Подготовка к сочинению-описанию природы или уроку-концерту

I. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

II. Подготовка к сочинению-описанию природы

Исходя из индивидуальных возможностей учеников и наличия времени, сочинение можно сделать классным (мини-сочинение) или домашним.

— Попробуйте описать вашу прогулку зимой. Продумайте план. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, которые помогут представить увиденное вами, а также почувствовать ваше настроение и отношение к увиденному. Дайте название вашему сочинению.

Единого плана для всех быть не может, потому что задача этой творческой работы — выразить свое чувство, свое восприятие зимней природы. Можно рассказать о зимней реке или лесной чаще, о поле или горах. В качестве примера можно прочитать одно или два ученических сочинения, например «Зимний лес» (см. Приложения).

Подготовка к уроку-концерту

На следующем уроке мы не только подведем итоги изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века», но и закончим изучение произведений писателей XIX века и перейдем к XX столетию. Итоговый урок можно провести в форме конкурса чтецов или урока-концерта (в соответствии с возможностями и желанием класса). Учитель вместе с инициативной группой составит сценарий урока, используя творческие возможности класса, музыку, рисунки детей, иллюстрации и сочинения учеников о природе. Важно, чтобы прозвучали уже известные ученикам и новые стихотворения поэтов XIX века о природе.

Домашнее задание

В соответствии с планом следующего урока:

— подготовиться к классному сочинению-описанию зимней прогулки, составить черновик плана, подобрать эпитеты, сравнения и метафоры;

— подготовиться к уроку-концерту (конкурсу).

Индивидуальное задание

Подобрать или нарисовать самостоятельно иллюстрации к прочитанным стихотворениям. Подобрать музыкальное произведение, соответствующее по настроению одному из стихотворений (по выбору). Поставить танцевальную композицию по одному из стихотворений.

Опережающее задание

Читать феерию А. С. Грина «Алые паруса».

Урок 54

Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века

Урок развития речи или урок-концерт

Сочинение-описание природы

В начале урока еще раз предупредим детей, что главная задача ученика при написании творческой работы — передать собственные впечатления, переживания и ощущения.

При анализе сочинения на одном из последующих уроков прочитаем вслух с разрешения учеников лучшие творческие работы и обратим внимание на наиболее удачные эпитеты, метафоры и сравнения.

Урок-концерт (конкурс)

Планирование урока будет индивидуальным для каждого класса.

Самое важное на этом уроке — это создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личного восприятия русской лирической поэзии.

Домашнее задание

Прочитать феерию А. С. Грина «Алые паруса».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

Александр Степанович Грин

3 часа

Урок 55

Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль

I. Историко-культурный контекст XX века

Беседа

Переходя к изучению произведений художественной литературы XX века, остановимся на том, что ее герои и образы сильно отличаются от героев и образов предыдущего века. Писатели тоже становятся другими: если в XIX веке писатели были дворянами по происхождению, то в XX веке писатели попадают в русскую литературу из глубины народной жизни: из села, из рабочей слободы.

— Какие исторические и культурные события происходили в XX веке? Как, по-вашему, они влияли на литературу?

Ученики уже знают основные даты истории России XX века, поэтому будем опираться на это знание, которое необходимо актуализировать и сделать некоторые обобщения. Запишем в тетради и на доске несколько основных дат:

1914—1917 годы — Первая мировая война.

1917 год — Великая Октябрьская социалистическая революция.

1918—1921 годы — Гражданская война.

1941—1945 годы — Великая Отечественная война.

Ход беседы будет зависеть от знаний учащихся. Скажем, что после революции миллионы жителей России получили право на бесплатное образование и стали грамотными. В литературу пришли новые имена, а авторы, которые писали и раньше, открыли для себя новые источники вдохновения. Среди них был Александр Грин.

Методические замечания

Детям, как и взрослым людям, биография писателя становится интересной тогда, когда их притягивает и завораживает творчество писателя. К биографии автора «Алых парусов» дети могут обратиться при желании самостоятельно.

