Раздел 1. Основные теоретические проблемы эстетики. Содержание учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
Раздел 1. Основные теоретические проблемы эстетики
Предмет эстетики. Цели и задачи курса “эстетика”. Основные формы работы по освоению курса. Характеристика основных современных учебников и учебных пособий по эстетике. Первоисточники по эстетике. Слово “эстетика”. Две исторические формы существования эстетики: эстетика как эстетическая мысль или “имплицитная эстетика” (В. Бычков) и эстетика как философская наука или “эксплицитная эстетика” (В. Бычков). А. Баумгартен – основатель эстетики. Историческое изменение предмета эстетики. От эстетики как науки о прекрасном - к эстетике как науке о выразительной форме. Философская эстетика и другие теоретические направления эстетики: психологическая эстетика, практическая эстетика, техническая эстетика, эстетика повседневности.
Основные эстетические категории. Основные эстетические категории и другие понятия эстетики. Выразительное, форма и стиль. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в природе, человеке, искусстве. Прекрасное и возвышенное как положительные эстетические ценности. Соотношение количества и качества в прекрасном и возвышенном, их соотнесенность с масштабом человека. Проблема философской интерпретации безобразного и низменного. Трагическое и комическое. Многообразие форм комического. Трагикомическое.
Эстетическое сознание. Структура эстетического сознания. Эстетическое чувство, его духовность и “бескорыстность” (“незаинтересованность”). Понятие “эстетическая дистанция”. Дистанцированность, отстраненность эстетических чувств. Чувство прекрасного как модификация чувства любви. Другие эстетические чувства.
Эстетический вкус. Вкус как система индивидуальных предпочтений. Эстетический и гастрономический вкус: общее и особенное. Эстетический вкус как утверждение свободы выбора в мире выразительных форм. “О вкусах не спорят”: личное (индивидуальное) и групповое (общественное) в эстетическом вкусе. Характеристики вкуса: тонкость / грубость, развитость / неразвитость (отсутствие вкуса), широта / узость, диапазон приемлемости. Историческая изменчивость требований к вкусу. Вкус культуры постмодерна.
Искусство. Слово “искусство”. Изменение смысла понятия “искусство” в ходе исторического развития европейской культуры. Автономизация искусства в эпоху позднего средневековья и Возрождения. Искусство как особый вид деятельности, результатом которой является артефакт, предназначенный для самодовлеющего созерцания. Критерии искусства. Образный характер искусства. Отличие образов искусства от документальных и научных образов. Верхняя и нижняя границы искусства: художественный авангард и массовое искусство. Искусство и художественная культура. Художественная культура как система социальных институтов, процесс производства, хранения, изучения и потребления художественных ценностей. Искусство в ХХ и начале XXI веков.
Художник. Личность художника. Ее “обыденная” и “художественная” ипостаси. Основные слагаемые творческой личности: талант и мастерство. Социальная атрибуция творческих достижений художника: гений, талант и остальные творцы искусства. Роль меценатов в судьбе творцов искусства. Генетические основы одаренности. Гендерный аспект художественной одаренности и таланта. Психологическая структура таланта. Этапы творческого процесса: от зарождения замысла до его воплощения.
Произведение искусства. Содержание и форма произведения искусства. Художественная форма, ее структура и функции в произведении. Внутренняя и внешняя форма. Элементы внешней формы, их знаковый характер. Содержание произведения искусства, его структура. Взаимоотношения содержания и формы.
Восприятие искусства. Художественное восприятие как сотворчество. Вариантная множественность и эталонная модель художественного восприятия. Содержательные уровни восприятия искусства: сюжетный, “геройный”, тематически-идейный (“авторский”). Фазы восприятия: предкоммуникативная фаза, собственно восприятие, посткоммуникативная фаза. Адекватность восприятия искусства.
Морфология искусства. Проблема классификации видов искусства. История вопроса. Виды классификаций: по способу отражения действительности, по способу существования, по формам восприятия искусства. Искусства изобразительные и неизобразительные, пространственные и временные, зрительные и слуховые. Синтез искусств. Ансамблевое взаимодействие видов искусства. Взаимовлияние видов искусства. Закономерности исторического развития видов искусства. Изменение состава видов искусства в связи с изменением представлений об искусстве. Проблема ведущего вида искусства исторической эпохи. Появление новых видов искусства.
Типология исторического развития искусства: школа, течение, направление, стиль. Школа в искусстве как группа учеников и последователей таланта или гения в искусстве. Школа как группа художников, творчеств которых объединяют общие идейно-эстетические и стилевые признаки. Географическая локальность школы и ее замкнутость в пределах одного вида искусства. Направление в искусстве как предельно широкий охват произведений разных видов искусства и разных стран, имеющих общие идейно-эстетические и стилевые признаки. Течение в искусстве как феномен промежуточный: между школой и направлением. Художественное направление как противоречивое единство художественных школ и течений. Стиль как общая для всех историко-типологических образований характеристика. Уровни стиля: от стиля художника до стиля направления, стиля эпохи. Стилевая эклектика и полистилистика. Основные направления, течения и стили европейского искусства с Х по ХХ века.
Раздел 2. История эстетики
Эстетика античности. Зарождение эстетической мысли в античной философии. Основные понятия античной эстетики: прекрасное, искусство, мера, гармония, калокагатия, мимесис, катарсис. Культ красоты и телесности в античной культуре. Эстетические идеи пифагорейцев: музыка (гармония) сфер, музыкальный этос. Эстетика Платона. Платон о прекрасном, об искусстве. Эстетика Аристотеля. Стагирит о прекрасном, искусстве, катарсисе. Эстетические идеи эллинизма.
Эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. Общая характеристика эпохи средних веков и Возрождения. Основные сословия общества зрелого и позднего средневековья, соответствующие субкультуры и эстетика. Особенности эстетического сознания cредневековья, его связь с христианством. Представления о прекрасном, возвышенном, трагическом, комическом, искусстве в массовом эстетическом сознании и трудах теологов. Канонический характер религиозного искусства. Архитектура как ведущий вид религиозного искусства зрелого и позднего средневековья. Храмовый синтез искусств. Основные стили искусства: романский и готический. Эстетика Возрождения. Светский характер культуры. Гуманизм и антропоцентризм Ренессанса. Великие географические и астрономические открытия и их влияние на культуру и искусство Возрождения. Влияние науки на искусство Возрождения. Представления о прекрасном, возвышенном, трагическом. Изменение социального положения художника, социального функционирования и характера искусства. Система видов искусства Ренессанса, место в ней и роль изобразительного искусства. Ведущий жанр изобразительного искусства.
Эстетика XVII века. Эстетика XVII века как наука об искусстве. Основные направления и стили искусства XVII века. XVII век как "эпоха барокко". Барочное миросозерцание и его эстетические аспекты. Основные черты стиля барокко. Эстетические принципы барокко. Мир человеческих чувств в искусстве барокко. Барочная концепция остроумия. Основные черты классицизма как художественного стиля. Эстетические принципы классицизма. Эстетика реализма. Утверждение инновационного характера искусства в "Споре о древних и новых".
Эстетика XVIII века. Общая характеристика европейской культуры XVIII века. XVIII век как эпоха Просвещения и как Галантный век. Региональные варианты просветительского движения. Человек чувствующий и человек разумный в философии и эстетике Просвещения. Рождение эстетики как науки. Основные эстетические категории в интерпретации просветителей. Вкус – основная эстетическая категория просветительской эстетики. Публичные выставки и рождение художественной критики. "Салоны" Д. Дидро. "История искусств древности" И. И. Винкельмана – первая научная история искусств. Основные направления и стили искусства XVIII века. Идейные и стилевые предпочтения просветителей. Система искусств эпохи Просвещения. Театр и театральность в искусстве XVIII века.
Эстетика XIX века. Общая характеристика европейской культуры XIX века. XIX век как эпоха романтизма/позитивизма. Основные эстетические категории, "вкус" и "гений" в немецкой классической эстетике. Влияние идей И. Канта и Г. Гегеля на романтиков. Ф.‑В. Шеллинг – центральная фигура философии и эстетики романтизма. Личность художника и процесс художественного творчества в эстетике романтизма. Иерархия видов искусства и романтическая идея синтеза искусств. Психологическая, социологическая и искусствоведческая эстетика второй половины XIX века. У. Моррис и рождение дизайна.
Эстетика ХХ века. Эстетические принципы символизма и стиля «модерн». Эстетика повседневности в творчестве художников стиля «модерн». Русский и советский художественный авангард второй половины 1910-х – 1920-х годов. Эстетика модернизма. Проблема критериев искусства. Элитарная и массовая культура и искусство. Идейные и эстетические принципы искусства тоталитаризма. Искусство в условиях рыночной экономики. Эстетика постмодернизма. Эстетика повседневности в современной российской культуре.
Учебно-методическое и информационное обеспечение первой части курса («эстетика»)
а) основная литература:
1. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 55–70.
- Баумгартен А. Эстетика // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. М., 1964. С. 449–465.
- Бычков В. В. Эстетика: учебник. М.: Гардарики. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2008. Гл. 2-4, 5, 6.
4. Власов В. Г. Стили в искусстве: словарь: в 3 т. СПб., 1995. Т. 1.
5. Выготский Л. С. Гениальность // Большая мед. энцикл. М., 1929. Т. 6. Стлб. 612–613.
6. Дюфрен М. Кризис искусства // Западноевропейская эстетика XX века. Вып. 1. М., 1991.
7. История красоты / Под ред. У. Эко. М., 2008. Гл. 1.3, 3.2, 3.3, 3.6, 3.7, 4.1-4.4, 4.6.-4.8, 5,6, 9.2, 9.4-9.6, 11.1-11.3, 11.7 (Ф. Шиллер. О возвышенном)
8. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М., 1962. Т. 1. С. 63–79, 130–137, С. 243–248, С. 465–485, С. 584–586.
9. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М., 1964. Т. 2. С. 201–206, 260–265, 429–438, 601–611, 677–689, 723–728.
10. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М., 1967. Т. 3. С. 45–58, 222–230, 499–508, 601–609.
11. История эстетики: учеб. пособие / под ред. В. В. Прозерского, Н. В. Голик. СПб., 2011. Гл. 1-6, 9, 11, 18, 29.
- Каган М. С. Эстетика как философская наука.СПб.: Петрополис», 1997. Лекции: 2, 7-25, 28-30.
- Каган М. С. Структура литературного произведения [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия; Словари и энциклопедии на Академике. – Электрон. дан. –М.: Сов. энцикл.1969—1978. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/136571/Cтруктура. - Загл. с экрана.
14. Лелеко В. Д. Эстетика повседневности. СПб.: СПбГАК, 1994. Гл. 1.
- Леонардо да Винчи. Книга о живописи // Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. М., 2008
16. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1938.
17. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
- Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. – Электрон. дан. – М.: Наука, 1987. Разделы: «Смех как мировоззрение». – Режим доступа: http://philologos.narod.ru/smeh/smeh-lihach.htm; «Смех как зрелище». – Режим доступа: http://philologos.narod.ru/smeh/panchenko_smeh.htm); «Послесловие». – Режим доступа: http://philologos.narod.ru/smeh/smeh_main.htm#postf). – Загл. с экрана.
19. Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре [Электронный ресурс] //Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: учебник для высшей школы / Под ред. А.А. Тахо-Годи. 5-е изд., дораб. Электрон. дан.: М.: ЧеРо, 1997. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev/Losev_12Tezis.php. - Загл. с экрана.
- Лосев А. Ф. Эстетика // Филос. энцикл.: в 5 т. М., 1970. Т. 5.
21. Мировая художественная культура: учеб. пособ. / Под ред. Б. А. Эренгросс. М., 2001. Раздел: Худож. культура и ее место в системе культуры. С. 5–52.
22. Мукаржовский Я. Искусство // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С. 327–356.
23. Плеханов Г. В. Письма без адреса // Плеханов Г. В. Литература и эстетика. Т. 1. М., 1956. С. 3–76.
24. Роднянская И. Художественный образ // Филос. энцикл.: в 5 т. М., 1970. Т. 5.С. 452–455.
25. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Гл. 1,3,5.
- Царькова Л. Эстетика [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет. Электрон. дан. [М.], 1997-2012. С. 1‑14. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ESTETIKA.html?page=0,0#part-115. – Загл. с экрана.
27. Шестаков В. П. История эстетических учений. М., 2009. Гл.
- Эстетика // Новая философская энциклопедия. М., 2001. С. 456-466.
б) дополнительная литература:
- А. Н. Леонтьев-Б. М. Теплов: дискуссия о проблеме способностей (1953) // Вопр. психологии. М., 2003. №2. С. 5-6.
2. Аверинцев С. С. Образ античности. СПб., 2004.
