Морфонологические явления: чередования звуков основы, усечение мотивирующего слова, наложение морфем (аппликация), интефиксация, наращение.

УСЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВЫ — это сокращение части производящей основы при сложении (Государственная ду-ма- Госдума; управляющий делами управделами; Российская Федерация-^РФ) или же при суффиксации (пальто—>палътецо, пальтишко; решать—^решение; итальянец—>итальянка; абстракционизм-абстракционист). Усечение является дополнительным (вторичным) средством выражения словообразовательных отношений, которое сопровождает сложение и суффиксацию. От усечения производящей основы как вторичного средства словообразования необходимо отличать особый безаффиксный способ словообразования — сокращение (заведующий-*зав), при котором операция усечения производящей основы является основным и единственным словообразовательным средством.

ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ (БУКВ) В МОРФЕМЕ — это закономерные изменения звукового (и буквенного) состава морфемы, обнаруживающиеся при сравнении различных ее разновидностей — морфов. Так, корневая морфема, объединяющая однокоренные слова носить, разноска, нести (нёс, несёт), ноша, вынашивать, предстает в виде следующих морфов: нос-, нос'-, н'ос-, н'ос'-, нош-, наш-. Все звуки в разновидностях данной морфемы охвачены чередованиями: твердый звук [н] чередуется с мягким [н*]; ударный гласный звук [о] чередуется с ударным [а] и безударным [иэ]; наконец, согласный [с] чередуется как с [с'], так и с [ш].

Чередования важны и для словообразования, и для словоизменения — как дополнительное средство выражения словообразовательных и морфологических значений. Графически чередования обычно обозначаются двумя вертикальными чертами: //. Различаются чередования гласных и согласных: ср.: [о]//[а]

(ходить— расхаживать); [к] // [ч] (пеку — печешь).

Важнейшие чередования гласных:

1) беглые гласные [о], [е] и [и], чередующиеся с нулем звука: рот —рты, ветка — веток; день — дни, деревня — деревень; лисий — лисьего, гостья — гостий;

2) [о]//[а] при глагольном словообразовании: бросить, выбросить //выбрасывать.

Важнейшие чередования согласных:

[м] // [м'] // [мл']: корм — кормить — кормлю;

[и] II [п'] // [пл']: толпа — толпиться — толплюсь;

[б] // [б'] // [бл']: любовь — любить — люблю;

НАЛОЖЕНИЕ МОРФЕМ — это частичное совмещение в составе производного слова двух соседних морфем. Например, в слове таксист на корень такси- накладывается суффикс -ист (т. е. гласный звук [и] в слове таксист является частью не только корня, но и суффикса). Наложение наблюдается также в словах типа пальтовый [<— пальто + ов(ый)], приду [<—при+ ид(у)] и многих других.

ИНТЕРФИКС (от лат. inter—'между' и fixus—'прикрепленный') — это словообразовательный аффикс, который находится между корнями сложного слова и выполняет в составе слова соединительную функцию: вод-о-провод, бол-е-утоляющий, нефт-е- газ-о-добыча и т. п.

Помимо соединительных гласных о и е (см. перечисленные выше примеры), к числу интерфиксов обычно относят и иные морфемы, по своему происхождению — из словоизменительных аффиксов (окончаний или формообразовательных суффиксов): шест-и-дневка, сорв-и-голова, дв-у-единый, дв-ух-этажный, че-тыр-ёх-моторный, сорок-а-летие, себ-я-любие. Важно иметь в виду, что выделенные морфемы во всех указанных здесь словах не являются словоизменительными морфемами, это настоящие интерфиксы. Например, морфема -ух- в прилагательных типа двухэтажный, двухкилометровый, двухламповый и т. п.— это не

окончание, а интерфикс, поскольку этот аффикс 1) используется для образования не грамматических форм слова, а новых слов; 2) служит не для связи слов в словосочетании и предложении, как окончания, а для соединения частей сложного слова;

3) входит в состав основы слова, т. е. присутствует во всех грамматических формах слова, как бы мы его ни изменяли: двух- этажный, двухэтажного, двухэтажному и т. д. (совершенно иначе ведут себя окончания — переменные элементы в слове: два этажа, двух этажей, двумя этажами).