Прекрасный, исполненный глубокого понимания рассказ об А. С. Грине принадлежит В. Вихрову и открывает двухтомник, подготовленный при участии жены А. Грина — Нины Николаевны Грин[11].

Ощущение подлинного творческого братства, глубокое проникновение в сущность творчества А. Грина передает нам К. Паустовский[12].

В этом очерке мы читаем:

«Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку»[13].

«С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.

Дома мальчика постоянно били. Даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына песенкой:

А в неволе

Поневоле,

Как собака, прозябай!

„Я мучался, слыша это, — говорил А. С. Грин, — потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее“.

С большим трудом отец отдал А. Грина в реальное училище.

Из училища Грина исключили за невинные стихи о своем классном наставнике.

Отец жестоко избил его. А потом несколько дней обивал пороги у директора училища, унижался, ходил к губернатору, просил, чтобы сына не исключали, но ничто не помогло»[14].

Злосчастные стихи А. Грин написал, подражая пушкинской «Коллекции насекомых»: несколько шуточных куплетов на преподавателей превратились в целое дело, а Грин приобрел репутацию «зловредного сочинителя», в результате в гимназию его тоже не приняли.

В. Вихров, рассказывая о горьких скитаниях, о голоде, несчастиях будущего писателя и о мечте о море, пишет:

«Удивляться надо не житейской неопытности Грина, не тем передрягам, которые претерпевает шестнадцатилетний мечтатель, попавший из тихой Вятки в шумный портовый город, а тому поистине фанатическому упорству, с каким пробивался он к своей мечте, — в море, в матросы»[15].

Первый раз А. Грина взяли на корабль юнгой: он должен был выполнять всю необходимую работу и при этом платить деньги за продовольствие. Денег у Грина не было, и после второго рейса его списали. Он нанимался на другие корабли. Порядки в те времена во флоте были порой бесчеловечными, невыносимыми. Грин остро чувствовал несправедливость и выступал против нее. Деспотичным владельцам судов и капитанам не по нраву приходился самостоятельно мыслящий матрос, и его выгоняли с судна.

Крым, Азербайджан, Урал, нефтяные разработки, золотые прииски, плавание на барже, работа банщиком и бакенщиком — А. Грин пытался найти свое место в жизни, найти подходящую работу, но возвращался к отцу в Вятку — без денег, часто больной. Перепробовав, казалось бы, все, что можно, Грин поступает в солдаты. Но служба в мрачных казармах, где царили самые жестокие нравы, поражает Грина бессмысленностью. Здесь он встречается с эсерами (социалистами-революционерами), начинается его революционная деятельность.

За агитацию среди матросов Севастополя А. Грин был арестован и два года просидел в тюрьме. Именно в тюрьме Грин начал писать. При этом он приобрел уважение рабочих-революционеров, сидевших в тюрьме. Об этом свидетельствует удивительный случай:

«С гордостью и восхищением вспоминает писатель о тех четырех рабочих социал-демократах, что при объявлении амнистии в октябре 1905 года решительно отказались выходить из тюрьмы, пока не отпустят на свободу „студента“, т. е. Грина.

„Адмирал согласился выпустить всех, кроме меня, — пишет Грин. — Тогда четверо рабочих с.-д., не желая покидать тюрьму, если я не буду выпущен, заперлись вместе со мной в моей камере, и никакие упрашивания жандармского полковника и прокурора не могли заставить их покинуть тюрьму“.

Через день, 20 октября 1905 г., рабочие вышли из тюрьмы вместе с Грином»[16].

Самая знаменитая книга А. Грина — феерия «Алые паруса» — задумывалась в 1917—1918 годах, в огне революции и войны. Мечтой и верой в прекрасное, подлинно чудесное откликался Грин на грозные события и невиданные преобразования тех лет.

II. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль

Методические замечания

Феерия Александра Грина «Алые паруса» — произведение, играющее ключевое значение в мировоззрении ребенка. Как всякое выдающееся художественное произведение, оно многослойно по содержанию: перечитывая его заново, можно каждый раз открывать новые яркие образы и исследовать глубину мысли автора. Конечно, детьми мы не можем воспринять богатство авторской идеи во всей полноте, тем более важно воспринять художественные образы Грина, ощутить в каждой строке биение пульса жизни и мечты.

Возможно, кто-то из детей уже читал «Алые паруса»: это можно выяснить в начале урока.

Наша задача — увлечь детей произведением, сделать так, чтобы они дома сами стали читать произведения этого автора. Мы предлагаем посвятить занятие выразительному чтению первой главы «Предсказание». Читать начнет учитель, продолжат, возможно, хорошо читающие ученики.

Однако предварительно следует выяснить значение термина феерия.

Словарная работа

Существительное феерия произошло от французского слова со значением фея. Имеет два значения.

1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышностью постановки и сценическими эффектами.

2. Переносное значение: волшебное, сказочное зрелище. От существительного феерия можно образовать прилагательные феерический, фееричный.

— Как вы понимаете такое выражение: «На День выпускника организаторы праздника подготовили огненную феерию на воде»?

— Подберите синоним к словосочетанию феерически красиво.

— Книга Александра Грина «Алые паруса» имеет подзаголовок феерия. Как вы думаете, какое значение имеет это слово в данном случае? Каким по содержанию должно быть произведение с таким подзаголовком?

Выразительное чтение

В главе первой — «Предсказание» — рассказывается предыстория (почему матрос Лонгрен перестал ходить в плавание и стал постоянно жить в своем доме в Каперне) и история детства Ассоль.

Это одновременно подлинная драма и затаенная радость, сплав боли и мечты. Даже если дети уже самостоятельно читали эту главу, то чтение учителя, расстановка акцентов, богатство интонаций откроют детям новые грани этой истории.

Возможно, у вас, уважаемый коллега, возникнет мысль читать не весь текст первой главы, а только эпизод встречи Ассоль с собирателем сказок Эглем. Однако, лишенный трагического пролога, эпизод этот потеряет свою психологическую напряженность и динамику. Поэтому, если времени недостаточно, лучше все же начать с начала и остановиться на логически законченном отрезке.

Возможен еще один вариант работы: чтение ключевых эпизодов и краткий пересказ промежуточных событий. Например: пролог (гибель Мери, «черная игрушка», «надо уметь любить») читаем, занятия Лонгрена и начало путешествия Ассоль в Лисе кратко пересказываем; разговор с Эглем читаем, беседу Ассоль с отцом и беседу Лонгрена с нищим пересказываем; дети дразнят Ассоль — читаем. В этом случае попросим детей дома внимательно прочитать пропущенные эпизоды.

Самая главная задача занятия — пробудить в учениках желание узнать, что же будет дальше, их стремление самим прочитать «Алые паруса», чтобы эта книга стала, по словам А. С. Грина, «тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя» (глава II: «Грэй»).

Домашнее задание

Прочитать IV—VI главы. В главе II «Грэй» выделить эпизоды, которые сыграли важную роль в становлении характера Грэя.

Урок 56

История Грэя. «Делать... чудеса своими руками»

Обсуждение

В начале обсуждения узнаем, все ли дети прочитали книгу. Если кто-то не успел, спросим, по какой причине, — но не в качестве укора; скорее, проявим сочувствие: жаль, что не сумел, но лучше, если ты это сделаешь.

— Какие чувства вы испытывали, когда читали книгу?

Этот вопрос только кажется простым: детям бывает легко сказать, понравилась ли им книга или нет, но назвать чувства нелегко. Если дети затрудняются, назовем несколько чувств, а дети в тетрадях запишут те, что были пережиты ими. Можно остановиться на этом подробнее и проговорить, в какие моменты чтения дети испытывали те или иные чувства, — это развивает способность к саморефлексии.

