Тема: Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Конецкого В
Цели: :
· подготовить учащихся к выполнению 3-ей части теста (задание С) в формате единого государственного экзамена ;
· предотвратить типичные недостатки в работе учащихся при написании сочинения;
· развивать умение логично, грамотно излагать мысль;
· способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью.
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С, контрольные листы, презентация репродукции картин
Эпиграф к уроку:
«Чтобы научиться писать, надо писать!»
Д.Лихачев.
Ход урока:
· Организационный момент. Постановка задачи урока:
-Добрый день, ребята.
- Сегодняшний урок по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту В.Конецкого пройдет под девизом «Чтобы научиться писать, надо писать!» (слайд 1)
· Мотивационный этап:
- Почему нужно научиться писать сочинение, а может достаточно выполнить только тестовые задания частей А и В? (Прослушать мнения учащихся)
- Без сочинения вы сможете набрать по 100-бальной системе 58 баллов, если не допустите ни одной ошибки. Маловато для поступления в ВУЗ? Поэтому моя цель сегодня – научить вас написать сочинение, показать более эффективные пути работы над текстом, а ваша задача – сотрудничать со мной и активно трудиться.
- Существуют определённые требования к сочинению – рассуждению. Вспомним композицию сочинения (Прослушать ответы детей)
- А теперь рассмотрим, сколько баллов можно получить за сочинение, написанное по данным критериям (слайд 2)
Вступление с формулировкой проблемы | |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. | |
Отражение позиции автора. | |
Собственная позиция с аргументами | |
Заключение |
- Приходим к выводу, что даже при допуске многочисленных орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок вы получите эти баллы
- Кроме этих семи баллов 2 балла за смысловую цельность, речевую связность, последовательность вашего сочинения + 2 балла в подарок, если не допустите фактических ошибок, не нарушите этических норм.
- Так что решайте, научимся писать сочинение?
· Операционально-познавательный этап
· Работа по тексту (Приложение 1)
1)Первичное чтение текста.
2)Читаем с карандашом в руках, подчеркивая ключевые (опорные, важные, повторяющиеся) слова. (Во время настоящего экзамена вы можете тоже подчеркивать, это не запрещено)
- Листок разделите вертикально на две части. Прочитаем текст по абзацам, сформулируем микротему, т.е передаем емкими предложениями главную информацию, как в задании А 27. (Работа в черновиках. Приложение 2)
- Перед вами листы со скелетом сочинения (Приложение 3), заполним речевыми клише его части .
· Позиция автора
- Иногда трудно сформулировать проблему, тогда лучше найти авторскую позицию:
(слайд 3)
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.
Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
1)Что хотел сказать автор своим, создавая данный текст?
2)Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героя?
Позиция автора - это ответы на вопросы:
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это всё написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
Чему учит текст?..
Внимание!В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо.
-В каком предложении текста выражается авторская позиция?
(…функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины)
- Какими словами можно передать слово «функция»? (назначение, цель, задача)
(раздать учащимся карточку с речевыми клише по позиции автора)
- Заполним речевые клише:
1)Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (цитаты)_______________________________________.
…………………… уверен: (разъяснение цитаты). __________________
_________________________________________________________
2)Автор считает, что …………………………………………………….
3)Автор убеждает нас в том, что……………………………………….
4)Автор стремится донести до читателя мысль о том, что ……………………………………………………………………………….
· Формулировка проблемы
- Освежим наши знания о проблеме текста (слайд 4, 5)
Формулировка проблемы
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1.В виде вопроса | Что дает человеку любовь к природе? Почему нельзя забывать отчий дом? Возможно ли создание идеального общества? |
2.Сочетанием слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?) | Автор данного текста затрагивает проблему (чего?) отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества? |
Основная проблема-
это та, что стала объектом раздумий
автора; над которой он в основном
размышляет; по которой отчетливо
заявлена авторская позиция.
