Основные морфонологические явления, сопровождающие словообразовательные процессы.

Тема: Способы словообразования

Задание 1. Выполните данные ниже задания в соответствии с их формулировками.

А)Распределите следующие слова на производные и непроизводные, расставив над ними соответствующие индексы: 1 –производные слова, 2 –непроизводные слова.

Объединить, один, крупный, крупно (обыграть), тишь, тихий, толк (его ногой), ходить, заход, ответчик, ответный, ответ, багряный, багрец, явь, полуявь, грёзы, грезить, словарь, словесный, словеса, слово, будущее (впереди), ехать, ездок, еда, есть (‘кушать’), едок, есть (‘иметься’), отметка, отметить.

Б)Подберите к следующим дериватам мотивирующие базы (производящие слова) и определите, какие изменения происходят с производящей основой в процессе словообразования.

Головоломка, иллюстратор, заморыш, сочинский, брожение, головокружение, петушиться, камчатский, регбист, материнский, снотворное (средство), кофейник, лиловатый, сладкоежка, неслух, кинуть, очерчивать, писк, огневой, бездонный, гаишник, негритёнок, бордовый, сыновний, племенной, будильник, саяногорский, абазинский, высота.

Дополнительные материалы для выполнения работы

Краткие теоретические сведения.Словообразовательные процессы могут сопровождаться различными изменениями, происходящими с производящей (мотивирующей) основой. Например, (снеж)-н-ый ← снег.Сравнение двух основ – производящей и производной – позволяет установить, что производная основа отличается от образующей не только словообразовательным средством (формантом -н-), но и чередованием г//ж. Такие изменения принято называть морфонологическими преобразованиями или явлениями. Такие изменения происходят, во-первых, на границе (стыке) производящей основы и словообразовательного форманта (средства); во-вторых, только при морфемном конструировании, т.е. морфемных способах деривации. Следует иметь в виду, что эти явления самостоятельной словообразующей функции не выполняют, они лишь сопровождают процесс словообразования, являясь дополнительными средствами. Однако они формально усложняют структуру производного слова. Подобного рода явления наблюдаются и в морфологии при формообразовании и словоизменении. Ср.: дорогой – дороже; чтобы образовать форму сравнительной степени указанного прилагательного, требуется одновременно к его синтаксической основе присоединить суффикс -е-и чередовать г//ж.

Основные морфонологические явления, сопровождающие словообразовательные процессы.

а) Усечение производящей основы –морфонологическое явление, заключающееся в том, что в процессе деривации (словообразования) происходит частичное или полное усечение (редукция) финальной морфемы производящей основы:

б) Чередование фонем –морфонологическое преобразование производящей основы, сопровождающееся меной гласных и согласных фонем при присоединении словообразовательного форманта к производящей основе: улица → уличный (ц//ч); сон видеть → сновидение (о//ø).

в) Интерфиксация –морфонологическое изменение на морфемном шве (либо между двумя производящими основами, либо между основой производящего слова и словообразовательным суффиксом), сутью которого является вставка асемантического элемента, называемого интерфиксом, благодаря чему устраняются труднопроизносимые сочетания фонем: петь → певец; три оси → трёхосный.

г) Наложение морфем (аппликация, интерференция) –частичное совмещение совпадающих звукокомплексов разных морфем на морфемном шве: такси +ист → таксист;коричневый + еват → коричневатый.

д) Наращение производящей основы– осложнение основы производящего слова, происходящее за счёт включения в неё асемантических элементов: врем-я → врем-ен-щик.

В)Определите тип мотивирующей(производящей) базы к следующим дериватам.

Хлеборезчик, расщедриться, вполоборота, полпред (полномочный представитель), присловье, воздыхатель, формообразование, прорицатель, нацпроект, прорезь, лесостепь, колоситься, снегопад, кресло-качалка, умиротворить, межсезонье, низкопробный, малосимпатичный.

Примечание. Мотивирующая (производящая) база – это слово или сочетание нескольких слов, на базе которых образуются или образованы производные слова. В качестве мотивирующей базы могут выступать отдельные слова, словоформы, предложно-падежные сочетания слов, сочинительные сочетания слов, словосочетания.

Задание 2. Определите родовой (общий) и видовой (частный) способ деривации данных ниже слов.

Смесь, смеситель, соинвестор, инвестор, инвестировать, рассмеяться, расплакаться, малолитражка, гордиться, бессердечный, спец, левобережье, шкаф-купе, плоскодонка, смалодушничать, налихачиться, соцзащита, МРОТ.

Примечание. Порядок выполнения задания смотрите в иллюстративных материалах соответствующей лекции.

Задание 3. Разграничьте разновидности конструирования и транспозиции, а также отнесите анализируемые дериваты к подтипам морфемного и неморфемного способов словообразования.

Вперёдсмотрящий, (люблю) заливное, бензонасос, шапка (общий заголовок для нескольких статей в газете), (выехать) навстречу, (идти) навстречу (опасности), блестящие (знания), малозаметный, (булыжная) мостовая, бахвалиться, (современная) операционная, «крыша» (‘покровитель’), праздношатающийся, сладкоголосый, (просторная) ванная,.

Преподаватель В. П. Антонов

Наши рекомендации