Чувства: радость, удивление, огорчение, отвращение, жалость, восторг, гнев, грусть, нежность, веселье, надежда, разочарование, чувство ожидания, восхищение, ликование.

Возможно, какие-то из названных чувств придется прокомментировать: часто шестиклассники плохо представляют значения слов, кажущихся им абстрактными.

Если предыдущий урок был посвящен жизни Ассоль, то сейчас мы обратимся к образу Грэя. Сосредоточим внимание на главе II «Грэй».

— Хотелось бы вам дружить с таким человеком, каким был Грэй в детстве?

— Какие события стали в его жизни ключевыми? Коротко записываем на доске и в тетрадях обозначения событий, о которых говорит цитата.

1) «...Он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, то есть попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра». «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь».

2) «— Я выпью его, — сказал однажды Грэй, топнув ногой.

— Вот храбрый молодой человек! — заметил Польдишок. — Ты выпьешь его в раю?

— Конечно. Вот рай!.. Он у меня, видишь? — Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку. Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в кулак. — Вот он, здесь!.. То тут, то опять нет...»

3) «Грэй замер. В то время, как другие женщины хлопотали около Бетси, он пережил ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам.

— Очень ли тебе больно? — спросил он.

— Попробуй, так узнаешь, — ответила Бетси, накрывая руку передником.

Нахмурив брови, мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жижи (сказать кстати, это был суп с бараниной) и плеснул на сгиб кисти. Впечатление оказалось не слабым, но слабость от сильной боли заставила его пошатнуться. Бледный как мука Грэй подошел к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек.

— Мне кажется, что тебе очень больно, — сказал он, умалчивая о своем опыте. — Пойдем, Бетси, к врачу. Пойдем же!

Он усердно тянул ее за юбку, в то время как сторонники домашних средств наперерыв давали служанке спасительные рецепты. Но девушка, сильно мучаясь, пошла с Грэем. Врач смягчил боль, наложив перевязку. Лишь после того, как Бэтси ушла, мальчик показал свою руку».

4) «Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством. Грэй разбил каминными щипцами свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда все, что составляло около ста фунтов. Встав рано, когда бесприданница удалилась на кухню, он прокрался в ее комнату и, засунув подарок в сундук девушки, прикрыл его короткой запиской: „Бетси, это твое. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд“».

5) «Ему шел уже двенадцатый год, когда все намеки его души, все разрозненные черты духа и оттенки тайных порывов соединились в одном сильном моменте и, тем получив стройное выражение, стали неукротимым желанием. До этого он как бы находил лишь отдельные части своего сада — просвет, тень, цветок, дремучий и пышный ствол — во множестве садов иных, и вдруг увидел их ясно, все — в прекрасном, поражающем соответствии.

Это случилось в библиотеке. <...>

Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала».

Обратим внимание детей, что первые четыре события были такими событиями, в которых Грэй совершал какие-то действия, поступки во внешнем мире. Пятое событие — встреча с картиной — важнейшее событие внутреннего характера, которое направляет все движения души в одно русло. Грэй сумел установить «связь с бурей», своим воображением он словно бы оживил картину, очутился внутри ее: на этом качестве надо обязательно сосредоточиться в разговоре с детьми, ибо это проявление той высшей реальности, которая просвечивает сквозь очевидность и которая во мнении людей, «умеющих читать и писать» (А. С. Грин), называется чудом.

Итак, текст Грина:

«Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Вдруг показалось ему, что подошел слева, встав рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. Грэй знал это. Но он не погасил воображение, а прислушался. Беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. Все это Грэй слышал внутри себя. Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии; связь с бурей исчезла».

