Учебный элемент 3.1. Методика лингвистического анализа.
Методика моделирования. Математика как язык современной науки. Применение математических методов в языкознании. Статистический подход к языку и частотные словари. Другие приемы формально-количественного анализа. Методика лингвистической географии. Приемы стилистического и лингвоэстетического анализа.
Контрольные вопросы к модулю 3.
1. Понятие «методологии». Связь общей методологии с частными методами исследования.
2. Понятие метода. Метод как подход к изучаемому явлению, как система конкретных приемов.
3. Понятие методики. Методика лингвистических исследований как совокупность правил применения приемов.
4. Понятие приема. Действенный, конкретный характер приема; оперирование с материалом.
5. Соотношение между методом, методикой и приемом.
6. Философские и специальные методы.
7. Описательный метод: сущность, цели, задачи и структура. Исследовательские возможности описательного метода.
8. Методика лингвистического эксперимента.
9. Таксономический метод: сущность, цели, задачи и структура.
10. Методики таксономического метода: компонентный анализ, коммутационная проверка, дистрибутивный и валентностный анализ и т.п.
11. Лингвогенетические методы: сущность, цели, задачи и структура.
12. Сходство и различие исторического и сравнительного методов.
13. Лингвистические основы сравнительно-исторического метода.
14. Методика внутренней реконструкции и методика относительной хронологии и глоттохронологии.
15. Приемы и принципы этимологического анализа.
16. Типологический (сопоставительный) метод: сущность, цели, задачи и структура.
17. Принципы типологического анализа (выявление изоморфизма и алломорфизма языков мира, распределение языков по классам с учетом их сходств и различий).
18. Основные направления типологических исследований (классификационный, характерологический и др.).
19. Вопросы типологической классификации языков. Языковые универсалии.
20. Методика лингвистического анализа: сущность, цели, задачи и структура.
21. Методика моделирования.
22. Математика как язык современной науки. Применение математических методов в языкознании.
23. Статистический подход к языку и частотные словари.
24. Методика лингвистической географии.
25. Приемы стилистического и лингвоэстетического анализа.
Тестовые задания к модулю 3.
1. … имеет целью изучение и применение способов оптимизации через речевое воздействие функционирования коры головного мозга, отвечающей за сознание, и центров, несущих ответственность за сферу подсознания.
Правильный вариант ответа: Нейролингвистическое программирование.
2. … - это взгляд на мир с мужской точки зрения, выдача нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.
Правильный вариант ответа: Андроцентризм.
3. … - это один из основополагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла текста.
Правильный вариант ответа: Герменевтика.
4. … – это совокупность наиболее общих идей и методологических установок, определеяющих как выбор проблем, так и принципиальные способы их решения.
Правильный вариант ответа: Парадигма науки.
5. Менталингвистика относится к проблеме соотношения языка и …
Правильный вариант ответа: мышления.
6. … (1767-1835) – выдающийся немецкий ученый, изучавший природу и сущность языка, его системную организацию, соотношение языка и духа народа.
Правильный вариант ответа: В. Гумбольдт.
7. … (1908-1999) – французский языковед, представитель функциональной школы; занимался изучением проблем фонологии, морфологии, соотношения синхронии и диахронии в языке.
Правильный вариант ответа: А. Мартине.
8. … (1878-1933) – русский языковед, занимавшийся проблемами грамматики (особенно синтаксиса и интонации) и методики преподавания языка.
Правильный вариант ответа: А.М. Пешковский.
9. … (1884-1939) – американский языковед, основатель антропологического направления в лингвистике (этнолингвистики).
Правильный вариант ответа: Э. Сепир.
10. … (1880-1944) – крупнейший русский лингвист 20 века, занимавшийся проблемами фонетики, грамматики, лексикологии, один из пионеров применения экспериментальных методов в лингвистике.
Правильный вариант ответа: Л.В. Щерба.
11. … (1896-1982) – русский и американский языковед, один из основателей Московского и Пражского лингвистических кружков, занимался вопросами фонологии, морфологии, соотношением синхронии и диахронии, поэтикой и теорией литературы.
Правильный вариант ответа: Р.О. Якобсон.
12. … языкознание объединяет таких лингвистов, как Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков.
Правильный вариант ответа: Сравнительно-историческое.
13. Г. Штейнталь и А.А. Потебня относятся к … направлению в языкознании.
Правильный вариант ответа: психологическому.
14. Г. Пауль и Б. Дельбрюк относятся к … направлению в языкознании.
Правильный вариант ответа: младограмматическому.
15. Теория семиозиса Ч. Пирса, культурно-историческая теория Л. Выготского, концепция “языковых игр” Л. Витгенштейна, глоссематика Л. Ельмслева являются базовыми для современной …
Правильный вариант ответа: семиотики.
16. Психолингвистика и нейролингвистика относится к … этапу развития языкознания.
Правильный вариант ответа: современному.
17. Коммуникативно-деятельностные теории языка относятся к … этапу развития языкознания.
Правильный вариант ответа: современному.
18. Метод статистического подсчета относится к … методам лингвистических исследований.
Правильный вариант ответа: математическим.
19. Дистрибутивный, трансформационный и компонентный анализ относятся к … методам лингвистических исследований.
Правильный вариант ответа: структурным.
Критерии оценивания теста:
55 - 70% правильных ответов - оценка «3»; 70 - 85% правильных ответов - оценка «4»;
86 –100% правильных ответов - оценка «5».
Литература к модулю 3.
Основная: