Деятельность менеджера и продюсера в инфраструктуре современного искусства и современного художественного рынка
Сегодня, как никогда ранее, искусству, как и культуре в целом, нужны квалифицированные менеджеры, продюсеры, кураторы. Они обязаны смотреть на изобразительное искусство не только с художественно-эстетической стороны, но и как на предмет маркетинговых технологий, где много разных тонкостей и нюансов. Менеджеру и продюсеру необходимо обладать проектным мышлением.
В постоянно меняющемся мире, где изменения остались единственной константой, колоссально вырос спрос именно на проекты. Таким образом, проект есть реакция культуры на изменения внешней среды.Понятие проект, еще недавно подразумевавшее фиксацию основных идей, средств и плана деятельности, заметно расширилось. Дистанция между культурным проектом и его реализацией предельно сократилась, а в ряде случаев вообще исчезла. Проектные начала проникли в саму деятельность, и их слиянию в немалой степени способствовала эфемерная, нематериальная природа культурного продукта. Проект стал способом преобразования культурной, в том числе и музейно-галерейной, действительности через индивидуальность автора.
Важнейшими особенностями проекта являются:
· целенаправленность;
· целостность;
· ограниченность во времени;
· инновационность;
· коммуникативность;
· адаптированность к внешним условиям
Поскольку главные предпосылки успеха лежат во внешней среде, проект вынужден к ней приспосабливаться. Адаптивность предполагает умение вписываться в определенные рамки, встраиваться в заданный контекст. Самый блестящий проект, игнорирующий это условие, обречен. Рамки – это не что иное, как современные тенденции в развитии общества, обуславливающие, в свою очередь, эволюцию культурных запросов. Становление рынка, развитие гражданского общества, формирование единого информационного пространства – все это не только рамки, но и каналы возможного финансирования проектов.
Выделяют четыре фазы полного проектного цикла:
· замысел;
· планирование и оформление;
· реализация;
· завершение.
На стадии замысла или формулирования основной идеи особенно велика роль человека творческого, способного угадать проектную потребность, увидеть привычную ситуацию в новом свете, найти нужные слова и мысленно представить еще не существующее как реальность.
Необходим постоянный контроль исполнения проекта. Как бы быстро ни воплощалась идея в жизнь, окружающая действительность меняется еще быстрее.Поэтому пересмотр целей и корректировка плана – вещи вполне допустимые, если конечно они не извращают природу проекта.
Практика показала, что для проектной деятельности идеально приспособлены саморазвивающиеся структуры, не сопротивляющиеся воздействиям внешней среды, а эволюционирующие вместе с ней. Это могут быть творческие группы, временные коллективы, объединения волонтеров, ассоциации и т.п.
Особое место в жизни проекта принадлежит информационной составляющей.Проект еще бесконечно далек от завершения, а его информационный двойник уже живет собственной жизнью. Важным в такой ситуации будет не то, чем является проект на самом деле, а то, как он представлен в информационных сетях.
Для того чтобы затраченные усилия не пропали даром, всегда необходимо выходить на проектный режим и научиться в нем работать. Это значит последовательно идти от анализа ситуации к целям, от целей к задачам и стратегии, от стратегии – к планам осуществления.
Десять правил продюсера.
Существует 10 правил, следование которым определяет успех любого проекта.
Продюсер должен:
1. определить цели;
2. обеспечить руководство;
3. распределить обязанности;
4. спланировать всю работу по датам в обратном порядке, начиная со дня открытия;
5. составить для каждого руководителя подразделения календарь работы, и контролировать его исполнение;
6. заранее определить даты проведения основных собраний;
7. следить за тем, чтобы информация быстро и точно доводилась до всех участников проекта;
8. неустанно двигаться вперёд, добиваться прогресса минимальными средствами;
9. регулярно контролировать расходы и доходы проекта;
10. безжалостно гнать от себя запоздалые мысли.
Литература
1. Бабков, В. Галерейный бизнес/В. Бабков; под редакцией В. Бабкова.- Москва: Арт-менеджер, 2006. – 236 с.
2. Барабанов В.Е. Искусство на рынке или рынок искусства / В.Е. Барабанов // Художественный журнал. – 2002. – № 6. – С. 7.
3. Гройс Б. Апология рынка / Б. Гройс // Декоративное искусство СССР. – 1991. — № 2. – С. 15.
4. Гройс Б. Большой проект / Б. Гройс // Художественный журнал. – 2003. – № 53. – с.40-43.
5. Гужалоўскі А.А. Музеі Беларусі (1918-1941 гг.) / А.А. Гужалоўскі. – Мн.: БГУ, 2002. – 256 с.
6. Гужалоўскі А.А. Нараджэнне беларускага музея / А.А. Гужалоўскі. – Мн.: БГУ, 2001. – 164 с.
7. Гужалоўскі А.А. Нацыянальны музей гісторыі і культуры Беларусі – у пошуках вытокаў // Беларускі гістарычны часопіс. – 1995. – №4.
8. Моль, А. Социодинамика культуры/А.Моль. – Москва: ЛКИ,2008.-265с.
9. Переверзев, М.П., Косцов, Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учеб. Пособие / Под ред. М.П.Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 192 с.
10. Рубинштейн, А. Я. Искусство и рынок. Проблемы теории и практики / А. Я. Рубинштейн. – М.:1996. – 221с.
11. Рубинштейн, А.Я. Экономика культуры: учебник для студентов вузов / отв. ред. А. Я. Рубинштейн. – М.: РБК, 2009. – 605 с.
12. Соболева, Е.С. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире/ Е. С. Соболева, М. З. Эпштейн// Вопросы музеологии - 2011.-№1.- с.8-19
13. Томсон Д. Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / Д. Томсон. – М. :Центрполиграф, 2011. – 382 с.
14. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – М.:СПб.,2003. – 527с.
15. Хангельдиева И.Г. Особенности управления в культуре. Прикладная культурология / И.Г. Хангельдиева; под общ.ред. В.П. Воронковой. – М. :Профиздат, 2009. – 178 с.
16. Хангельдиева, И.Г. Культура и рынок: современные тенденции / коллективная монография под ред. И.Г. Хангельдиевой. – М.: Классика - XXI век, 2009. – 224 с.
17. Художественный рынок: вопросы, истории, методологии / СПбУГП; Коллективная монография под ред. Т.Е. Шехтер. – СПб., 2004. – 232с.
18. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://artaktivist.org – Дата доступа: 22.11.2013
19. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.bnb.by – Дата доступа: 22.11.2013
20. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://finance.tut.by– Дата доступа: 22.11.2013
21. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://kulturaenter.pl – Дата доступа: 22.11.2013
22. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.nlb.by – Дата доступа: 22.11.2013