Технология лингвистического анализа речи

Для построения качественного проекта интервью необходимо, по С. Квале, сначала


1) получить некоторое предварительное знание темы, то есть ответить на вопрос «что?»;

2) определить цель интервью (как исследовательскую, проверку гипотезы, изучение конкретных обстоятельств дела и т.д.) - дать ответ на вопрос «зачем?»;

3) выбрать соответствующую методику проведения интервью (перекрестный допрос или интервью свободных ассоциаций; проективные вопросы или интервью, сфокусированное на одной проблеме) - и ответить, таким образом, на вопрос «как?».


Особенностью метода интервью, подчеркивает С. Квале, является то, что вопросы «что?» и «зачем?» должны предшествовать вопросу «как?», то есть содержание и цель интервью предопределяют выбор методики его проведения (Kvale,22,с.25).

Кроме того, уже до начала интервью, на стадии подготовки его проекта, необходимо определить, как исследователь будет анализировать материал, каким образом оценивать валидность полученных результатов и в какой форме будет представлен отчет об этих результатах.

Процедура проведения интервью предполагает соблюдение некоторых правил, обусловленных особенностями интервью как метода психологического исследования. С. Квале выделяет 12 аспектов квалитативного интервью, учет которых необходим в процессе его проведения (Kvale, 21,с.174-179).

Предметом исследования является жизненный мир интервьюируемого, которого просят описывать ситуации, эпизоды, опыт, являющиеся частью его собственной жизни.

Цель интервью - понять значение описываемых интервьюируемым эпизодов. Последний может сам объяснить их значение, либо интервьюер проясняет его в ходе интервью в выражениях типа «Правильно ли я понял, что...» , «Из того, что Вы рассказали, я делаю вывод...». Интервьюируемый может подтвердить или опровергнуть подобные высказывания. Таким образом, происходит непосредственная верификация интерпретации уже в ходе интервью.

Интервью является квалитативным, то есть упор делается на качестве описаний, нюансах, различиях, а не на сборе количественных данных. Поэтому интервьюер должен концентрировать внимание на нейтральных вопросах, подразумевающих описательные ответы, а не задавать вопросы о причинах действий и поступков интервьюируемого. Здесь можно привести аналогию с опросом больного, где врач собирает анамнез, а не просит больного самому поставить себе диагноз. Интерпретации и выводы - дело интервьюера, а не интервьюируемого.

В ходе интервью следует избегать общих вопросов, желательно касаться конкретных тем.

Говоря о нестандартизованности и неструктурированности интервью, мы не подразумеваем, что субъект говорит часами обо всем, что придет ему в голову, а имеем в виду, что интервьюер четко знает, о чем идет речь, фокусирует на этом предмете внимание интервьюируемого и контролирует как ход, так и временные рамки интервью.

Интервьюируемый может высказывать противоречивые суждения. Необходимо различать, имеют ли место ошибки коммуникации (человек неправильно выразился, его неправильно поняли),либо внутренняя противоречивость личности, либо же противоречива сама социальная ситуация, о которой идет речь.

Качественное проведение интервью во многом зависит от мастерства и индивидуальной чувствительности интервьюера. Поэтому интервью, проведенные по одному и тому же проекту разными людьми, могут существенно различаться по глубине своего содержания. Дело здесь не в субъективности интервью как метода, а в его качестве.

Интервью является межличностной ситуацией, это не объективированный процесс сбора данных, а результат взаимодействия интервьюера и интервьюируемого.

Наконец, хорошо проведенное интервью должно быть позитивным опытом для интервьюируемого, позволяющим прояснить и объективно оценить важные моменты и эпизоды своей жизни (См.:Kvale,22,с.13-15).

Интерпретация интервью непосредственно связана с основными фазами его проведения. В зависимости от конкретной фазы возможна разная глубина интерпретации.

С.Квале выделяет 5 фаз квалитативного интервью и три связанных с ними уровня интерпретации материала.


1. В первой фазе интервьюируемый описывает конкретные ситуации своего жизненного мира без каких-либо комментариев и интерпретаций сказанного. Со стороны интервьюера интерпретация отсутствует.

2. Во второй фазе интервьюируемый открывает для себя новые связи, видит новые значения того, что он испытывал или делал. Прямая интерпретация со стороны интервьюера отсутствует.

3. В третьей фазе интервьюер конденсирует значение описываемого интервьюируемым и высказывает его первичную интерпретацию. Интервьюируемый может подтвердить или опровергнуть ее. Таким образом, углубление интерпретации может происходить в форме диалога (в соответствии с герменевтической позицией).

4. Четвертая фаза - интерпретация законченного и зафиксированного интервью интервьюером. Здесь можно выделить три уровня интерпретации: а) уровень понимания значения интервью самим интервьюируемым - исследователь уточняет и проясняет для себя его точку зрения; б) уровень здравого смысла - исследователь осмысливает значение информации, собранной в ходе интервью, достаточно широко; интерпретация значения существенно расширяется и углубляется; в) теоретический уровень - исследователь может рассматривать результаты, полученные в ходе интерпретации интервью, с позиций определенной общей теории.

5. Возможна пятая фаза, представляющая собой повторное интервью, в ходе которого уточняются и верифицируются интерпретации, сделанные исследователем в отношении первичного интервью (Kvale,21,с.180-183).


Таким образом, учет особенностей интервью как метода, требующего последующих качественных исследований, предполагающего межличностную ситуацию общения, при определении предмета, цели, методов, при составлении проекта, проведении и интерпретации интервью, позволяет осуществить интервью на высоком научном уровне, возводящем его в ранг валидного и надежного метода психологического исследования.

Итак, интервью-собеседование является необходимым этапом отбора и оценки кандидатов. Являясь частным случаем квалитативного интервью, интервью-собеседование с кандидатом на вакантную должность представляет собой один из методов психологического исследования. Рассмотрение метода интервью с точки зрения феноменологического и герменевтического подходов позволяет считать его научным, объективным, надежным и валидным методом психологического исследования.

Качественная подготовка проекта интервью-собеседования, учет особенностей метода при проведении интервью и адекватная интерпретация результатов квалифицированным интервьюером-исследователем обеспечивает объективность и валидность метода интервью.

Статус интервью при приеме на работу может, таким образом, быть переосмыслен. Из разряда вспомогательных методик оно может быть переведено в ранг самостоятельного метода, определяющего, наряду с данными специальных психометрических тестов, окончательный выбор кандидата.

Наши рекомендации