В исследованиях последних лет к числу интерфиксов часто относят также незначимые прокладки между корнем и аффиксом, например -/- в кофейный«— кофе (ср.: сахарный<— сахар), а также незначимые элементы между двумя аффиксами типа -л- в судилище (ср.: убежище). Выделив интерфиксы такого рода,

удается существенно сократить перечень словообразовательных аффиксов. Например, вместо традиционно различаемых суффиксов -ец (лондонец), -овец (орловец), -анец (американец), -инец (кубинец) можно выделить лишь один суффикс -ец, который употребляется или без интерфиксов (лондонец), или же в сочетании с интерфиксами -ое-, -ан-, -ин- и др.

Сближаются по отсутствию значения с интерфиксами и незначимые«наращения» в основах, наблюдаемые при словоизменении: -у- (брат ~ братья), -oej- (сын — сыновья), -ер- (мать — матери), -он- (племя — племен), -ат-/-ят- (дитя — дитяти) и др. В глагольном словоизменении функцию незначимых прокладок между корнем и флексиями выполняют «тематические» суффиксы типа -а-/-я- (кричать; ср.: кричу), -е- (гореть), -о- (колоть), -и- (любить) и др.

Морфемная и словообразовательная структура слова. Членимость и производность.

ЧЛЕНИМОСТЬ — способность слова выделять в своей морфемной структуре как минимум два значимых элемента, т. е. разбиваться на морфемы. Членимость — основополагающее понятие морфемного анализа, диалектически связанное с понятием производности как центральным понятием словообразовательного анализа.

Различают членимость слова и членимость основы слова. Например, слова зря, здесь, или, ура — нечленимые. Слова дом и домик — членимые: выделяются основа и флексия; но основа первого слова нечленима, равняется корню (дом-), тогда как в основе второго слова есть корень дом- и словообразовательный аффикс -ик.

Между безусловно членимыми основами (домик) и безусловно нечленимыми (зря) располагается довольно много основ с затрудненной (остаточной) членимостью, в которых один из значимых элементов может быть вычленен только после вычленения других морфем.

ПРОИЗВОДНОСТЬ — это такое соотношение между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно могут быть выведены из формы и значения другого, более простого однокоренного слова (или нескольких слов): тигр -^тигренок 'детеныш- тигра'; Общество с ограниченной ответственностью -^ООО. Производность является центральным понятием словообразования.

Слова типа лес, вода, класс, у которых внешний вид основы и характер лексического значения не выводятся из формы и значения более простых однокоренных слов, называются непроизводными словами (или словами с непроизводными основами).

Слова типа тигренок, основы которых связаны по форме и значению с основами других, более простых слов, называются производными словами (говорят также, что у таких слов производная основа).

Для каждого производного слова есть свое производящее. Например, для слова баскетболист производящим будет слово баскетбол, для слова лесок — слово лес (основа производящего слова называется производящей). У некоторых производных слов (образованных путем сложения) в качестве производящего устанавливается сочетание нескольких основ: пять этажей-»пятиэтажный.

Иногда отмечаются и сложности, связанные с установлением отношений словообразовательной производности. Например, наречие негромко может с равными основаниями рассматриваться как производное от двух различных производящих: от основы наречия громко -^негромко (в таком случае способ словообразования — префиксальный) или же от основы прилагательного негромкий-* негромко (при таком подходе наречие образовано суффиксальным способом).

