По изобразительному искусству

Тема урока: Спорт.

Вид занятия: рисование человеческой фигуры

Цели урока:

Образовательные:Изучение пропорций человеческого тела.Закрепление навыковсоставления уравновешенной композиции. Отработка умения нахождения для работы нужного колорита.

Развивающие:развитие наблюдательности, пространственного мышления и образного воображения.

Воспитательные:воспитание внимательного отношения к людям, развитие эстетического вкуса, аккуратности, интереса к самостоятельной изобразительной деятельности.

Тип урока: урок комбинированный.

Форма проведения урока: индивидуальная.

Оборудование:

а) для учителя:

· Схема поэтапного рисования человеческой фигуры;

· Репродукции картин с изображением спортсменов;

· Детские работы, выполненные на подобную тему и хорошего качества из фонда школы;

· Доска, мел.

б) для учащихся:

· Акварельная бумага формата А3, простые карандаши, резинки, гуашевые или акварельные краски, кисти разных размеров, чёрный маркер, ёмкость для воды, х/б тряпочка;

Оформление классной доски:

по изобразительному искусству - student2.ru

2 2 1 3

2 2

1 – классная доска

2 – репродукции картин с изображением спортсменов и детские работы из фонда школы

3 – таблица методической последовательности работы над рисунком

4 – место для педагогического рисунка последовательности выполнения задания

План урока:

Организационная часть 2 – 3 мин.
Сообщение нового материала 8 –12 мин.
Практическая работа учащихся 25 – 30 мин.
Индивидуальное консультирование и помощь в процессе работы
Обсуждение работ 4 – 6 мин.
Завершение урока 2 – 3 мин.

Ход урока:

Организационная часть:

При входе в класс приветствуем детей, настраиваем их на учебную работу, регистрируем отсутствующих в классном журнале. Проверяем готовность детей к уроку, наличие у них необходимых материалов.

Сообщение нового материала:

В начале урока показываем детям различные работы с изображением человека, рассказываем о пропорциях человеческого тела.

Затем объявляем тему сегодняшнего урока: «Спорт» и предлагаем выбрать любой вид спорта для изображения. В композиции может быть один человек, а могут быть изображены и два-три спортсмена, но не более. Объясняем основные этапы построения человеческой фигуры с одновременным рисованием на доске:

1. Намечаем общее расположение фигуры (фигур) на листе;

2. Определяем размер головы (у взрослого человека она занимает примерно одну седьмую или восьмую часть от общего роста);

3. Намечаем линию позвоночника и осевые линии рук и ног;

4. Постепенно достраиваем контуры тела;

5. Прорисовываем лицо и волосы;

6. Рисуем одежду;

7. Простраиваем окружающую обстановку;

8. Приступаем к работе цветом;

9. Дорабатываем детали изображения, обобщаем и заканчиваем работу.

Практическая работа учащихся:

После объяснения педагога дети начинают самостоятельную работу над рисунком. В процессе работы проходим по рядам, смотрим, все ли дети усвоили схему построения и начали работать методически правильно. При необходимости даём рекомендации конкретному ребёнку по его работе, повторяем педагогический рисунок или его элементы на полях детской работы или на отдельном листе бумаги, в крайнем случае подправляем саму работу.

Обсуждение работ:

В конце урока смотрим на получившиеся работы, анализируем, что у кого получилось. Обращаем внимание на правильность построения, а также на цветовую выразительность.

Завершение урока:

В конце урока необходимо убрать помещение, оставляя его чистым для тех классов, которые будут заниматься позже. В перемену желательно проветрить помещение.

Список литературы для педагога и для детей:

1. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». М.: Высшая школа, 1983.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. М.: Просвещение, 2008


Приложение 3

Схема самоанализа урока

1. Тема, цель и задачи урока.

2. Общая оценка учителем самого себя (удовлетворительно, неудовлетворительно).

3. Дать оценку целям и задачам:

- достигнуты ли цели;

- насколько достигнуты;

- что способствовало или препятствовало достижению целей.

4. Дать характеристику объема материала:

- достаточно ли материала для достижения цели или нет;

- распределение материала по времени (осталось время или не хватило);

- есть ли опора на предыдущие знания;

- учет индивидуальных особенностей (качество усвоения).

5. Характеристика применяемых методов и оценка эффективности их использования:

- озвучить методы; средства, приемы;

- почему выбраны именно эти методы;

- эффективны или нет.

6. Оценка активности учащихся:

- что влияло на активность.

7. Общие выводы по занятию:

- что хотелось бы сделать по другому;

- что понравилось, что не понравилось;

- высказать свои ощущения.

(самоанализ рекомендуется составлять в форме эссе)

Приложение 4

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Общие сведения: дата, место проведения, учебная группа и ее состав (класс, клуб, любительское объединение, кружок и т.д.). Фамилия, имя, отчество педагога (стажера), проводящего мероприятие.

2.Психолого-педагогическое обоснование проводимого мероприятия: название, цель и форма воспитательного (культурно-творческого, культурно-развлекательного и т.д.) мероприятия, его тема и актуальность. Кем, в связи с чем и когда оно было предложено; соответствие интересам и уровню развития коллектива, возрастным и индивидуальным особенностям его членов.

