Личные неимущественные права авторов
Личные неимущественные права авторов в определенном смысле составляют стержневое основание всего института авторского права и смежных прав. Во Франции данные права называют моральными, подчеркивая тем самым нематериальную природу этих прав, а также неразрывную связь с внутренним миром личности создателя. Отсюда вытекают два ключевых признака:
- не отчуждаемость (закон признает все сделки с отчуждением данных прав ничтожными по определению);
- вечность моральных прав.
К таким правам можно отнести: право авторства; право на авторское имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения; право на отзыв произведения.
Право авторства (ст.1265 ГК) представляет собой юридически обеспеченную возможность лица считаться автором произведения и связанную с этим фактом возможность требовать от других признания такового авторства. Это первоначальное право. Все остальные появляются постольку, поскольку человек имеет право авторства. От данного права нельзя отказаться. Данное право возникает одновременно с фактом создания произведения. При этом не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Действует это право в течение жизни, прекращаясь смертью автора (прекращается как субъективное право). Но как общественное благо, нуждающееся в признании и защите, оно действует бессрочно.
Право на авторское имяпредставляет собой субинститут права на имя как таковое. Под именем понимается имя гражданина, его отчество и фамилия, право на которое складывается из следующих правомочий:
1) иметь определенное имя;
2) пользоваться им;
3) требовать от других правильного использования данного имени/обращения с именем;
4) возможность изменить имя в установленном порядке;
5) скрывать имя, выступая в отношениях анонимно или под псевдонимом;
6) давать разрешение на использование имени другим лицам безвозмездно или на возмездной основе.
Содержание права на авторское имя раскрывается в той же статье (1265), согласно которой автор имеет право использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем (псевдонимом) или без обозначения имени. Избирая один из указанных в статье способов автор имеет право требовать указания своего имени каждый раз при использовании его произведения. Данное право в отличие от права авторства начинает свой путь в плане реализации не с момента создания произведения, а с обнародования, и пока произведение не обнародовано, оно существует лишь потенциально. Данное право как право субъективное также действует в течение жизни автора, но в качестве общественно значимого интереса охраняется наследниками, иными заинтересованными лицами и далее бессрочно.
Право на неприкосновенность произведения и защиту его от искажений (ст.1266 ГК). Содержание данного права состоит в том, что при случае использования данного произведения без согласия автора не допускается вносить какие-либо изменения как в само произведение, в его название, в обозначение имени автора, производить любые трансформации, связанные с переменой слов/абзацев, любые подобные вещи должны согласовываться с автором произведения. Если произведение коллективное, то изменения должны согласовываться с каждым из соавторов. Один из дискуссионных вопросов, связанных с данным правом заключается в том, может ли переходить данное право другим лицам в случае передачи исключительного права на произведения. Одни возражают по причине того, что данное право личное неимущественное и неотчуждаемое, другие пытаются обосновать возможность подобной передачи. ГК пытается перенять точку зрения вторых.
Право на обнародование произведения (ст.1268 ГК) и право на его отзыв (ст.1269 ГК). Обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Сущность права на обнародование можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. Автор может хранить произведение в тайне до тех пор, пока не посчитает возможным представить его широкой публике, и сделать это может только сам автор (сделать лично либо поручить другим лицам). При жизни лишь сам автор определяет вопрос об обнародовании произведения. Если произведение обнародуется помимо его воли, оно сохраняет режим необнародованного произведения, и может потребовать его изъятия из публичного обращения, что и выражает право на отзыв. Если произведение создается трудом нескольких лиц, согласие на обнародование должны выразить все соавторы. Сложнее решается вопрос о праве автора на обнародование в случае создания им служебного произведения. Работодатель вне зависимости от того, что произведение создается по его заданию, не вправе принудить автора обнародовать произведение, правда, автор несет ответственность за нарушение трудового договора и трудовой дисциплины.
Право на отзыв как возможность автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании и приложить усилия по изъятию его из гражданско-правового оборота, закрепленное в ст.1269 ГК, представляющее важную часть, но может быть реализована при условии, если автор возместит всем контрагентам, пользователям убытки, включая упущенную выгоду. В отношении данного права закон делает ряд исключений: оно не может быть реализовано применительно к программам ЭВМ, а также к произведениям, вошедшим в состав сложных объектов. В отличие от других личных неимущественных прав право на обнародование способно переходить к другим лицам, в частности оно переходит к наследникам автора, что указывает на имеющую место условность деления авторских прав на моральные и экономические.