Словообразование (деривация). Диахронные (неморфологические) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический, морфолого-синтаксический (субстантивация, адъективация, адвербиализация), лексико-синтаксический.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, изучающий отношения производности между однокоренными словами, т. е. образование производных слов от производящих: школа-^школьный, студент—> студентка (см.: Производность; Словообразовательный анализ; Способы словообразования). По традиции в словообразование включается и изучение морфемного состава слова (см.: Морфемный разбор слова); телик<г-телевизор, общага (прост.) <— общежитие и др.

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ — это способы образования производных слов. Большую роль в истории изучения способов словообразования сыграл академик В. В. Виноградов, который в работах начала 50-х гг. XX в. разграничивал: 1) морфологический (точнее, морфемный, т. е. аффиксальный) способ словообразования, со следующими разновидностями; суффиксальный способ; прокат->прокатчик; префиксальный: бежать—ь побежать, суффиксально-префиксальный: стакан-подстаканник, бессуффиксный: глухой —»глушь;

Лексико-синтаксический способ словообразования. (расщепление» многозначного слова на омонимы: титан 1 — 'сильная, героическая личность'—> титан 2— "большой кипятильник для воды")

Под лексико-синтаксическим способом словообразования подразумевается возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц. Таким образом, слова лексико-синтаксического способа словообразования представляют собой слияние водно словесное целое либо устойчивого словосочетания, т. е. фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным (в первую очередь с предлогом или отрицанием).

Возникновение с помощью этого способа новых лексических единиц сопровождается потерей исходными образованиями своей самостоятельности, фонетических, семантических и грамматических свойств отдельных слов. Поэтому посредством его язык обогащается словами, новыми не только с точки зрения лексической, но и с точки зрения фонетической и морфологической.

Лексико-семантический способ словообразования. (сращение двух или нескольких лексических единиц: спаси Бог —> спасибо)

С помощью лексико-семантического словопроизводства новые слова образуются в результате изменений смысловой стороне того или иного слова, путем расщепления слова на омонимы. Процесс формирования слов- омонимов происходит в силу того, что лексическая единица, получая какое-либо новое смысловое значение, продолжает (по крайне мере, какое-то время) употребляться и со своим старым значением.

Лексико-семантический способ словообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова, осознающиеся этимологически как совершенно самостоятельные и независимые, или в том, что за существующим в языке-словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным как производное и основное не связано.

При образовании нового слова лексико-семантическим способом производящее слово может выступать и в совокупности всех своих словоформ, и лишь в какой-то части своей парадигмы, и, наконец, даже в какой-либо одной форме (ср.: часы — час, часы; леса — лес, леса и др.).

Морфолого-синтаксический способ словообразования. (переход слова из одной части речи в другую: деепр. благодаря —> предлог благодаря. )

Под морфолого-синтаксическим способом словообразования, являющимся, по своей сути, разновидностью лексико-семантического способа, понимается образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.

В переходе слов одного грамматического класса в другой следует различать два подтипа: лексикализацию отдельной грамматической формы (т. е. превращение ее в новую лексическую единицу) и семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы. При лексикализации какой-либо отдельной грамматической формы новое слово получает все признаки, присущие той части речи, в которую оно переходит. При семантико-грамматическом переоформлении целой парадигмы формы словоизменения нового слова в известной мере остаются прежними (например, возникшие в результате субстантивации существительные продолжают склоняться как прилагательные).

Синхронные (аффиксальные) способы словообразования. Образование слов с простой основой. Образование сложно-составных слов. Аббревиация и ее типы.

