Урок 71 (132). Подготовка к сочинению

По темам сопоставительного характера,

Сформулированным по русской литературе ХIХ века

Цель урока: повторить произведения ХIX века с точки зрения сопоставления образов.

Методические приемы: повторение, сравнительный анализ; работа над конспектами.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Слово учителя

Сочинения сопоставительного характера предполагают сравнение героев, образов внутри одного или нескольких произведений. Такое сравнение можно проводить последовательно (например, характеристика Фамусова, затем характеристика Молчалина — тема 3 из блока № 3) и параллельно (что сложнее, но интереснее), сопоставляя происхождение, характеры, судьбы, отношения и т. д. Некоторые подобные темы требуют поиска общих черт героев, что не отменяет сравнительную характеристику (например, тема 2 (б) из блока № 24: «Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот».)»

Сопоставлять образы героев возможно по следующей условной схеме (разумеется, пункты плана можно варьировать, выделять главное, что может лечь в основу сравнительной характеристики, в зависимости от конкретного произведения, конкретной темы):

— особенности портретной характеристики: как характеризует героя внешность, одежда (вспомним нарочито небрежного Базарова, его длинные волосы, балахон); как и почему меняется портрет (вспомним, как на протяжении романа «Война и мир» меняется портрет Наташи Ростовой — она может быть очаровательной в минуты вдохновения, любви и может быть изуродованной горем, в отличие от неизменно мраморно-прекрасной, равнодушной Элен — тема 3 из блока № 9; портрет Татьяны Лариной, данный как противопоставление Ольге («ни красотой сестры своей, ни прелестью ее румяной / не привлекла б она очей...»); первый в русской литературе психологический портрет у Лермонтова (Печорин в «Максим Максимыче») и т. д.;

— происхождение, образованность, род занятий: (например, «Барин и мужик в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — тема 3 из блока № 63);

— история семьи, родовые и индивидуальные признаки, традиции, преемственность (например, тема 4 (а) из блока № 53: «Мастер и его ученик в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».);

— особенности характера, привычки (например, «Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», глава четвертая, том первый.)» — тема 1 и блока № 21; «Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)» — тема 3 (а) из блока № 70.);

— взгляды, убеждения, нравственная позиция героев:например, тема 3 (б) из блока № 47: «Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»; тема 3 из блока 54: «Гринев и Швабрин. (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)»;

— выразительные детали: «обнаженная красная» рука Базарова и холеная ручка в перчатке Павла Петровича Кирсанова; прекрасные глаза княжны Марьи Болконской, халат Обломова и т.п.;

— речевая характеристика (например, тема 1 из блока № 5 — «Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)», тема 1 (б) из блока № 51: «Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».)», тема 3 (б) из блока № 70: «Паратов и Карандышев. (По пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».)»;

— способность к внутреннему диалогу, самоанализу: тема 2 из блока № 10: «В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)»; тема 3 (а) из блока № 11: «Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)»; тема 4 (а) из блока № 24: «Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот».)»; тема 3 из блока № 52: «Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»; герои Толстого, Лермонтова, Достоевского;

— отношение героя к людям, отношение окружающих к герою (например, тема 4 из блока № 30: «Тема поэта и толпы в лирике В. В. Маяковского»);

— как проявляет себя герой в любви, в дружбе: (тема 1 из блока № 1: «Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ главы Х второй части романа И. А. Гончарова «Обломов».), тема 3 (а) из блока № 8: «Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий», тема 4 из блока № 16: «Любовь в жизни героев М. А. Шолохова. (По одному из романов писателя.);

— как проявляют себя герои в ситуациях выбора: (например, «Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» — тема 4 (а) из блока № 14);

— как изменяется герой на протяжении произведения (сопоставление внутри одного образа): — тема 3 из блока № 56: «Тема противопоставления героя обществу: тема 4 из блока № 30; «Тема поэта и толпы в лирике В. В. Маяковского»; тема 2 (а) из блока № 32: «Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»;

— отношения автора к героям (как соотносятся автор и его герой): тема 2 из блока № 28: «Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М. Горького.)»;

— сопоставление «коллективных» образов: тема 3 из блока № 27: «Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»; тема 3 из блока № 45: «Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»; тема 2 (б) из блока № 70: «Что объединяет и что разнит активистов Гремячего Лога? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».)»;

При обсуждении тем находим примеры, возможность обобщения совместно с учениками; подбираем цитаты, выявляем главное и отмечаем второстепенное в сопоставительных характеристиках. Сочинение сопоставительного характера предполагает заключение, в котором должно быть понятно, для чего делалось сопоставление: нашли общие черты и различия, ярче выявили характеры, проследили литературные традиции, осознали актуальность поставленных автором проблем, глубже поняли текст и т. д.

Домашнее задание

1. Составить планы сочинений по произведениям ХIХ века (выборочно, по желанию учеников);

2. Повторить теорию литературы (литературоведческие понятия),

3. Готовиться к работе над темами, связанными с мастерством писателя ХIX века.

Наши рекомендации