.

Задачами художественного обучения и творческого развития учащихся V класса являются:

· формирование представлений о красоте окружающего мира – природного и мира «второй природы», их эстетическое освоение;

· формирование знаний и представлений о различных видах искусства, их родовых и жанровых особенностях, образной системе и художественном языке, выразительных средствах и их роли в создании художественного образа и определённой художественной «картины мира»;

· расширение представлений об истории создания национальных памятников культуры и архитектуры, роли творчества художников, вошедших в золотой фонд белорусского народа и всего человечества;

· формирование навыков и умений многоаспектного анализа произведений искусства;

· формирование практического творческого опыта в процессе создания художественного образа (композиции);

· формирование навыков передачи смысловых связей и взаимодействия объектов в разном строе композиции;

· совершенствование навыков использования средств художественной выразительности при работе с различными материалами и в разных художественных техниках;

· формирование навыков осознанного использования законов композиции при передаче движения;

· формирование навыков осознанного использования колорита в соответствии с творческим замыслом.

Наши рекомендации