Подчеркнем: «Но он не погасил воображение, а прислушался». Большинство людей, особенно взрослых, встретившись с необыкновенным, ощутив полет фантазии, тут же гасят свое воображение, словно боясь оторваться от земли, страшась быть захваченным мощной волной чудесного. Мир может одарить человека приближением к чуду, но войти в него или остаться на твердом берегу рассудочности — решает сам человек. Это и есть важнейший внутренний поступок, тот душевный шаг, который сформировал сознание Грэя. Именно об этом он потом писал в письме к матери: «Я знаю. Но если бы ты видела, как я; посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я; приложи к уху раковину: в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я — все в твоем письме я нашел бы, кроме любви и чека, — улыбку...»

— Что на картине особенно восхитило Грэя?

— Почему именно фигура капитана, изображенного на картине, стала воплощением жизненного идеала Грэя?

«В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом команды. Его характер определял досуги и работу команды. Сама команда подбиралась им лично и во многом отвечала его наклонностям. Он знал привычки и семейные дела каждого человека. Он обладал в глазах подчиненных магическим знанием...»

— К чему привела в итоге встреча с картиной? Что случилось, когда Грэю шел пятнадцатый год?

— Какую речь приготовил для Грэя капитан «Ансельма»? Удалось ли ему произнести эту речь? Почему?

— Какой представляла овдовевшая мать жизнь Грэя-капитана?

— Как назывался трехмачтовый галиот, купленный Грэем?

Заходя немного за рамки II главы, предложим детям такие вопросы:

— Каким капитаном стал Грэй? Почему Летика сказал о нем так: «Капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан»?

— Хин Меннерс «сразу угадал в Грэе настоящего капитана — разряд гостей, редко им виденных». Что означает это выражение? Что выделяло Грэя среди посетителей трактира?

События III—VI глав дети обычно помнят достаточно хорошо. Если время позволяет, можно потренироваться в умении кратко пересказывать сюжет, выстраивая события, данные в книге вне строгой временной последовательности, в хронологическом порядке. Кратко обрисуем характеры второстепенных героев: помощника капитана Пантена, матроса Летики, музыканта Циммера и трактирщика Хина Меннерса.

Домашнее задание

Дочитать феерию А. Грина «Алые паруса» до конца.

Урок 57

Ассоль — девушка, умевшая видеть «отраженный смысл иного порядка».

«Пламенное растение — чудо»

Обратимся к образу Ассоль.

С шестиклассниками лучше всего вместе прочитать (читают выразительно ученики) монолог угольщика со слов: «— Ты врешь, — неожиданно сказал угольщик...» до слов: «А Хин Меннерс врет и денег не берет; я его знаю!»

Ассоль видит в человеке не только его бытовую оболочку, не только его очевидные проявления, но лучшую, возможно скрытую от самого человека, его духовную сущность, стремящуюся к прекрасному и доброму. Она видит в человеке его затаенную мечту: для рыбака это мечта о большой рыбе, для угольщика — мечта о том, что корзина с углем зацветет. Сила ее убежденности такова, что старый угольщик, как наяву, видит, «будто из прутьев поползли почки».

Подробнее об этом автор пишет в главе IV «Накануне». Прекрасный психологический анализ дан А. Грином в двух абзацах, первый из которых начинается словами: «Пока она шьет, посмотрим на нее поближе — во внутрь». Анализ может быть сложным для шестиклассников, однако сам учитель должен перечитать эти два абзаца особенно внимательно. Существует расхожее мнение, что заслуга Ассоль лишь в том, что она просто верила в мечту и ждала сказочного принца. Важно понять, что это душа, которая каждый день созидает самое себя. Вознаграждается не слепое, тоскливое ожидание, но стремление увидеть в обыденности «отраженный смысл иного порядка».

Процитируем наиболее значимый отрывок:

«Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое — различное. Нечто подобное тому, что (если удалось) сказали мы этим примером, видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе. Она умела и любила читать, но в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, а ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния».

И судьбоносной ночью, когда Грэй дремал у костра на берегу, а мысль его «бродила в душе вещей», Ассоль проснулась: «Вдруг нечто, подобное отдаленному зову, всколыхнуло ее изнутри и вовне, и она как бы проснулась еще раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло ее». Душа юной девушки звучала, «как оркестр».

