Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Примерная тематика докладов
1. Анималистические образы в пластике первобытности: специфика художественно-образной программы.
История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Др. Восток, Античность. Учебник. – М.: Сварог и К, 2008
Искусство первобытности. Уч.-методич. пособие. – М.: МГУКИ, 2002
История искусства всех времен и народов. В 3-х т. / К Вёрман. – М.: АСТ, 2003
Всеобщая история архитектуры. Т. 1: Учебное пособие / гл. ред. В.П.Михайлов. – М.:
2. Художественное стекло в искусстве Древнего Египта
Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – СПб.: Коло, 2005
История искусства всех времен и народов. В 3-х т. / К Вёрман. – М.: АСТ, 2003
История древнего мира. В 2-х ч.: Учеб. пос. для вузов / Д.Г. Редер. – М.: Просвещение, 1985
Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематический словарь / М.А. Гузик. – М.: Крафт, 2004
Матье М. Э. История искусства Древнего Востока. В 2-х томах. Т.1. Древний Египет. Вып.3. Искусство Нового царства / Матье Милица Эдвиновна; М.Э. Матье; Государственный Эрмитаж. – Л., 1947. - 169с. : 56 табл.
3. Античная трагедия как феномен культуры
Малая история искусств. Античное искусство / Б.И. Ривкин. – М.: Искусство, 1972
История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х кн. / А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1992
Словарь античности. Пер. с нем. / Й. Ирмшер. – М.: Прогресс, 1989
Памятники мировой художественной культуры. 8 томов. – М.: Искусство, 1984-1989
Всеобщая история архитектуры. Т. 1: Учебное пособие / гл. ред. В.П.Михайлов. – М.: Гос. изд. лит. по строит., 1958. - 686 с. : илл.
4. Программа росписи Софии Киевской
Ильина Т.В. История отечественного искусства: Учебник для вузов / Ильина Татьяна Валериановна ; Т.В. Ильина. - 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012.
Иллюстрированный словарь русского искусства: словарь/Н.А. Борисовская, 2001
Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века: Сб. статей / Отв. ред. Л.И. Лившиц. – М.: Северный паломник, 2005
5. Джакомо Кваренги – мастер строго классицизма
Ильина Т.В. История отечественного искусства: от Крещения Руси до начала 3 тысячелетия. Учебник для бакалавриата. – 5-е изд., перераб. – М.: Юрайт. 2012.
Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. Т.1.,1996
Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. Т.2.,1997
Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. Т.3.,1998
Иллюстрированный словарь русского искусства: словарь / Н.А. Борисовская. – М.. 2001
Искусство Древнейшего и Древнего мира
Оленные камни Алтая: изобразительная и мифологическая структура
Петроглифы Беломорья: взаимосвязь месторасположения, материала, композиции ансамбля, основных сюжетов
Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок
Живопись Полигнота и ее значение в развитии греческого искусства.
Искусство Средних веков и Возрождения
Особенности скульптурного декора храмов Владимиро-Суздальского княжества
Искусство эпохи Просвещения. Искусство России
Эстетика раннего русского портрета и проблема сходства
Петербург как новый тип русского города: первые планировки и архитектурные сооружения
Ф.Б. Растрелли – ведущий архитектор «елизаветинского барокко»
Особенности петербургской ветви псевдоготики (на примере творчества Ю.М. Фельтена).
Музееведение
1. Становление и развитие музейного дела в России
2. Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков
3. Критерии отбора предметов музейного значения в процессе комплектования фондов, на примере одного из музеев города
4. Музей как социально-культурный институт и музееведение как научная дисциплина.
5. Основные концепции истории возникновения музеев.
6. Развитие музейного дела в советской России
7. Экспозиционная работа.
8. Научно-исследовательская работа музеев
9. Законодательные и нормативные акты о деятельности музеев в России в советский и постсоветский период.
10. Реституция музейных ценностей.
11. Музеи сегодня: проблемы и перспективы.
12. История музея города Ленинградской области.
Буров Н.В. Музей и личность / Буров Николай Витальевич; Н.В.Буров; Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор". – СПб.: Концерт, 2009. - 212.
Добрина Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие. – М.: Флинта, 2013. – 288 с.
Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности: учебник. Юнити-Дана 2012 г. http://www.knigafund.ru/books/149339
Федорова Л. Г. Основы экскурсионной деятельности. – Томск, 2014. – 24 с.
Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд / Т. Ю. Юренева; Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004. 14 экз.
Требования к докладу
Требования к докладу:
Доклад – сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию. Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия.
