Основные методы и приемы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа

Учащиеся 2-4 классов второй год знакомятся с языком и культурой крымскотатарского народа. Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не толькоиллюстрации, но и «живые» наглядные предметыи материалы: национальные костюмы, предметы быта.Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в крымскотатарский дом, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю крымскотатарского народа. Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых.Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по крымскотатарскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Обучение реализуется через игровые приемы работы.Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков.Игра –особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения –как поступить, что сказать, как выиграть[1].

В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего у детей появляется интерес к крымскотатарскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника[10].

Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития лексического запаса детей [19]:

1. Игра «Цепочка ». Один из учащихся называет слово, где буква гъ или къпишется в начале слова, второй называет в середине слова, третий – в конце.Например: гъаз, багъча, дагъ;къалем, такъвим, табакъ.

2. Игра «Поле чудес». Некоторые слова уже открыты . Остальное – за вами. Разгадайте и запишите пословицу о дружбе.

Къуш _ _ _ _ _ _ _ _ ишана, _ _ _ _ _ - достуна .

Дост _ _ _ _ куньде _ _ _ _ _ олур.

3.Игра «Мозайка». Ребятам предлагается набор карточек со словами. Из этих слов они должны составить предложения, а из предложений – связной текст.

Куню, эдим, тюневин, раатлыкъ.Къорантамызнен, бардыкъ, къартанама, биз.

Тюневинраатлыкъкунюэди. Бизкъорантамызненкъартанамабардыкъ.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Так же для обогащения словаря младшего школьника на уроках крымскотатарского языка используют упражнения, т.к. они являются важной частью работы на каждом уроке.

Приведем некоторые упражнения, которые можно применять для развития лексического запаса детей:

1. Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово: Ал (нал), аш (баш, таш), ана (тана), ур (бур), акъ (бакъ), ель (тель), урмакъ (турмакъ), озь (козь), етим (бетим).

2. Замени одним словом из четырех букв.

Дюнья - ….; аш - ….; къоранта - ….; къартана - ….; явлукъ - …. (Джевплар: алем, емек, аиле, бита, пошу).

3. Найдите спрятавшееся слово.

Бель (ель), корьмек (орьмек),къаш (аш), козюм (озюм), къол (ол), бетим (етим).

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную[21].

Учитель расширяет словарный запас детей в ходе формирования представлений и знаний об окружающем. Учит понимать и уместно использовать новые слова из рассказов. Конкретными примерами объясняет значение омонимов, синонимов, и вводят их в речь. Увеличивает в речи детей количество антонимов, и на примере показывает использование таких слов в пословицах (Мусафир аз отура – чокъ коре. Гость мало сидит, но много видит;Токъадамачнынъкъадринибильмез. Сытый не поймёт голодного;Алмакъкъолай – бермекзор. Брать легко – давать трудно и другие) Учит видеть и исправлять слова сказанные в неправильном значении у себя и товарищей, оценивать речь других. Расширяет и укрепляет словарь по темам прошлого года и обогащает по темам: здравствуй школа, охрана природы, народные праздники, кладезь народного творчества, библиотека, сельский труд, производства, люди в мире, космос, пословицы и поговорки, загадки [12].

Знакомит с тем, что в крымскотатарском языке вопрос Кто? Относится только к человеку для всего остального задаём вопрос Что? Учим в правильной грамматической форме изменять и использовать в речи детей существительные , глаголы, прилагательные. Поддерживает стремление детей говорить на родном языке. Учит задавать вопросы друг другу и взрослым, выражать свои мысли в разговоре, находить ошибки и исправлять, высказывать предложения разными интонациями. Учим правильно обращаться к мужчине и женщине в соответствии с их професией (оджа – оджапче, учитель – учительница, шаир – шаире, поэт – поэтесса и другие), правильно использовать сложные прилагательные (мавы козлю – голубоглазая, ал янакълы – краснощёкая), образовывать новые слова (сув – сувлу – сувсыз – сувсады, вода – сочный – безводный – жажда, шекер – шекерли – шекерлик, сахар – сахарный – сахарница, бал – баллы – балсыз – балджы, мёд – медовый – без мёда - пасечник). Учим детей правильно выразительно рассказывать об увиденном, услышанном, происшедшем в жизни ребёнка, отвечать на вопросы, самим задавать вопросы, слушать рассказы взрослых и сверстников, выражать свои чувства к рассказанному. Описывать игрушки, картины, природные явления, события из своей жизни. Составлять сравнительный рассказ по нескольким предметам, сюжетный рассказ по картине и серии картин. Учит пересказывать частично и полностью прочитанное художественное произведение.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии [15]:

1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе школьников. Для того чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8—10 новых словарных единиц и значений (4-6 на уроках родного языка;

2) уточнение словаря: а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, б) усвоение лексической сочетаемости слов, в) усвоение многозначных слов, г) усвоение синонимики;

3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря (пассивный словарь человека содержит слова, которые он не употребляет в собственной речевой деятельности) в активный. Слова включаются в предложение и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, беседу, рассказ;

4) устранение нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов), перевод их из активного словаря в пассивный.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на [17]:

а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и пр., по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

Таким образом, в практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова. Это обеспечивает интерес учащихся к словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее рациональным для каждого случая способом. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Иногда можно ограничиться показом рисунка или иллюстрации. При этом для объяснения имен существительных и прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные, где есть действие.

2.2. Основные этапы работы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа

Основные этапы направлены на обогащение словаря младших школьников и знакомство с культурой и традициями крымскотатарского народа. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности младших школьников в получении новых знаний [2].

