Учитель: Булавина Лилия Самигулловна
Сочинение
Моя малая Родина
Великие люди моей республики
Мария Николаевна Елгаштина.
Душа и природа в ее картинах.
Выполнила Нуретдинова Люзана
Обучающаяся 11 а класса МБОУ Школа № 99 ГО город Уфа
Учитель: Булавина Лилия Самигулловна
…Я люблю твоих людей,
Добрый край Башкортостан.
Слава Родине моей,
В сердце ты Башкортостан!
Есть на свете много стран,
Есть на свете чудеса,
Мне милей Башкортостан,
И родные голоса…
Башкортостан-красивый край с уникальной природой. Неповторимость степных и лесных пейзажей запечатлена в картинах многих художников. Становление изобразительного искусства в республике произошло не так уж и давно. Моя малая Родина не может похвастаться многовековыми шедеврами, такими, к примеру, как картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или же Винсент ван Гога «Звёздная ночь».Но величайшими картинами в начале 20 века являются «Сергий Радонежский», «Видение отроку Варфоломею», «Молчание»,которые были созданы М.В.Нестеровым. Он был знаменит, не только в Башкортостане, но и по всей России и даже за ее пределами.
Мало кто знает, что изобразительное искусство 20-го века в республике Башкортостан получило толчок в развитие благодаря яркой и уникальной личности. О ней я и хочу вам рассказать.
Мария Николаевна Елгаштина. Эта маленькая, изящная, привлекательная женщина встречала на своем пути большие жизненные преграды, которые смогла преодолеть имея сильный и целеустремленный характер. К сожалению, не все жители республики знают о ней. Даже я, когда писала эту работу, столкнулась с тем ,что не смогла найти всю нужную мне информацию. Картины Марии Николаевны незаслуженно забыты ,а ведь именно она оказала большое влияние на формирование изобразительного искусства в Башкортостане. Я считаю, что это несправедливо. Поэтому, цель моей работы рассказать не только моей любимой Башкирии, но и России об этой замечательной женщине.
Родилась она в 1873 году в городе Барнаул. В начале 1890-х гг. оказалась в Москве. Влечение к искусству «привело» ее в Высшее художественно-промышленное училище графа С.Г.Строганова. Проучилась Мария Николаевна с 1892 по 1894гг.,а затем вышла замуж. Муж ее не имел постоянного места жительства и до 1906 года они кочевали по Западной Сибири. А в 1906 году судьба привела ее в Уфу. Но так случилось, что именно в этом городе она овдовела и с двумя дочками на руках была выживать. Наверное, это были самые тяжелые для нее времена. Она боролась, безвыездно живя на чужой пока земле. Мария Николаевна упорно совершенствовалась и искала выход для общения с людьми и городом. Именно в это время она организовывает «Уфимский кружок любителей живописи» который затем переименовывают в «Союз художников Республики Башкортостан». Участников было немного, все они потом стали известными художниками-А.Э.Тюлькин,А.П.Лежнев,К.С.Девлеткильдеев,В.С.Сыромятников и И.И.Урядов, а позже к ним присоединился Давид Бурлюк.
С начала 1930-х гг. интересы Марии Николаевны перетекают в иное русло.Ее новой идеей стала организация театра кукол для детей, но для реализации задуманного пришлось очень сильно потрудится . В 1932 году возник в Уфе первый кукольный театр. Она сама делала куклы, сама рисовала эскизы декораций к постановкам первых спектаклей, сама играла, была руководителем и режиссером. Мария Николаевна была автором пьес для кукольного театра и написала знаменитые пьесы «Веселые гости», «Праздничный подарок», а также инсценировала «Сказку о царе Салтане», «Сказку о мертвой царевне» ,которые даже в наши дни все еще появляются на сцене кукольного театра.
В 1955 году Мария Елгаштина ушла из театра и сосредоточилась на живописи, акварели ,стала участвовать в выставках. Такие картины, как «Осенний букет», «Голубые просторы» ,»Уфа уходящая», «В окрестностях Уфы» были написаны ею. А самой знаменитой картиной была «Река Сим»,которая еще в 1926 году попала на калифорнийскую выставку в Сан-Диего ,поразив публику тем, как простенький мотив рождает чувство единения с природой.
М.Н.Елгаштина «Река Сим»
Действительно, посмотрев на ее картины можно было переместиться в то место, которое изображалось в них, прочувствовать красоту родного края и насладиться его природой. Изображение земной красоты через картины было у нее особенно притягательным. Она любовалась природой, и делились ею душевно со зрителем, передавая всю неповторимость красоты Башкортостана. Хоть и ее картины были замечены в Москве, и даже за ее пределами, у Марии Николаевны за всю жизнь было всего лишь две персональные выставки. Последние ее произведения были созданы в 1963 году. Как и ранние ее работы, они полны тихим и радостным любованием земных красот(«Ясный день», «Рябина», «Дорога».) В 1963 году состоялась вторая и последняя персональная выставка Марии Николаевны Елгаштиной. За все ее работы художницу наградили орденом «Знак почета» и присвоили звание народного художника БАССР.
В 1966 году, когда ей было 90 лет, никого не угнетая, не требуя внимания и признания, она скончалась. Замечательный человек и художник, поэтическая и вместе с тем страстная натура, она оставила большой след в истории искусства, в культуре нашей республики.
Познакомившись с ее творчеством, я подумала о несправедливости «мира к художникам при жизни». Все ее картины были наполнены красотой и неповторимостью природы Башкортостана, а попадали на персональную выставку всего два раза. Надеюсь, моя работа привлечет вниманияе к творчеству Марии Николаевны Елгаштиной, и о ней узнает как можно больше уфимцев и россиян.