Морфонологические явления: чередования звуков основы, усечение мотивирующего слова, наложение морфем (аппликация), интефиксация, наращение.
УСЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВЫ — это сокращение части производящей основы при сложении (Государственная ду-ма- Госдума; управляющий делами управделами; Российская Федерация-^РФ) или же при суффиксации (пальто—>палътецо, пальтишко; решать—^решение; итальянец—>итальянка; абстракционизм-абстракционист). Усечение является дополнительным (вторичным) средством выражения словообразовательных отношений, которое сопровождает сложение и суффиксацию. От усечения производящей основы как вторичного средства словообразования необходимо отличать особый безаффиксный способ словообразования — сокращение (заведующий-*зав), при котором операция усечения производящей основы является основным и единственным словообразовательным средством.
ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ (БУКВ) В МОРФЕМЕ — это закономерные изменения звукового (и буквенного) состава морфемы, обнаруживающиеся при сравнении различных ее разновидностей — морфов. Так, корневая морфема, объединяющая однокоренные слова носить, разноска, нести (нёс, несёт), ноша, вынашивать, предстает в виде следующих морфов: нос-, нос'-, н'ос-, н'ос'-, нош-, наш-. Все звуки в разновидностях данной морфемы охвачены чередованиями: твердый звук [н] чередуется с мягким [н*]; ударный гласный звук [о] чередуется с ударным [а] и безударным [иэ]; наконец, согласный [с] чередуется как с [с'], так и с [ш].
Чередования важны и для словообразования, и для словоизменения — как дополнительное средство выражения словообразовательных и морфологических значений. Графически чередования обычно обозначаются двумя вертикальными чертами: //. Различаются чередования гласных и согласных: ср.: [о]//[а]
(ходить— расхаживать); [к] // [ч] (пеку — печешь).
Важнейшие чередования гласных:
1) беглые гласные [о], [е] и [и], чередующиеся с нулем звука: рот —рты, ветка — веток; день — дни, деревня — деревень; лисий — лисьего, гостья — гостий;
2) [о]//[а] при глагольном словообразовании: бросить, выбросить //выбрасывать.
Важнейшие чередования согласных:
[м] // [м'] // [мл']: корм — кормить — кормлю;
[и] II [п'] // [пл']: толпа — толпиться — толплюсь;
[б] // [б'] // [бл']: любовь — любить — люблю;
НАЛОЖЕНИЕ МОРФЕМ — это частичное совмещение в составе производного слова двух соседних морфем. Например, в слове таксист на корень такси- накладывается суффикс -ист (т. е. гласный звук [и] в слове таксист является частью не только корня, но и суффикса). Наложение наблюдается также в словах типа пальтовый [<— пальто + ов(ый)], приду [<—при+ ид(у)] и многих других.
ИНТЕРФИКС (от лат. inter—'между' и fixus—'прикрепленный') — это словообразовательный аффикс, который находится между корнями сложного слова и выполняет в составе слова соединительную функцию: вод-о-провод, бол-е-утоляющий, нефт-е- газ-о-добыча и т. п.
Помимо соединительных гласных о и е (см. перечисленные выше примеры), к числу интерфиксов обычно относят и иные морфемы, по своему происхождению — из словоизменительных аффиксов (окончаний или формообразовательных суффиксов): шест-и-дневка, сорв-и-голова, дв-у-единый, дв-ух-этажный, че-тыр-ёх-моторный, сорок-а-летие, себ-я-любие. Важно иметь в виду, что выделенные морфемы во всех указанных здесь словах не являются словоизменительными морфемами, это настоящие интерфиксы. Например, морфема -ух- в прилагательных типа двухэтажный, двухкилометровый, двухламповый и т. п.— это не
окончание, а интерфикс, поскольку этот аффикс 1) используется для образования не грамматических форм слова, а новых слов; 2) служит не для связи слов в словосочетании и предложении, как окончания, а для соединения частей сложного слова;
3) входит в состав основы слова, т. е. присутствует во всех грамматических формах слова, как бы мы его ни изменяли: двух- этажный, двухэтажного, двухэтажному и т. д. (совершенно иначе ведут себя окончания — переменные элементы в слове: два этажа, двух этажей, двумя этажами).