А ф ф и к с а ц и я — это создание нового слова посредством присоединения к основе образующего слова или к слову в целом тех или иных аффиксов. Аффиксальный способ словообразования является самым продуктивным и богатым видом морфологического словопроизводства Выделяется три разновидности аффиксации: с у ф ф и к с а л ь н ы й способ словообразования — образование нового слова посредством присоединения к образующей основе суффикса;

п р е ф и к с а л ь н ы й способ словообразования — образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову

префикса;

с у ф ф и к с а л ь н о - п р е ф и к с а л ь н ы й (или циркумфиксный) способ словообразования — производство нового слова (от образующей основы или образующего слова в целом) путем одновременного присоединения приставки и суффикса, выступающих как единое деривативное целое, которое можно назвать циркумфиксом. Слова возникновение, убедительно, отнести, пасынок, прилуниться образованы путем аффиксации, но возникновение, убедительно — посредством суффиксов (возникновение — от глагола возникнуть с помощью суффикса -ени/-; убедительно от прилагательного убедительный посредством суффикса -о); отнести — соответственно посредством приставок анти- и от- (от слов общественный и нести); пасынок, прилуниться — посредством суффиксально-префиксального способа словообразования (от слов сын и луна). Наиболее продуктивным является суффиксальный способ, характерный для всех категорий полнозначных слов.

Различие между отдельными разновидностями аффиксации наблюдается и в способе производства слов при их помощи: при суффиксальном способе словообразования новое слово образуется от основы слова, при префиксальном — от целого слова, при суффиксально-префиксальном — от основы слова (имена существительные и имена прилагательные) и от целого слова (глаголы).

Эти разновидности аффиксации различаются также в своих возможностях образования новых слов с точки зрения чисто грамматической. При помощи префиксального способа словообразования образуются слова только того же грамматического класса; это же может быть отмечено и для суффиксально-префиксального способа образования слов от глаголов. При помощи же суффиксально-префиксального способа словообразования от имен и при помощи суффиксации возможно образование слов и иного грамматического класса.

АББРЕВИАЦИЯ — это особый безаффиксный способ образования сложносокращенных существительных типа МХАТ, вуз, Мосэнерго, называемых обычно аббревиатурами. Производящим при аббревиации является не отдельное слово, а сочетание нескольких слов, основы которых складываются и входят в состав производной основы в усеченном виде. При этом усечение может касаться всех производящих основ в исходном словосочетании. Так, от словосочетания — названия высшего учебного заведения Московский педагогический университет образуется аббревиатура МПУ [читается как эм-пэ-у] — широкоупотребительное сокращенное название того же вуза. Ср. также: ОРТ <- Общественное российское телевидение. При образовании этого сложносокращенного слова все три исходные основы сокращены до названий первых букв в слове, но так бывает далеко не всегда. Например, в аббревиатуре педсовет, образованной от исходного (производящего) словосочетания педагогический совет, усечена только основа первого слова — прилагательного педагогический, а существительное совет вошло в состав производного слова в неусеченном виде (ср. также: Госдума <г-Государственная дума). По своему значению аббревиатура обычно тождественна исходному сочетанию слов.

Типы аббревиатур: 1) буквенные — сложение названий начальных букв в производящих основах: МГУ [эм-гэ-у], НЛО [эн- эл-о]; 2) звуковые (фонемные) — сложение начальных фонем производящих основ: вуз <вуз>, НЭП <нэп>; 3) буквенно-фонемные: ЦСКА [цэ-эс-ка] — в аббревиатуре объединены названия букв ц и с, а также фонемы <к> и <а>, произносимые вместе [ка]; 4) слоговые — результат объединения начальных частей производящих основ: профком <— профсоюзный комитет; 5) звукослоговые: НЫЛИ'<—Институт мировой литературы, КамАЗ <г-Камский автомобильный завод; 6) сложение начального элемента одного слова с другим словом, сохранившимся в полном виде: госкомитет, дипкурьер; 7) объединение начального элемента одного слова с падежной формой другого слова: комполка ^-командир полка, завбазой<— заведующий базой; 8) слоговые «телескопические» (начально-конечные): мопед<г- мотоцикл+ велосипед. Нужно заметить, что в некоторых работах термины «аббревиатура» и «сложносокращенное слово» различаются по смыслу: собственно аббревиатурами называются производные слова 1—3 типов (т. е. такие, в которых производящие основы сокращаются до одной буквы или до одного звука), а остальные типы производных слов с усечением производящих слов называются в таком случае сложносокращенными словами (в узком смысле).