В обыденной жизни мы, как правило, заглушаем едва внятные, порой бессвязно-туманные позывные иных миров, иных состояний. О людях, которые способны слышать «отдаленный зов», мы говорим: у них хорошо развита интуиция. Но что же мешает нам самим развивать в себе интуицию, способность слушать и слышать многообразные голоса вселенной духа? Как правило, нашу способность распознавать сжигает страх: страх оказаться смешным, страх перед непонятным, страх перед открывающимися глубинами собственного сознания. Сердце Ассоль проснулось «от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее». Сквозь наложения бытовых картин, кажущихся очевидно-несомненными, сквозь паутину обыденности она смогла увидеть высокую реальность гармонии души и мира, реальность и явственность соединенных судеб — и не заглушила в себе этот голос, испугавшись: «А что подумают другие?» — и пошла на зов.

— Грэй увидел спящую Ассоль: «Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее». Как вы понимаете эту фразу писателя?

— Почему, по-вашему, Грэй решил надеть на палец Ассоль старинное дорогое кольцо?

— Он думал, что «подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии». Что, по вашему мнению, хотел подсказать Грэй жизни?

— Что подумала и почувствовала Ассоль, когда, проснувшись, увидела на пальце кольцо?

— Лонгрен, увидев дочь, был поражен: она почти испугала его «светом взгляда, отразившего возбуждение. Казалось, открылось ее второе лицо — то истинное лицо человека, о котором обычно говорят только глаза». Как бы вы назвали чувства, которые испытывала Ассоль в это утро?

Если детям трудно, предложим им выбрать: радость, веселье, восторг, восхищение, ликование, торжество.

Сам Грин определяет это чувство так: «...Ассоль встрепенулась, как ветка, тронутая рукой, и засмеялась долгим, ровным смехом тихого торжества»; чуть ниже он говорит, что Ассоль отвечала отцу, едва «победив ликование».

Тонкий разбор психологического состояния человека, пережившего катарсис, дан Грином в главе VI «Ассоль остается одна». К этой короткой главе стоит отнестись особо внимательно, если учитель будет перечитывать это произведение со старшеклассниками, в силу накопленного эмоционального опыта более способными, чем шестиклассники, понимать такие тонкие движения души.

Выразительное чтение

Закончить занятие лучше всего чтением вслух главы VII «Алый „Секрет“» (если поджимает время, то в сокращении по усмотрению учителя). Начать чтение может учитель, продолжат дети. Эпизод встречи Ассоль и Грэя стоит прочитать учителю, ни в коем случае не снижая пафоса феерии. Высокие слова не должны быть снижены сомнительной или недостаточно яркой интонацией, потому что мы читаем о подлинной драгоценности человеческого бытия, о глазах, в которых «было все лучшее человека».

В ходе чтения задержимся на речи Грэя, обращенной к Пантену («Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, Воля и свойство характеров...»).

— Какие слова кажутся вам ключевыми в монологе Грэя?

Выделим эти слова с детьми:

«...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».

Если есть возможность, учитель заранее приготовит диапозитив или плакат с этими словами. После выделения их в тексте он повесит плакат перед детьми, чтобы каждый вслух прочитал слова откровения и призыва. Подчеркнем: обновляется не только душа принимающего чудо, но в первую очередь душа дарящего, созидающего это чудо.

Хорошо, если педагог даст детям возможность увидеть великолепный фильм (хотя бы фрагмент) режиссера Александра Птушко «Алые паруса» с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях (киностудия «Мосфильм», 1961) — он есть в свободной продаже на видеокассетах и дисках. Продолжительность фильма 84 минуты.

Домашнее задание

На усмотрение учителя — в зависимости от работы детей на уроке. Желательно, чтобы учитель продумал несколько индивидуальных заданий. Детям, которые проявили интерес к произведениям А. Грина, порекомендуем самостоятельно прочитать его рассказы.

Наши рекомендации