- Составьте вопрос так, чтобы авторская позиция являлась ответом, и тогда вы правильно сформулируете проблему (В чем состоит подлинное назначение искусства?)
- Заполним речевые клише.
1._______________________________________________________________?
Над этой проблемой размышляет автор. (Эту проблему выдвигает автор текста. Это основная проблема, поставленная в предложенном тексте.)
2.Автор данного текста затрагивает проблему (чего?)__________ _______________________.
3.Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) _______________________________________________________________
__________________________________________________________.
4.В тексте писателя ____________________ поднимается проблема ______________________________________________________________
· Комментарий проблемы
- Переходим к комментарию (слайды 6, 7, 8)
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор.
Текстуальныйкомментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
• На чем заостряет внимание? Почему?
• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
• Какие эмоции автора выражены в тексте?
• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
- Вернемся к нашему черновику, заполним правую сторону листа, используя речевые клише.
(объединить микротемы; части, которые не касаются выбранной проблемы, оставить)
- Продолжим речевые клише, помогающие составить комментарий.
1)Проблема раскрывается автором на примере …………………………………..
2)Писатель раскрывает проблему на примере…………………………………….
3)Автор говорит, что….
4)По мнению Конецкого, ……..
5)Автор искренне восхищен, огорчён (чем?)……………………………
6)Конецкий отмечает (подчеркивает, объясняет, выделяет)
· Собственная позиция
- Формулирование собственной точки зрения представляет собой ещё одно сочинение – рассуждение. Выражаете согласие или несогласие и сразу выдвигаете свой тезис по авторской позиции (Слайд 9)
1)Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (цитаты)_______________________________________.
…………………… уверен: (разъяснение цитаты). __________________
_________________________________________________________
2)Автор считает, что …………………………………………………….
3)Автор убеждает нас в том, что……………………………………….
4)Автор стремится донести до читателя мысль о том, что ……………………………………………………………………………….
(Искусство призвано пробуждать чувство родины)
- Теперь подбираем аргументы, не забывая, что примеры из художественной, публицистической, научной литературы дают 2 балла. (Поиск примеров)
- Предлагаю прочитать отрывок из рассказа Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
«… Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!»
- Как повлияла чудесная музыка на героиню произведения, какие чувства вызвала в ней музыка? (Музыка – вид искусства – вызвала чувства любви к родине)
- Прочитали много стихотворений Есенина, Блока о родине. И они тоже находили отклик в вашем сердце – вместе с лирическим героем этих стихотворений вы тоже испытывали чувство любви к родине.
- Картины Левитана, Серова, Шишкина (слайды 10,11, 12)
(Чувство родины как бы абстрактное чувство, но глядя на картины, мы восхищаемся красотой природы, любуемся - а это и есть чувство любви к Родине, п.ч. в нашем представлении родина - это природа, люди.)
- Используя данные аргументы, создаем эту часть сочинения.
Доказательство своей позиции:
Первый аргумент:
1)В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ (пример-аргумент) ………………….
..…………………………………………………………………………………….
2) Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу главного героя романа (Гончарова «Обломов»)……………. …………………………………………………….
…………..
3)Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме ………………………………………
Второй аргумент:
1)Такую же мысль высказал публицист (писатель) в статье (произведении) « ………………………». Он также считал, что …………………………….
2) В доказательство своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.
У меня есть знакомая, довольно образованная девушка.
3)Хочу рассказать об одном случае из моей жизни………
Образец:
Тезис | Я согласен ас автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины |
Логический переход | Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России. |
Аргументы | А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, С.Есенин, А.Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу:»Не надо рая, Дайте родину мою». |
Микровывод | Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. |
· Заключение (вывод) (слайд 14)
- Речевые клише к данной части:
Итак, автор показал нам, что ……
Итак, текст (Конецкого) ещё раз заставил меня убедиться в том, что…
.