Исторические изменения морфемной и словообразовательной структуры слова в процессе развития языка: опрощение, переразложение, усложнение( редеривация), декорреляция.

Деэтимологизация и аналогия, их роль изменение морфемной и словообразовательной структуры слова.

Под о п р о щ е н и е м следует понимать такое изменение в морфологическом строении слова, при котором производная основа, ранее аспадавшаяся на отдельные значимые части, превращается в непроизводную, нечленимую. Слово теряет способность делиться на морфемы (см. приведенные выше слова льгота, мгла,бледный).

П е р е р а з л о ж е н и е можно охарактеризовать как перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Слова, оставаясь составными, начинают члениться по-другому, не так, как они делились раньше.

Процесс переразложения наблюдается чаще всего на стыке образующей основы и суффикса, возможен он и между образующей основой и окончанием, образующей основой и приставкой, между двумя корневыми морфемами. Основная причина переразложения — выход из употребления соответствующей данному слову производящей основы при сохранении в языке других родственных образований. Так, глагол обессилетьчленится в настоящее время на морфемы обес-сил-е(ть) и воспринимается как суффиксально-префиксальное образование от существительного сила. Однако такое строение у этого слова является следствием переразложения, которое произошло в нем вследствие исчезновения производящего глагола бессилеть — «слабеть, изнемогать, лишаться сил».

У с л о ж н е н и е— это превращение ранее непроизводной основы в производную. В результате слово, в момент своего появления в русском языке имевшее непроизводный характер, становится делимым на морфемы.

Усложнение может происходить иногда по тем же причинам, которые вызывают переразложение. Так, усложнение основы существительного ехидна произошло в результате воздействия на него кратких прилагательных женского рода с суффиксом -н- (-ьн-), усложнение основы глагола молоть — в результате того, что это слово после развития в древнерусском языке полногласия изменило свой звуковой облик и т. д.

Под декорреляцией понимается изменение характера или значения морфем и соотношений их в слове. Декорреляция не приводит к изменению морфемного состава слова как- такового. Слово продолжает члениться так же, как членилось ранее, в нем выделяется столько же морфем, сколько выделялось при его образовании. Однако составляющие слово морфемы оказываются по своему значению или характеру совершенно иными, находятся в совершенно иных связях друг с другом.

Так, декорреляция в словах ловец, заморозки, любовь привела к тому, что образующие основы лов-, замороз-, люб- стали восприниматься (ср.: ловить, заморозить, любить) как глагольные, хотя эти слова соответственно образованы от существительного ловъ — «ловец» (ср.: рыболов, зверолов, птицелов и т. п.), существительного заморозьі — «первые морозы» и прилагательного любъ — «милый, любимый».

Методика изучения словообразования в школе.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТОЙ РАБОТЫ

Методика преподавания русского языка руководствуется: -глобальным принципом школы в целом, называемым «соеди­нение обучения с воспитанием»; - принципами учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете (принципами научности, наглядности, соз нательности и активности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуально­ го подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой). Эти принципы применяются в процессе изучения русского языка с учетом его специфики.

Специальные принципы методики преподавания русского язы­ка делятся на общеметодические и частнометодические (или уровневые). Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке. Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и использу­ются говорящими в собственной речи. Соответственно при изуче­нии любого раздела науки о языке действуют общиеметодические принципы.

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со смыслоразличительной функцией фонем (в школьной терминологии - звуков) естественно наблюдение за звучанием и реали­ей, например, представленной в виде рисунка. Аналогичным обра­ом мы поступаем, знакомя детей со словом, словосочетанием и т.д. Работа по русскому языку с учетом данного принципа форми­рует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.

Функциональный принцип заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и в речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию или ряд фун­кций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболоч­ки слова и в различении слов, функция слов - быть средством наименования реалий, предложений - средством отражения собы­тий и т.д. Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объ­ясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значе­ния, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними падежами объектное, с другими - про­ странственное значение.

Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной сторо­ны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга, например в фонетике - озвончение или оглушение со­ гласных в определенных условиях) и, с другой стороны, между еди­ницами разных уровней (возможность или невозможность функцио­нирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист в значении «орган растения»

Нормативно-стилистический принцип заключа­ется в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в за­висимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи.

Частнометодические принципы изучения разделов науки о язы­ке. Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметоди­ческих принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.

Словообразовательная система русского языка в разделе «Сло­вообразование» описывается с помощью понятий, характеризую­щих строение слова (морфемику) и производство слов: окончание, нулевое окончание, основа; корень, приставка, суффикс; однокоренные слова; способы образования слов - приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую, сложное слово, соединитель­ ная гласная, сложносокращенное слово.

Морфология

(Лекант)

Морфология — это, во-первых, уровень грамматиче­ской системы языка, на котором реализуются закономерности грамматического поведения слов и правила образования грам­матических разновидностей слов — словоформ. Во-вторых, морфологией принято называть раздел языкознания, изучаю­щий грамматические свойства слов и словоформ.

Задачи морфологии как раздела лингвистической науки та­ковы: выявление грамматических (морфологических) призна­ков слов, т. е. их грамматических значений и средств выраже­ния данных значений; грамматическая классификация слов (а именно установ­ление частей речи и иных морфологических классов слов — типов склонения, спряжения и др.); конкретный анализ морфологических признаков слова в предложении и тексте.

К числу основных понятий морфологии как науки относят­ся понятия слова и словоформы, словоизменения, грамматиче­ской формы и грамматического значения слова, грамматиче­ской категории, части речи.

Слово и словоформа

Словоформа — это грамматическая разновидность слова; например, слово ученик в тексте предстает как одна из слово­форм: ученик, ученика, ученику, учеником, (об) ученике; уче­ники, учеников, ученикам, учениками, (об) учениках.

Словоформы различаются грамматическими значениями. Так, в словоформе ученик выражено значение именительного падежа единственного числа, а в словоформе ученикам — зна­чение дательного падежа множественного числа. В то же вре­мя грамматические разновидности одного слова характеризу­ются и чертами сходства, а именно: 1) одной и той же основой (исключение составляют супплетивные, т. е. образованные от разных корней, основы словоформ типа я — меня, иду — шел, человек — люди, хороший — лучше, маленький — меньше, а также словоформы с частичным видоизменением конца ос­новы: мать — матери, знамя — знамени, сын — сыновья); 2) одинаковым лексическим значением; 3) общими граммати­ческими значениями (для форм существительного ученик это частеречное значение предметности и грамматические значе­ния одушевленности и мужского рода).

У одного и того же слова могут быть как простые сло­воформы типа читать, читаю, читал, читай, читающий, так и составные типа буду читать, читал бы. В простой словоформе средством выражения грамматического значения служит словоизменительный аффикс (или несколько таких аффиксов: чита-л-а), а в составной — служебное слово и сло­воизменительные аффиксы основного слова (буду чита-ть). Составные словоформы характерны для глаголов, а также при­лагательных (самый веселый) и наречий {быстрее всех).

Способность слова образовывать грамматические разновид­ности — словоформы — называется словоизменением. Изменение по падежам существительных, прилагательных, числительных и местоимений называется склонением, а словоизменение глагола — спряжением.

Грамматическое значение слова — это значение, выража­емое типизированными формальными средствами, характер­ными для определенной части речи. Этим грамматическое зна­чение отличается от лексического, которое выражается не грамматическими средствами, а основой слова.

