Специальных терминов по изобразительному искусству
Аксессуар— в изобразительном искусстве — второстепенная деталь, дополняющая характеристику центрального образа.
Аллегория — иносказание; в изобразительном искусстве — олицетворе* нне некоторых отвлеченных понятий через изображение заменяющих их образов, существ и предметов.
Аль фреско — см. «А фреско».
Ансамбль— в изобразительном искусстве единство, гармоничная целостность художественного произведения.
Архитектоника — совокупность структурных элементов композиции.
А секко — разновидность фресковой росписи; живопись выполняется по высохшей известковой штукатурке.
Ассист - линии (штрихи, лучи) или орнаментальные мотивы, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою.
Атрибут - постоянный отличительный признак того или иного героя или явления.
Атрибуция - определение принадлежности художественного произведения тому или иному автору, мастерской, школе, времени и т.д.
А фреско (фрески) — основная разновидность фресковой живописи; выполняется по свежей известковой штукатурке и в отличие от «а сек- ко> имеет соединительные швы и процарапанные по поверхности контуры рисунки - прориси.
Блик - самое светлое, часто блестящее место на поверхности предмета, которое соответствует выступающим и наиболее освещенным его частям.
Буквица - см. Инициал
Восковая живопись - см. Энкаустика.
Вохрение (охрение) - прием постепенного высветления деталей лица и открытых частей тела многократными прописками по ровному основному тону (санкирю); основные разновидности вохрения - плавь и отборка.
Геометрический орнамент - разновидность орнамента, составленного из геометрических элементов и, как правило, лишенного наглядных признаков изобразительности.
Гравюра - 1. раздел графики, включающий произведения, выполненные посредством печатания с гравированной доски; 2. произведение соответствующего раздела графики.
Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Граффити - древние и средневековые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и прочих предметах.
Графия— контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатурке. предваряющий живописное изображение,
Грифон фантастическое существо с крыльями, львиным телом и головой.
Грунт в технологии живописи тонкий слой специального состава (клеевой, масляный или эмульсионный), покрывающий основу (дерево, холст, картон и т.д.) с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства.
Движки- светлые мазки, подчеркивающие выступающие части лиц. рук. ног и других деталей, завершающие пробелку и вохрение.
Деисус - отдельная композиция или ряд иконостаса, в центре которых изображен Христос, а по бокам в молитвенных позах Богоматерь и Иоанн Предтеча. Их представительство часто дополняют апостолы, архангелы, святители. Персонажи здесь даны в «главном, погрудном, поясном или полнофигурном виде.
Диптих – в средневековом искусстве — двухчастный складень с рельефными или живописными изображениями.
Доличное письмо — включает в себя все компоненты изображения (пейзаж, архитектуру, утварь, одежду и т.п.), кроме ликов и открытых частей тела.
Драпировка — в изобразительном искусстве — трактовка складок на одеждах или тканях.
Емчуга (ямчуга) — белый, известковый налет, выступающий на поверхности штукатурки поверх росписи.
Живописность- свойство пластических искусств, выражающееся в динамическом взаимодействии форм, объемов, цветовых пятен, света и тени, линий, передающих изменчивость отображенного мира.
Живопись - один из видов изобразительного искусства, произведения которого создаются посредством красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. В период средневековья развивалась монументальная (мозаика, фреска) и станковая (икона) живопись, а также книжная миниатюра.
Заставка - небольшая горизонтальная композиция орнаментального или изобразительного характера, открывающая какой-либо раздел рукописи либо печатной книги.
Звериный (тератологический) стиль - тип орнаментации в виде стилизованных изображений зверей и птиц, переплетающихся с растительными мотивами. Наиболее характерен для русского искусства XI — XIV вв.
Зеркальное изображение — обратное, перевернутое по отношению к образцу изображение.
Изобразительные искусства — искусства, в основе которых лежит наглядный, узнаваемый образ действительности; раздел пластических искуссгв, объединяющий живопись, скульптуру, графику.
Изограф - наименование опытного иконописца.
Икона — станковое произведение культового назначения, выполненное обычно яичными красками на деревянной доске поверх левкаса.
Иконография - сложившаяся система изображения персонажей или сюжетных сцен.
Иконографический метод — описание и систематизация типологических признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетных сцен.
Иконологический метод— исследование произведения с позиции определения их значения и смысла в контексте данной культуры.
Иконопись— вид живописи культового назначения и религиозного содержания, выполняющаяся главным образом на деревянной доске (реже на холсте, металлической, стеклянной и иной поверхностяхконостас - комплекс икон в и иле перегородки с рядами (чинами), отделяющей алтарь от основной части храма. И иконостас с начала XV' в. включаются снизу «верх местный, деисусный, праздничный, пророческий, с XVI в. праотеческий ряды; с XVII в. страстной, апостольский и др.
Иллюмнирование- раскрашивание, расцвечивание рисунков или гравюр. Так же называется процесс выполнения книжных миниатюр и орнаментации средневековых рукописей.
Иллюстрация - изображение (рисунки, миниатюры, гравюры), сопровождающее и наглядно разъясняющее текст. Воспринимается в единстве с последним.
Инициал (буквица) - в средневековой книге - укрупненная художественно выполненная заглавная буква, открывающая раздел текста.
Канон - система правил или отдельно взятые нормы, основанные на религиозных предписаниях, регламентирующие иконографию, композицию, колорит н некоторые другие компоненты средневекового изображения.
Карнация - прием изображения (обычно многослойное наложение красок) обнаженных частей человеческого тела.
Картина - произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности, В отличие от фрески, иконы и миниатюры не связано с определенной частью интерьера или системой декорирования.
Клеймо— в иконописи - небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, являющаяся частью общего повествования. Клейма располагаются вокруг средника центрального гораздо более крупного изображения.
Колорит- система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и воплощающая в произведении красочное многообразие действительности.
Композиция — структурная взаимосвязь элементов художественного произведения, обусловленная содержанием н во многом определяющая цельность его восприятия.
Консервация — совокупность мер, обеспечивающих поддержание определенных условий для длительного сохранения художественных произведений.
Контур- в изобразительном искусстве - внешние очертания фигуры или предмета.
Концовка - графическая изобразительная или орнаментальная композиция. завершающая какой-либо раздел книжного текста или книгу в целом.
Копия - художественное произведение, целью которого является как можно более точное повторение другого произведения.
Ксилография - гравюра на дереве; древнейшая техническая ее разновидность.
Левкас - грунт в виде порошкообразного мела (чаще — алебастра), размешанного ка животном или рыбьем клею, обычно на деревянной поверхности под окраску или позолоту.
Лессировка - один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок, чтобы усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит и добиться его гармоник.
Лицевая рукопись наименование рукописи, украшенной изображениями, преимущественно миниатюрами.