Урок 72 (133). Подготовка к сочинению по темам

Связанным с анализом эпизода

Из художественного произведения русской литературы ХIХ—ХХ веков

Цель урока: закрепить умение анализировать эпизоды из художественных произведений.

Методические приемы: повторение теории литературы, обобщенный анализ произведений, беседа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания: чтение и обсуждение планов сочи нений

II. Слово учителя

Темы, в которых необходимо проанализировать эпизод, стоят первыми в каждом блоке: Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ главы Х второй части романа И. А. Гончарова «Обломов».) (блок № 1); а) «Раздвоение Ивана». (Анализ главы 11 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».); б) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 1 части первой.) (блок № 3); Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».) (блок № 5); Печорин и контрабандисты. (Анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (блок № 7) и т. д.

Над темой такого рода удобно работать на экзамене (конечно, если есть подобный опыт), потому что весь текст у тебя перед глазами и ты сосредоточен на небольшом отрывке знакомого тебе произведения. Здесь необходима скрупулезная работа, важно придерживаться определенных общих правил. Например, определить смысловую и композиционную роль эпизода (как влияет его содержание на «читательское знание» о герое, случайно ли его расположение); общие идеи, мотивы, быть может, даже ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующими и предыдущими; выявить своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи. Важно обратить внимание на расстановку персонажей в эпизоде, на то, от чьего имени ведется рассказ. Можно создать систему опорных тезисов или вопросов, обращая внимание на важнейшие элементы разбираемого эпизода.

Примером подобной работы, наверное, может послужить обсуждение своеобразного эпизода-аллегории из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина (глава «Вожатый»), где совмещаются реальный и фантастический миры, порождая антитезу покоя (состояние сна) и тревоги, апофеоз которой — стихийный разгул природы. Воплощением этого совмещения становится пророческий сон Петруши. К этому эпизоду мы обращаемся при работе над образом Пугачева.

Предварительные вопросы:

— Можно ли назвать все, что видит главный герой, пророческим видением, или это действительно сон? Какие признаки сна можно назвать?

— Можно ли разделить эпизод на несколько частей? Есть ли логика в последовательности происходящих во сне событий?

— Попробуйте найти в тексте эпизода слова, которые являлись бы позиционными антонимами. Можно ли выделить особые лексико-семантические группы?

— «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства своей жизни». Прав ли герой?

— Что происходит, когда герой спит? Имеют ли эти события символическое значение?

— Чем обусловлено расположение эпизода?

Обсуждая первый вопрос, мы обращаем внимание на свойственное состоянию сна перемещение героя в «другую» реальность, «когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях», причем эта реальность — полуфантастическая и абсурдная с точки зрения здравого смысла, видится герою гораздо более явной по сравнению с тем, что происходит в действительности: «мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы долго блуждали по снежной пустыне... » — это о том, что происходит на самом деле; «вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы» — это о том, что происходит во сне.

По мнению ребят, мир сна тоже двояк: первая часть его — то, что могло бы произойти на самом деле (Петруша мог вернуться, отец мог заболеть), вторая часть — фантастическая, нереальная для самого спящего героя (вместо отца на постели мужик, которого матушка называет посаженным отцом, тогда как Петр еще не женат; герой отказывается от благословения, мужик хватает топор и машет им во все стороны).

Основной лексико-семантической группе эпизода («опасение — прогневался — ослушание — беспокойство — глубокое огорчение — страх — печальные лица — болезнь — недоумение — мертвые тела — кровавые лужи — ужас») противостоят «веселый» взгляд чернобородого мужика, его «ласковое» обращение с Петрушей и много раз повторяемое слово «благословение».

По В. И. Далю, «благословлять — желать блага, добра, счастия, призывать на кого-либо благоденствие». Снова контраст — пожелание счастья и добра с окровавленным топором в руке. Смешиваются не только реальный и нереальный миры, но и понятия добра и зла. Пусть по-иному, но все-таки произойдет это смещение и в той реальной жизни, которая ожидает главного героя: «страшный мужик» Пугачев будет «ласков» к нему, ему будет обязан Гринев своим соединением с Машей, раньше Андрея Петровича Гринева «благословит» этот брак мужицкий царь. Мир действительно переворачивается самым фантастическим образом: вчерашний мужик объявляет себя законным российским государем, добрый капитан Миронов жестоко пытает пленного и сам становится жертвой жестокости Пугачева, любящая Гринева Маша оказывается в руках Швабрина и проявляет мужество и стойкость, которые трудно ожидать от той тихой и робкой бесприданницы — дочери капитана Миронова, какой является она читателю в первых главах повести.

Во сне герой испытывает явно возрастающее чувство страха перед мужиком, в реальной — снисходительность и интерес к «бродяге», «мужичку» и обусловленную социальным статусом и законами дворянской чести ненависть к «вору» и «разбойнику», посягнувшему на императорский престол. Но эти чувства сменяются благодарностью Пугачеву, невольным уважением и жалостью. Среди реальных «кровавых луж», «мертвых тел», смерти, страха, ужаса Гриневу поможет выжить благородство Пугачева, его милосердие.

Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «черная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращенные к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И точно так же, как во сне, — множество мертвых тел близких герою людей.

Важно отметить, что сам герой рассказывает о своем сне и происшедших с ним событиях. Из многообразия фактов выбрано то, что кажется важным ему — отдельно взятому человеку; именно с его точки зрения показан пугачевский бунт и лишь в том отношении, в каком касался он лично его, Гринева, и его семьи. И, наверное, символично то, что события во сне разворачиваются именно у него дома, в его семье.

Ребята считают неслучайным, что, заснув во время бурана, главный герой просыпается уже вне опасности — на постоялом дворе (хотя буран еще продолжается). Мужик, приснившийся главному герою, вывел его из бурана, он же спас ему жизнь вовремя непримиримой войны между крестьянами и дворянами. Да и сам буран похож на бунт своей непредсказуемостью, масштабом и невозможностью бушевать вечно. И то, и другое — стихия, своенравная и бессознательная. Пожалуй, и сон — стихия, и недаром в нем героем «овладевает недоумение».

По сути дела, сон Гринева — аллегория будущих событий, но аллегория своеобразная, как будто тоже перевернутая: вместо конкретного предмета, заменяющего абстрактное понятие, высшая степень абстракции — сон — становится пророческой схемой конкретных событий.

Обобщение сказанного — план сочинения по данной теме (его учащиеся вполне могут сделать самостоятельно).

Домашнее задание

Составить развернутые планы сочинений по произведениям ХIХ—ХХ веков, связанных с анализом эпизода.

Наши рекомендации