3.Описание подготовительного этапа. Организаторы и исполнители. Распределение поручений. Роль инициативной группы и педагога. Удалось ли в подготовительный период вызвать у учащихся интерес, понимание значимости предстоящей работы, сформировать к ней положительное эмоциональное отношение?

4.Ход мероприятия: своевременное начало, развитие действия, кульминация, развязка, окончание. Продолжительность мероприятия.

5.Содержание и методика проведения: инновационность и степень новизны мероприятия, доступность формы проведения, оригинальность, связь с современными проблемами, сочетание коллективной и индивидуальной работы, эмоциональность и активность участников, степень слаженности и взаимодействия, реакция зрителей, продуктивность и разнообразие методов, приемов проведения мероприятия. Оформление помещения (сцены, зала и т.д.), оборудование.

6.Педагогическая результативность. Какие воспитательные задачи были решены (полностью, частично), а какие – нет? Характер возникших взаимоотношений между педагогом-организатором и участниками мероприятия, между самими ребятами, между зрителями и учащимися и т.д.

7.Общая оценка, выводы, предложения и пожелания по подготовке, организации и проведению воспитательного мероприятия (по содержанию и формам, методам и приемам).

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОДВЕДЕНИЯ ЕГО ИТОГОВ

Организация воспитательного мероприятия включает три этапа:

подготовку, проведение мероприятия и обсуждение его результатов.

Этап подготовки включает:

· методическую подготовку учителя;

· теоретическую подготовку;

· организационную работу.

Методическая подготовка учителя предполагает:

· -определение воспитательных задач на данный период работы в коллективе (с учетом уровня воспитанности);

· определение ведущей цели воспитательного мероприятия;

· подбор методов и приемов;

· определение организационной формы;

· выбор методов привлечения детей;

· продумывание дидактического и методического материала (картины, плакаты, музыкальное оформление);

· приглашение администрации, гостей.

Теоретическая подготовка учителя включает:

· изучение соответствующей литературы;

· определение собственной позиции;

· разработку соответствующих тезисов и их аргументов (тезис-аргумент -иллюстрация);

· вычленение наиболее важных вопросов.

Организационная работа предполагает информирование о мероприятии, привлечение учащихся к подготовке и проведению.

На этапе проведения мероприятия учитель демонстрирует свои организаторские способности, курирует процесс подготовки отдельных этапов мероприятия учениками, оказывает всяческую помощь и поддержку.

Примерный сценарный план

1. Тематический замысел.

2. Педагогическая цель

3. Возможная педагогическая

результативность.

4. Характеристика аудитории.

5. Экспозиция.

6. Завязка (начало действия).

7. Развитие действия (событийный ряд).

8. Кульминация.

9. Развязка.

10. Финал.

При проведении воспитательного, культурно-творческого мероприятия важно учитывать его нетрадиционность и степень новизны, композиционную целостность, логичность и завершенность сценария, доступность формы проведения, оригинальность, возрастные и индивидуальные особенности участников.

Важным этапом является подведение итогов прошедшего мероприятия, который может быть проведен на классном собрании в форме беседы-опроса. Данный этап может быть осуществлен и путем анкетирования ("Что понравилось и почему? Что не понравилось и почему?"). Результатом этапа подведения итогов должны стать коллективные выводы о том, что необходимо учесть в процессе следующей подготовки мероприятий. Коллективная рефлексия должна быть отражена в конспекте воспитательного мероприятия.

Конспект воспитательного мероприятия, подписанный учителем общеобразовательного учреждения, где проходила практика, сдается на проверку руководителю по педагогике, а затем – групповому руководителю практики. Требования к оформлению: бумага формата А4, компьютерный набор, наличие титульного листа, списка использованных источников, соблюдение логики изложения конспекта.

Логика изложения:

1. Когда, где и с учениками какого класса проводилось воспитательное мероприятие?

2. Название мероприятия, его задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), в связи с чем было проведено (в связи с запланированностью, с учетом интересов учеников класса, в связи со знаменательной датой и т.д.);

3. Что представлял собой подготовительный этап проведения воспитательного мероприятия?

4. Какое оборудование использовалось в процессе его проведения?

5. Сценарий мероприятия.

6. Как, когда и где проходил этап обсуждения итогов мероприятия?

Что показала коллективная рефлексия?

7. Выводы практиканта о степени удовлетворенности проведенным мероприятием, анализ причин допущенных промахов, недоработок; размышления о пользе данного вида практической деятельности в школе (влияет на развитие определенных педагогических способностей, качеств личности, развивает конкретные педагогические умения и т. д.).

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Этапы организации и проведения выставки:

1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;

3. подбор и оформление экспонатов выставки;

4. оформление выставки и сопутствующих материалов;

5. открытие выставки;

6. проведение выставки;

7. закрытие выставки;

8. последействие.

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

- работы могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки;

- может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);

- можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

• последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников,

а, возможно, и педагога детского объединения;

• композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

• работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

• работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.

6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

• организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

• подготовить экскурсии по выставке;

• организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

7 этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.

Наши рекомендации