Таким образом, следовательно, в заключение хочу подчеркнуть…
Другие виды заключений: 1)призыв, обращение к читателю; 2)риторический вопрос | Особенно уместны в том случае, если автор сам нас к чему-либо призывает. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи. Просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем? В конце сочинения возвращает читателя к проблеме текста, подчёркивая её актуальность. Художественная литература дарит несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? |
· Рефлексивно-оценочный этап
- Вот у нас получилось сочинение, составленное строго по композиции.
- Как оцените нашу совместную работу? Полезен ли был урок?
- В заключение хочу сказать: Мне было приятно работать с вами. Желаю удачи на экзаменах!
Домашнее задание: сочинение оформлять на листах и передать мне на проверку. Исправлю ошибки, по критериям проставлю баллы.
Литература: А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.
Приложение 1.
Исходный текст
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, темные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своем долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…
(По В.Конецкому)
Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) – капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист.
Приложение 3 Тема: Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту В.Конецкого.
«Чтобы научиться писать, надо писать!»
Д.Лихачев
План сочинения | Речевые клише |
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. 1 балл | |
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы. 2 балла | |
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет, основная мысль. 1 балл | |
Формулировка своей позиции | |
Доказательство собственной точки зрения Аргументы 3 балла | |
Заключение Обобщение основных мыслей автора | |
Другие виды заключений: 1)призыв, обращение к читателю; 2)риторический вопрос |
Лист для разреза на карточки.
План сочинения | Речевые клише | ||
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. 1 балл | 1._______________________________________________________________? Над этой проблемой размышляет автор. (Эту проблему выдвигает автор текста. Это основная проблема, поставленная в предложенном тексте.) 2.Автор данного текста затрагивает проблему (чего?)__________ _______________________. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) _______________________________________________________________ __________________________________________________________. В тексте писателя ____________________ поднимается проблема ______________________________________________________________ | ||
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы. | 1)Проблема раскрывается автором на примере ………………………………….. 2)Автор раскрывает проблему на примере……………………………………. 3)Автор говорит, что…. 4)По мнению Конецкого, …….. 5)Автор искренне восхищен, огорчён (чем?)…………………………… | ||
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет, основная мысль. | 1)Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (цитаты)_______________________________________. …………………… уверен: (разъяснение цитаты). __________________ _________________________________________________________ 2)Автор считает, что ……………………………………………………. 3)Автор убеждает нас в том, что………………………………………. 4)Автор стремится донести до читателя мысль о том, что ………………………………………………………………………………. | ||
Формулировка своей позиции | 1)Нельзя не согласиться с автором текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса)………………………………………. 2)Я согласен с автором данного текста в том, что (формулировка тезиса) …………………………………………………………………………………… 3)Я согласен с автором текста и тоже считаю: (тезис) ……………………………………………………………………….. 4)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что………. | ||
Доказательство собственной точки зрения | Первый аргумент: 1)В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ (пример-аргумент) …………………. ..……………………………………………………………………………………. 2) Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу главного героя романа (Гончарова «Обломов»)……………. ……………………………………………………. ………….. Второй аргумент: 1)Такую же мысль высказал публицист (писатель) в статье (произведении) « ………………………». Он также считал, что ……………………………. 2) В доказательство своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть знакомая, довольно образованная девушка. 3)Хочу рассказать об одном случае из моей жизни……… | ||
Заключение | Итак, автор показал нам, что …… Итак, текст (Конецкого) ещё раз заставил меня убедиться в том, что…. Таким образом, следовательно, в заключение хочу подчеркнуть… | ||
Другие виды заключений: 1)призыв, обращение к читателю; 2)риторический вопрос | Особенно уместны в том случае, если автор сам нас к чему-либо призвает. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи. Просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем? В конце сочинения возвращает читателя к проблеме текста, подчёркивая её актуальность. Художественная литература дарит несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? | ||
Фрагмент сочинения
В чем состоит подлинное назначение искусства? Философы, писатели, музыканты, художники разных эпох пытались найти ответ на этот вопрос. Одни считали, что искусство должно приобщать человека к прекрасному, другие видели в искусстве рупор общественных идей, третьи – источник развлечения… Интересный аспект этой проблемы раскрыл В.Конецкий.