3. Аверинцев С. С. Судьбы европейской традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
4. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1984.
5. Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / Отв. ред. О. Б. Вайнштейн. М., 2008.
6. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 55–70.
7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
- Безумные грани таланта: энцикл. патографий / Авт.-сост. А. В. Шувалов. М., 2004
9. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избр. эссе. М., 1996.
- Борев Ю. Б. Эстетика. М., 2005.
- Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 425-445.
- Бычков В. Безобразное [Электронный ресурс] // Бычков В. Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М., 2003. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/960/Безобразное
13. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.
14. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII веков. М., 1992.
15. Бычков В. В. Эстетика. М., 2004.
16. Бычков В. В. Эстетическая аура бытия: современная эстетика как наука и философия искусства. М., 2010.
17. Ванслов В. В. Учение Лессинга о видах искусства и его современное значение // Лессинг и современность. М., 1981. С. 110–126.
18. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966.
19. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко: исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004.
20. Гегель Г. Художник // Гегель Г. Эстетика: в 4 т. М., 1968. Т. 1. С. 290–310.
21. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 2000.
22. Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. СПб., 2006.
23. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М., 2000.
24. Западноевропейская эстетика XX века. Вып. 1. М., 1991.
25. Искусство ХХ века: итоги столетия. СПб., 1999.
26. Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977.
27. История уродства / Под ред. У. Эко. М., 2008.
28. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М., 1962. Т. 1. С. 79–83 (Пифагор и пифагорейцы), С. 137–156 (стоики, эпикурейцы), С. 222–235 (неоплатонизм, Плотин), С. 258–279 (Августин, Гуго Сен-Викторский), С. 288–302 (Фома Аквинский, Ульрих Страсбургский), С. 334–337 (Псевдо-Дионисий, Иоанн Дамаскин), С. 437-489 (Россия. Эст. фрагменты XII – XVII веков), С. 485–497 (Лоренцо Валла), С. 506–514 (Пико делла Мирандола), С. 556–561 (Леонардо да Винчи).
29. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М., 1964. Т. 2.
30. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М., 1967. Т. 3. С. 58–83, с. 267–279, с. 173–202 (Кант, Гегель, Вакенродер и Тик), с. 525–528, 671–676 (Гюго, Курбе).
31. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.
32. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004. Гл. 2. Осн. проблемы эстетики. С. 303–393..
- Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества М., 2003
- Костина А. В. Эстетика рекламы. М., 1991.
35. Кривцун О. А. Творческое сознание художника. М., 2008.
36. Кривцун О. А. Эстетика. М., 2004.
37. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002. Параграф 1.5. Эстетика повседневности. С. 78-97.
- Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
- Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
40. Литературные манифесты от символизма до наших дней / Сост. и предисловие С. Б. Джимбинова. М., 2000.
41. Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М., 2004.
42. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Изд. 2‑е. М., 1985.
- Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М.; СПб., 2009.
- Массовая культура : учеб. пособие. М., 2004. Гл.2, пар.2; гл. 4.
45. Махлина С. Т. Массовое и элитарное искусство / С. Т. Махлина // Махлина С. Т. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.
46. О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992.
- Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М. : Искусство, 1991.
- Платон. Ион. Гиппий Больший // Платон. Соч.: в 3 т. М., 1968. С. 131–186.
49. Платон. Пир. Федр // Платон. Соч.: в 3 т. М., 1970. С. 95–222.
50. Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. М., 1956. Т. 2. С. 300–334.
51. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Изд. 2-е. М., 2007.
52. С. 109–119, 140–159, 174–184 (Бёрк, Юм, Хогарт), с. 234–245 (Буало), С. 283–298, 307–337, 390–409 (Вольтер, Дидро, Руссо), с. 465–484, 497 – 515 (Винкельман, Лессинг), с. 620–624 (Марино), с. 693–702 (Грасиан).
53. Сартр Ж.-П. Произведение искусства // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. С. 16–25.
- Семиотика культуры и искусства : словарь-справочник : в 2 кн. – СПб., 2003. Кн. 2. – С. 3–18.
- Спор о древних и новых. М., 1985.
- Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры // Теория культуры. – СПб., 2008. Раздел 14.3.
- Сурио Э. Историко-стилистические категории // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. С. 70–96.
58. Сыромятникова И. С. История прически. 2‑е изд. М., 2005.
- Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.