Общие требования к докладу:
· тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия;
· материалы, используемые при подготовке доклада должны соответствовать научно-методическим требованиям ВШНИ. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания: докладчик – 10 мин.; содокладчик – 5 мин.; дискуссия - 10 мин;
· иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными;
· работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторского мастерства и умения организовать и проводить диспут;
· студент в ходе доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале всего занятия в целом и доклада в частности и быстро отвечать на дополнительные вопросы слушателей;
· студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении;
· студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: 1) название доклада; 2) сообщение основной идеи; 3) современную оценку предмета изложения; 4) краткое перечисление рассматриваемых вопросов; 5) акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудиовизуальных и визуальных материалов
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
ПК | Содержание ПК | Технология формирования | КОС оценива ния | б-рейтинговая шкала |
ПК-4 | знать: цели, содержание и варианты организации проектной работы в традиционном прикладном искусстве; | Лекция вводная | План-конспект | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. |
набор возможных решений задач и подходов к выполнению проекта в традиционном прикладном искусстве; | Лекция-беседа Лекция информационная Лекция визуальная | Подготовка вопросов для получения ответов План-конспект, тезисы, термины Подготовка вопросов для получения ответов; подготовка визуального ряда для анализа | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы Глубокие представления о закономерностях развития культуры, законах условности и преемственности в искусстве. Умение определять стилевые и художественные особенности произведений. | |
как разрабатывать проектные идеи, основанные на творческом подходе к поставленным задачам в традиционном прикладном искусстве; | Лекция визуальная Лекция-дискуссия Лекция проблемная | Подготовка вопросов для получения ответов; подготовка визуального ряда для анализа Подготовка вопросов для получения ответов; План-конспект, тезисы | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
варианты создания комплексных функциональных и композиционных решений проекта в традиционном прикладном искусстве. | Лекция информационная Лекция визуальная | План-конспект, тезисы, Подготовка вопросов для получения ответов; подготовка визуального ряда для анализа | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
уметь: ставить цели, отбирать содержание и выбирать варианты организации проектной работы в традиционном прикладном искусстве; | Семинар дискуссия | Активное участие в дискуссии, ответы на вопросы | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
синтезировать набор возможных решений задач и подходов к выполнению проекта в традиционном прикладном искусстве; | Круглый стол | Качество материалов к участию в круглом столе; Устные ответы | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
разрабатывать проектные идеи, основанные на творческом подходе к поставленным задачам в традиционном прикладном искусстве; | Семинар - АКС | Варианты решений проблемных ситуаций | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
создавать комплексные функциональные и композиционные решения проекта в традиционном прикладном искусстве. | Семинар – АКС Выполнение индивидуальных творческих заданий | Варианты решений проблемных ситуаций Качество выполненного задания, презентация | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
владеть:вариантами организации проектной работы в традиционном прикладном искусстве; | СРС Учебная задача Веб-квест | Варианты решения Количественно-качественные характеристики Выполненные творческие задания учебного пособия «История искусств в образах, фактах, вопросах» | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
набором возможных решений задач и подходами к выполнению проекта в традиционном прикладном искусстве; | Учебная задача | Варианты решения Выполненные творческие задания учебного пособия «История искусств в образах, фактах, вопросах» | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
проектными идеями, основанными на творческом подходе к поставленным задачам в традиционном прикладном искусстве; | Выполнение индивидуального задания | Количественно-качественные характеристики Выполненные творческие задания учебного пособия «История искусств в образах, фактах, вопросах» | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
комплексными функциональными и композиционными решениями проекта в традиционном прикладном искусстве. | Выполнение индивидуального задания | Количественно-качественные характеристики Выполненные творческие задания учебного пособия «История искусств в образах, фактах, вопросах» | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
ПК-6 | знать: функции и задачи учреждений и организаций, связанных с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами; | Лекция-беседа Лекция информационная Лекция визуальная | Подготовка вопросов для получения ответов План-конспект, тезисы, термины Подготовка вопросов для получения ответов; подготовка визуального ряда для анализа | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. |
методику ведения деловых профессиональных переговоров и деловой переписки; | Лекция визуальная Лекция-дискуссия Лекция проблемная | Подготовка вопросов для получения ответов; подготовка визуального ряда для анализа Подготовка вопросов для получения ответов; План-конспект, тезисы | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
как применять на практике нормативно-правовую базу этого направления. | Лекция информационная | План-конспект, тезисы, Подготовка вопросов для получения ответов; | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
уметь: разбираться в функциях и задачах учреждений и организаций, связанных с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами; | Семинар дискуссия | Активное участие в дискуссии, ответы на вопросы | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
осуществлять ведение деловых профессиональных переговоров и деловой переписки; | Круглый стол | Качество материалов к участию в круглом столе; Устные ответы | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
применять на практике нормативно-правовую базу этого направления. | Семинар - АКС | Варианты решений проблемных ситуаций | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
владеть: способностью разбираться в функциях и задачах учреждений и организаций, связанных с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами | СРС Учебная задача Веб-квест | Варианты решения Количественно-качественные характеристики Выполненные творческие задания учебного пособия «История искусств в образах, фактах, вопросах» | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
способностью осуществлять ведение деловых профессиональных переговоров и деловой переписки | Учебная задача | Варианты решения | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
способностью применять на практике нормативно-правовую базу этого направления. | Выполнение индивидуального задания | Количественно-качественные характеристики | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
ПК-7 | знать: методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. | Лекция информационная | План-конспект, тезисы, термины | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. |
уметь: применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; | Семинар Мастер-класс | Анализ произведения традиционного прикладного искусства | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
обосновывать новизну собственных концептуальных решений. | Семинар дискуссия | Активное участие в дискуссии, ответы на вопросы | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
владеть:методами научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. | СРС Доклад | Методические требования к Жанру Выполненные творческие задания учебного пособия «История искусств в образах, фактах, вопросах» | - пороговый 0-40 Цели определены. Начата работа над содержанием. - стандартный 41-70 Определены цели. Написано содержание. Предложен один вариант. - продвинутый 71-85 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. - высокий 86-100 Определена цель. Написано содержание. Предложены альтернативные варианты. Используется весь список дополнительной литературы. | |
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература
1.Ильина Т.В. История отечественного искусства: от Крещения Руси до начала 3 тысячелетия. Учебник для бакалавриата. – 5-е изд., перераб. – М.: Юрайт. 2012.
2.Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник для бакалавриата. – 5 изд., перераб.и доп. – М.: Юрайт, 2012.
б) Дополнительная литература
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. / Н. Дмитриева; Н.Дмитриева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004
2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник для вузов (ГРИФ МО) / Ильина Татьяна Валериановна; Т.В.Ильина. - 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2004. - 368 с.: ил.