Обогащение словаря и представлений у младших школьниковидет общими путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание речи старших, овладение различными навыками и умениями, игры. На I этапе детям даются названия тех предметов и действий, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Ребенок учится понимать эти слова в речи окружающих, правильно соотносить их с теми предметами и действиями, которые они обозначают. Обогащение или уточнение словаря и представлений у детей проводится, прежде всего, в игровой форме. Игры, доставляя удовольствие детям, создают благоприятные условия, при которых ребенок прочнее запомнит новое слово. Учитель специально организуют игры с теми игрушками, названия которых следует дать детям. Так, для обогащения словаря по теме «Одежда» можно провести игру с куклой, у которой есть полный набор белья и т.д. При знакомстве с новыми словами важно создать заинтересованность у детей, эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы в этом процессе познания нового участвовало как можно больше анализаторов ребенка: зрение, кинестетическое чувство, осязание, обоняние, слух [20].

Уже на первом этапе детям читают художественную литературу, рассказывают сказки. При этом необходимо, чтобы чтение, рассказывание сопровождались показом художественных красочных иллюстраций, игрушек, показом инсценировок. Занятия по лепке, рисованию, трудовая деятельность детей тоже используется учителем для обогащения словаря и представлений. Например, тему «Основные цвета» удобно провести на занятии по рисованию или лепке. Учитель показывает и называет цветные карандаши. Дети рисуют ими флажки, шары и т.п. Педагог спрашивает каждого ребенка, каким карандашом надо рисовать красный шар, синий шар и т.п. Даже режимные моменты – прогулка, принятие пищи и т.д. – используется учителем для обогащения словаря младших школьников и представлений. На I этапе, когда учитель говорит больше сам, образец речи взрослых приобретает особенно большое значение. Речь окружающих взрослых должна отвечать грамматическим нормам крымскотатарскогоязыка, должна быть спокойной, доброжелательной по тону, внятной, выразительной и понятной по смыслу. Важно, чтобы взрослый в своей речи, обращенной к ребенку, давал повторение тех слов, которые необходимы для запоминания. Основная задача II этапа – поощрять стремление ребенка говорить, хотя бы лепетно. В этот период дети должны уточнить представление о тех предметах, действиях, явлениях, с которыми они познакомились на I этапе. При этом дети учатся самостоятельно называть неоднократно слышанными словами уже хорошо знакомые предметы и явления. В это время в речи детей много лепетных и упрощенных слов. И ими ребенок может пока пользоваться.

На III этапе младший школьник начинает включать в свой словарь даже сравнительно сложные слова, которые специально не заучивались на занятиях. В этот период в речи детей проявляются многочисленные искажения. Для их устранения и предупреждения учитель знакомит детей со слоговой структурой слов. Даются термины: «слово», «часть слова» (позднее «слог»). Слоговой анализ сочетается со звуковым. Проводится игра в «живые слоги» аналогично игре в «живые звуки». Младшие школьники должны получить на этом этапе элементарные сведения о пользе и вреде животных, образе их жизни. В этот период начинается систематическое знакомство с растительным миром. Дети знакомятся только с теми растениями, которые они могут непосредственно наблюдать. На IV этапе продолжается работа по уточнению произношения слов, по обогащению словаря и представлений за счет повторения и углубления знакомых тем, за счет включения новых. Углубление знакомых тем и расширение тематики идет в большей степени за счет отвлеченных представлений. Дети знакомятся с временами года, с органами растений, которые не всегда можно наблюдать: корни, листья, цветы, плоды. На этом этапе дети не должны пользоваться лепетными словами. Они приобретают навык самоконтроля за речью благодаря анализу речи товарищей и своей. Для обогащения словаря и представлений используются прежде всего натуральные предметы, действия и явления, которые дети могут непосредственно наблюдать или принимать в них участие. Широко используются игры с картинками, наборы строительного материала, книги с иллюстрациями для дошкольников[14].

Таким образом, особенностями словарного запаса младших школьников является полное незнание, неточное понимание и употребление ряда слов, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков. В словаре детей мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь бедной и стереотипной.

Выводы по второй главе

Итак, за последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам крымскотатарскогоязыка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. И это очень печально, потому что учащиеся таким образом обедняют свою речь, а вместе с тем и свой язык и свою общую культура. Школьные уроки крымскотатарскогоязыка призваны пробудить интерес, тягу к постоянному получению знаний.

На уроках учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой. А это в свою очередь ведет к ухудшению запоминания новых слов, к обеднению словарного запаса детей и с эти учитель должен бороться всеми способами.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.

Часто в текстах упражнений по крымскотатарскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.

Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к крымскотатарскому языку как к учебному предмету.

В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.

Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения.

Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным крымскотатарским литературным языком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Мы проанализировали сущность понятия «словарный запас», можно отметить что, словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.

2. Рассмотрелипроблему обогащения словарного запаса у младших школьников традициями крымскотатарского народа.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития младших школьников. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач обучения младших школьников.

3. Раскрыли методику и приемы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа.

Первая группа методов включают в себя: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач. Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Приемы обучения пониманию переносного значения слов, применяемые в работе с младшими школьниками, безусловно, не могут быть чисто словесными: необходима опора на реальные объекты, на картинки. Так, чтобы дети разгадали приведенную выше загадку, надо разложить перед ними картинки с изображением этих овощей и показать картинку, иллюстрацию к какой-нибудь сказке с «девицей в темнице», с косой, падающей из-за решетки и развеваемой ветром.

4. Проанализировали этапы работы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим. Основным прием словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, должно быть использование этимологии. Знакомство со словом, как лексической единицей, с элементами лексической системы должно начинаться в первом классе и происходить в процессе различных наблюдений над крымскотатарскимязыком.

Наши рекомендации