- Татаркевич В. История шести понятий. М., 2002.
61. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Толстой Л. Н. Что такое искусство? М., 1985. С. 135–278.
62. Турчин В. С. Эпоха романтизма в России. М., 1981.
63. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–ХХ вв. М., 1987. С. 264–312.
64. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
65. Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.
66. Хренов Н. А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. М., 2007.
67. Чернова А. «...Все краски мира, кроме желтой». М., 1987.
68. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля [Электронный ресурс]. Электрон. дан.: М., 1979. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/schest/intro.php.
69. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной эстетике. СПб., 2004.
70. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004.
71. Эпохи. Стили. Направления. М., 2007.
- Эстетика и теория искусства ХХ века. Хрестоматия. М., 2008.
- Эстетика и теория искусства ХХ века: учеб. пособие / Отв. ред. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. М. : Прогресс-Традиция, 2005. 520 с.
- Эстетика немецких романтиков. СПб., 2006.
75. Эстетика Ренессанса: антология: в 2 т. М.: Искусство, 1980.
76. Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. Биосоц. механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. Изд. 3-е. М, 2004.
- Якимович А. К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда. М.: Искусство, 2003.
11. Темы для выступления на семинарских занятиях по первой части курса («эстетика»)
- Телесность в картине мира античности
- Основные концепции красоты философов античной классики
- Красота тела в античной скульптуре
- Основные эстетические категории христианской концепции мира средних веков
- Проблема смеха и комического в зрелом и позднем средневековье
- Тема смеха и комического в романе У. Эко «Имя розы»
- Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
- Представления о красоте и безобразном в трудах теологов и художников Возрождения
- Красота человека в произведениях В. Шекспира
- Красота человека в портретной живописи Возрождения
- Эстетика барокко в трактате Б. Грасиана «Остроумие или искусство изощренного ума»
- Эстетика классицизма в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство»
- Эстетические принципы барокко и классицизма в искусстве XVII века
- Эстетика XVIII века как эстетика вкуса
- Проблема вкуса в эссе Вольтера «Вкус»
- Проблема вкуса в эссе Д. Юма «О норме вкуса»
- Система видов искусства в эстетике Гегеля
- Иерархия видов искусства в романтической эстетике
- Романтическая идея синтеза искусств и ее воплощение в творческой практике
- Эстетические принципы русского футуризма
- Эстетические идеи супрематизма
- Эстетические идеи одного из художественных объединений России 1910-х – 1920-х годов
- Повседневный ритуал приветствия (прощания) в современной студенческой среде
- Повседневный костюм современного студента (студентки)
Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета)
1. Предмет эстетики
2. Основные эстетические категории (прекрасное и безобразное)
3. Основные эстетические категории (возвышенное и низменное)
4. Основные эстетические категории (трагическое и комическое)
3. Эстетическое сознание (эстетическое чувство)
4. Эстетическое сознание (эстетический вкус)
5. Искусство: критерии и границы
6. Художник
7. Произведение искусства
8. Восприятие искусства
9. Морфология искусства (виды искусства)
10. Типология исторического развития искусства: школа, течение, направление, стиль
11. Учение пифагорейцев о «гармонии сфер»
12. Платон о прекрасном (диалоги «Гиппий Больший», «Пир»)
13. Аристотель о катарсисе (по работе «Поэтика»)
14. Эстетические идеи эпикурейцев
15. Плотин о прекрасном
16. Прекрасное, возвышенное и безобразное в религиозной эстетике средних веков
17. Комическое в религиозной эстетике средних веков
18. Народная смеховая культура средневековья и Возрождения (по работе М. М. Бахтина «Творчество Франусуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения)
19. Тема любви и служение Прекрасной Даме в рыцарской культуре средневековья
20. Красота человека в портретной живописи Возрождения
21. Влияние науки на искусство Возрождения
22. Творец искусства как культурный герой Возрождения
23. Виды искусства Возрождения («Книга о живописи» Л. да Винчи)
24. Эстетические принципы барокко (Б. Грасиан «Остроумие или искусство изощренного ума»)
25. Эстетические принципы классицизма (Н. Буало «Поэтическое искусство»)
26. Вкус – основная эстетическая категория просветительской эстетики
27. Прекрасное в интерпретации Д. Дидро (статья «Прекрасное» в «Энциклопедии»
28. Театр и театральность в искусстве XVIII века
29. Личность художника и процесс художественного творчества в эстетике романтизма
30. Иерархия видов искусства и романтическая идея синтеза искусств
31. Эстетические принципы символизма и стиля «модерн»
32. Элитарная и массовая культура и искусство ХХ века
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Эстетика и теория искусства»
Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях, предусмотренных в рамках изучения раздела № 2 «История эстетики»
Семинарские занятия являются одним из основных видов учебной работы по освоению дисциплины «Эстетика и теория искусства».