По мысли автора, подлинное искусство дарит человеку радость, ощущение полноты жизни, которое неразрывно связано с чувством родины. Не случайно при виде птиц на палубе теплохода в памяти автора, находящегося вдали от родины, всплывает знакомый с детства образ – картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина, изображающая раннюю весну, поражает зрителей своей простотой и глубоким пониманием русской природы. Действительно, полотна знаменитых русских пейзажистов – Левитана, Серова, Коровина – особенно близки и дороги тем, кто с детства влюблен в красоту природы России, кому знакома «русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной».
Таким образом, позиция В.Конецкого заключается в следующем: одна из важнейших функций искусства – будить в человеке чувство родины.
… Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель
4) художественная литература рождает в человеке добрые чувства;
5) художественная литература воспитывает человека, делает людей лучше;
Виды заключения
Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств
Анализ
В подготовке учащихся к выполнению задания уровня С в процессе подготовки к ЕГЭ сложилась определенная система. Здесь важно упомянуть о главных принципах, которыми руководствуюсь в этой работе:
1) задание уровня С может выполнить каждый ученик;
2) не бросай ученика в пучину трудностей, пока не научишь преодолевать их.
Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств
каждый год подбираются новые тексты, пусть этот текст будет аргументом к вашему сочинению
ВЕЛЬБОТ, -а; м. [англ. whale-boat]
Быстроходная четырёх- или восьмивёсельная мореходная шлюпка с острыми носом и кормой, обычно с небольшой мачтой. Разъездной в. Спасательный в.
Исходный текст
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, темные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своем долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…
(По В.Конецкому)
Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) – капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист.
….Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
(К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками)
Фрагмент сочинения
В чем состоит подлинное назначение искусства? Философы, писатели, музыканты, художники разных эпох пытались найти ответ на этот вопрос. Одни считали, что искусство должно приобщать человека к прекрасному, другие видели в искусстве рупор общественных идей, третьи – источник развлечения… Интересный аспект этой проблемы раскрыл В.Конецкий.
По мысли автора, подлинное искусство дарит человеку радость, ощущение полноты жизни, которое неразрывно связано с чувством родины. Не случайно при виде птиц на палубе теплохода в памяти автора, находящегося вдали от родины, всплывает знакомый с детства образ – картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина, изображающая раннюю весну, поражает зрителей своей простотой и глубоким пониманием русской природы. Действительно, полотна знаменитых русских пейзажистов – Левитана, Серова, Коровина – особенно близки и дороги тем, кто с детства влюблен в красоту природы России, кому знакома «русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной».
Таким образом, позиция В.Конецкого заключается в следующем: одна из важнейших функций искусства – будить в человеке чувство родины.
Анализ
В подготовке учащихся к выполнению задания уровня С в процессе подготовки к ЕГЭ сложилась определенная система. Здесь важно упомянуть о главных принципах, которыми руководствуюсь в этой работе:
3) задание уровня С может выполнить каждый ученик;
4) не бросай ученика в пучину трудностей, пока не научишь преодолевать их.
Текст.
(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?
(По В. Конецкому)
Основные проблемы: | 1) проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?); 2) проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека?). |
Авторская позиция: | 1) настоящее произведение искусства "будит и освещает в соплеменнике чувство родины"; 2) ощущение родины у русского человека - это ощущение счастья. |
Оцените данную работу по критериям проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. Ниже дана таблица для заполнения.
К 1 | К 2 | К 3 | К 4 | К 5 | К 6 | К 9 | К 10 | К 11 | К 12 |