Например, значение наклонения (изъявительного, повели­тельного или сослагательного) является грамматическим, по­скольку оно у всех глаголов выражено формальными показа­телями, т. е. окончаниями (беру, бери), или служебным словом бы (брал бы).

Самым важным грамматическим значением слова, от кото­рого зависят все другие его грамматические значения, являет­ся обобщенное частеречное значение, свойственное всем словам данной части речи: для существительных это значение 'предмет', для глаголов — 'действие', для числительных — 'количество' и т. д.

Морфологические признаки слова бывают формальными (типы склонения существительных и прилагательных, типы спряжения глагола) или формально-смысловыми. Обязатель­ные формально-смысловые признаки слова и грамматических форм слова принято называть морфологическими катего­риями.

Морфологические признаки являются постоянными (классификационными) или переменными (словоизме­нительными).

Например, вид глагола является его постоянным морфоло­гическим признаком (классификационной морфологической категорией), так как глагол по видам не изменяется и в любой своей форме принадлежит к одному и тому же виду — совер­шенному (сказать, сказал, скажи, сказавший) или несовер­шенному (говорить, говорил, говори, говоривший). Такими же являются признаки грамматического рода и одушевленности/ неодушевленности существительных.

У переменных морфологических признаков слова (т. е. у словоизменительных категорий) совсем иная природа: раз­ные грамматические формы одного слова могут выражать раз­личные значения одной и той же словоизменительной кате­гории. Например, наклонение — это словоизменительная ка­тегория глагола, так как формы одного и того же глагола могут выражать значения разных наклонений: идем, идите, шли бы. Словоизменительными категориями глагола являют­ся также время, лицо, число. Для существительных словоиз­менительными категориями являются падеж и число.

Части речи— это основные грамматические классы слов, которые устанавливаются с учетом морфологических свойств слов. Эти классы слов важны не только для морфологии, но также для лексикологии и синтаксиса.

В современном русском языке выделяются самостоятель­ные и служебные части речи, а также междометия.

Самостоятельныечасти речи служат для обо­значения предметов, признаков, процессов и других явлений действительности. Такие слова обычно являются самостоя­тельными членами предложения, несут на себе словесное уда­рение. Различаются следующие самостоятельные части речи: имя существительное, 'имя прилагательное, имя числитель­ное, местоимение, глагол, наречие.

Внутри самостоятельных частей речи противопоставляют­ся полнознаменательные и неполнознаменательные слова. Полнознаменательные слова (существительные, прилагатель­ные, числительные, глаголы, большая часть наречий) служат для называния определенных предметов, явлений, признаков, а неполнознаменательные слова (это местоимения и место­именные наречия) лишь указывают на предметы, явления, признаки, не называя их.

Служебныечастиречи (частицы, союзы, предло­ги) не называют явлений действительности, а обозначают от­ношения, существующие между этими явлениями. Они не яв­ляются самостоятельными членами предложения, обычно не имеют словесного ударения.

Междометия(ах!, ура! и др.) не входят в число ни са­мостоятельных, ни служебных частей речи, они составляют особый грамматический разряд слов. Междометия выражают (но не называют) чувства говорящего.

Самостоятельные части речи

Именем существительнымназывается самостоятельная часть речи, выражающая частеречное грамматическое значе­ние предметности и имеющая морфологические признаки оду­шевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа: книга, словарь, ученик, окно, ворота.

Грамматическое значение предметности отличается от лек­сического значения 'предмет' (выражаемого, например, осно­вами существительных типа дом, камень), так как многие су­ществительные, особенно отвлеченные, образованные от глаго­лов и прилагательных (прочтение, синева), не обозначают предметов. Однако любое существительное имеет грамматиче­ское значение предметности, что обнаруживается постановкой вопроса кто? или что?

В предложении существительное выполняет роль подлежащего, дополнения, именной части составного сказуемого, а также употребляется в качестве обстоятельства и несогласованного определения.

Наши рекомендации