Семинарские занятия стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с научной литературой и первоисточниками; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию.
Семинарские занятия развивают у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из главных задач проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.
Задачами проведения семинарского занятия являются: формирование и развитие умения самостоятельно анализировать актуальную научную информацию, сравнивать аргументы спорящих сторон, выбирать наиболее развернутые и убедительные из них.
В круг задач семинарских занятий также входят: формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии, формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов. Таким образом, семинарские занятия содержат элементы исследовательского характера, направлены на формирование научного мышления, умения находить, отбирать и интерпретировать информацию по гуманитарным наукам.
Семинарские занятия строятся на системе докладов, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов приведены в настоящем учебно-методическом комплексе. В то же время студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления.
Доклады, разрабатываемые студентами для семинарского занятия в рамках изучения раздела № 2 «История эстетики» основываются на развернутом анализе материалов форума, содержащих обсуждение актуальных проблем истории эстетики.
Обязательным требованием к докладу на семинарском занятии является его сопровождение компьютерной презентацией. Содержание презентации должно включать название темы доклада, его план, реферативное изложение его содержания, основные выводы. Презентация может включать демонстрацию фрагментов информации, раскрывающей или уточняющей тему доклада.
При оценке докладов наиболее существенными критериями являются глубина, самостоятельность, убедительность и аргументированность предложенного студентом анализа темы, полнота ее раскрытия, а также наличие плана, в котором отражается логичность построения доклада, и выводов. Доклад должен содержать список источников, которые использовались при его подготовке, составленный по требованиям ГОСТа («Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.0.5. 2008).
Важным критерием при оценке выступления студента на семинарском занятии является соблюдение регламента. Продолжительность выступления не может превышать 15 минут. Необходимо также помнить о грамотности, стилистической выдержанности речи выступающего, корректности использования специальных терминов. Использование бытовой лексики и слов-паразитов, тавтология, стилистические и грамматические ошибки, а также чтение текста доклада снижают впечатление от выступления и не могут не сказаться на его оценке.
Семинарское занятие как форма учебной работы предполагает не только выступление студентов с докладами, подготовленными заранее, но и развернутую беседу по каждому из выступлений. Именно поэтому участие в семинаре - это еще и участие в такой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на них, полемику как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Более того, можно сказать, что именно вопросы и ответы на них, а также свободная дискуссия по каждому из вопросов семинарского занятия и составляют его основное содержание.
Способность поставить вопрос, предложить свой вариант ответа, как и участие в дискуссии предполагают достаточно глубокую подготовленность по соответствующей теме. Именно поэтому подготовка к семинарскому занятию должна включать не только создание текста собственного выступления, но и знакомство с каждым из вопросов, выносимых на обсуждение на семинаре.
Темы эссе (для студентов заочной формы обучения)
Мой идеальный друг
Моя идеальная подруга
Имидж современного мужчины
Имидж современной женщины
Конкурсы красоты: кому это нужно?
Античный атлетизм и бодибилдинг
Эстетическая трансформация тела: пирсинг
Эстетическая трансформация тела: татуировка
Эстетическая трансформация лица: макияж
Дом, в котором я хотел(а) бы жить
Красота спасет мир?
Красивая жизнь или эстетика гламура
Запахи в жизни женщины
Запахи в жизни мужчины
Цветы как украшение и подарок
Ужасное и безобразное в эстетической палитре современности
Российское телевидение как фактор развития (порчи, деградиции) эстетического вкуса
Человек с развитым эстетическим вкусом это…
Можете предложить свою тему, согласовав ее с преподавателем
Методические рекомендации по написанию эссе,
предусмотренному как часть самостоятельной работы студента при изучении раздела № 1 «Основные теоретические проблемы эстетики».
Подготовка эссе является одним из важных этапов обучения, предусмотренных в рамках дисциплины «Эстетика и теория искусства», а также одной из основных форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы.
Показателями высокой степени овладения студентом общекультурными и профессиональными компетенциями являются умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. Эссе относится к заданиям высокого уровня сложности, позволяя проверить качество овладения студентом содержанием первого раздела дисциплины «Эстетика и теория искусства», а также умениями воспринимать, анализировать, обобщать информацию, самостоятельно анализировать научную, публицистическую, критическую литературу, применять специальную лексику и терминологию, логично и последовательно излагать свои мысли, делать аргументированные выводы, строить письменную речь.
Эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на выбранную тему. Эссе выражает индивидуальные впечатления и субъективное мнение автора по некоему поводу или предмету и потому не претендует на объективность и полноту.
Жанр эссе позволяет автору в свободной форме излагать мысли и суждения высказывать субъективную точку зрения, оригинально освещать материал. Эссе - это размышление на тему, мысли вслух, свободное выражение своей точки зрения.
Эссе представляет собой произведение малой формы. Задача при написании эссе состоит в том, чтобы выразить оригинальную авторскую позицию во выбранной теме по возможности кратко.
Эссе - это сочинение свободное по композиции, которая подчиняется авторской логике, а не формальным требованиям. В то же время эссе должно обладать внутренним смысловым единством и непротиворечивостью суждений; его ключевые тезисы и утверждения должны быть аргументированы.
Важно помнить, что эссе, выражающее личную позицию автора, не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на ее полный, законченный анализ. При написании эссе необходимо избегать как неясных, так и излишне «строгих» построений. Эссе предполагает акцент на активном использовании средств художественной выразительности: метафор, аллегорий, символов, сравнений. Использование многочисленных примеров, неожиданных параллелей, аналогий и ассоциаций для выражения личностного восприятия, субъективной позиции автора не только допустимо, но и приветствуется. Именно поэтому хорошее эссе может написать только тот, кто свободно
владеет темой.
Структура эссе включает следующие компоненты: введение, в котором обосновывается тема эссе, определяется исходная авторская позиция; основную часть, в которой приводятся размышления автора по теме эссе, а авторская позиция аргументируется; заключение, в котором суммируются сделанные выводы и приводится окончательная формулировка авторской позиции. Каждый из параграфов, составляющих основную часть эссе, содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, вывод, являющийся частью аргументации и ведущий к окончательной формулировке авторской позиции.
Для написания эссе выберите научную или научно-популярную литературу, освещающую выбранную тему. Внимательно изучите ее. Она может быть весьма полезной при написании эссе, поможет расширить круг затрагиваемых вопросов, рассмотреть их с разных позиций, выявить неожиданные аспекты рассматриваемой темы. Сформулируйте собственную позицию, найдите аргументы, ее обосновывающие.
Продумайте последовательность изложения ваших основных тезисов и сопровождающих их аргументов. Изложите ваши тезисы и аргументы в определенной вами последовательности. Напишите ведение к эссе, указав обстоятельства, ставшие причиной выбора темы. Напишите окончательный вариант эссе, осуществив литературную обработку вашего текста.
При оценке эссе наиболее существенными критериями являются новизна заявленной темы, глубина и оригинальность авторской позиции, логичность и непротиворечивость аргументации, широта демонстрируемой автором эрудиции.
Эссе должно представлять собственную точку зрения, позицию, отношение автора к заявленной теме. Тема эссе должна быть раскрыта. В то же время эссе должно включать только ту информацию, которая необходима для высказывания и аргументации авторской позиции.
Эссе должно восприниматься как единое целое, его идея должна быть ясной и понятной. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. Изложение выводов должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация - убедительной, полной и непротиворечивой.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, идеи, корректно употребляя специальную терминологию. Язык, которым написано эссе, должен быть стилистически выдержанным, по возможности ярким и образным.
Правила оформления эссе.
Эссе должно быть снабжено титульным листом, на котором указываются: название министерства, вуза, факультета, выпускающей кафедры; тема эссе; ФИО студента, выполнившего эссе; ФИО, ученая степень, ученое звание преподавателя, проверяющего эссе; город, год.
Используется шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал 1,5.
Объем эссе должен составлять от 15 до 20 тысяч знаков с пробелами.
Сноски и список использованной литературы, если они есть, должны быть оформлены в соответствии с ГОСТом «Библиографическая ссылка 7.0.5-2008».