В исследованиях последних лет к числу интерфиксов часто относят также незначимые прокладки между корнем и аффиксом, например -/- в кофейный«— кофе (ср.: сахарный<— сахар), а также незначимые элементы между двумя аффиксами типа -л- в судилище (ср.: убежище). Выделив интерфиксы такого рода,
удается существенно сократить перечень словообразовательных аффиксов. Например, вместо традиционно различаемых суффиксов -ец (лондонец), -овец (орловец), -анец (американец), -инец (кубинец) можно выделить лишь один суффикс -ец, который употребляется или без интерфиксов (лондонец), или же в сочетании с интерфиксами -ое-, -ан-, -ин- и др.
Сближаются по отсутствию значения с интерфиксами и незначимые«наращения» в основах, наблюдаемые при словоизменении: -у- (брат ~ братья), -oej- (сын — сыновья), -ер- (мать — матери), -он- (племя — племен), -ат-/-ят- (дитя — дитяти) и др. В глагольном словоизменении функцию незначимых прокладок между корнем и флексиями выполняют «тематические» суффиксы типа -а-/-я- (кричать; ср.: кричу), -е- (гореть), -о- (колоть), -и- (любить) и др.
Морфемная и словообразовательная структура слова. Членимость и производность.
ЧЛЕНИМОСТЬ — способность слова выделять в своей морфемной структуре как минимум два значимых элемента, т. е. разбиваться на морфемы. Членимость — основополагающее понятие морфемного анализа, диалектически связанное с понятием производности как центральным понятием словообразовательного анализа.
Различают членимость слова и членимость основы слова. Например, слова зря, здесь, или, ура — нечленимые. Слова дом и домик — членимые: выделяются основа и флексия; но основа первого слова нечленима, равняется корню (дом-), тогда как в основе второго слова есть корень дом- и словообразовательный аффикс -ик.
Между безусловно членимыми основами (домик) и безусловно нечленимыми (зря) располагается довольно много основ с затрудненной (остаточной) членимостью, в которых один из значимых элементов может быть вычленен только после вычленения других морфем.
ПРОИЗВОДНОСТЬ — это такое соотношение между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно могут быть выведены из формы и значения другого, более простого однокоренного слова (или нескольких слов): тигр -^тигренок 'детеныш- тигра'; Общество с ограниченной ответственностью -^ООО. Производность является центральным понятием словообразования.
Слова типа лес, вода, класс, у которых внешний вид основы и характер лексического значения не выводятся из формы и значения более простых однокоренных слов, называются непроизводными словами (или словами с непроизводными основами).
Слова типа тигренок, основы которых связаны по форме и значению с основами других, более простых слов, называются производными словами (говорят также, что у таких слов производная основа).
Для каждого производного слова есть свое производящее. Например, для слова баскетболист производящим будет слово баскетбол, для слова лесок — слово лес (основа производящего слова называется производящей). У некоторых производных слов (образованных путем сложения) в качестве производящего устанавливается сочетание нескольких основ: пять этажей-»пятиэтажный.
Иногда отмечаются и сложности, связанные с установлением отношений словообразовательной производности. Например, наречие негромко может с равными основаниями рассматриваться как производное от двух различных производящих: от основы наречия громко -^негромко (в таком случае способ словообразования — префиксальный) или же от основы прилагательного негромкий-* негромко (при таком подходе наречие образовано суффиксальным способом).
Словообразование (деривация). Диахронные (неморфологические) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический, морфолого-синтаксический (субстантивация, адъективация, адвербиализация), лексико-синтаксический.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, изучающий отношения производности между однокоренными словами, т. е. образование производных слов от производящих: школа-^школьный, студент—> студентка (см.: Производность; Словообразовательный анализ; Способы словообразования). По традиции в словообразование включается и изучение морфемного состава слова (см.: Морфемный разбор слова); телик<г-телевизор, общага (прост.) <— общежитие и др.
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ — это способы образования производных слов. Большую роль в истории изучения способов словообразования сыграл академик В. В. Виноградов, который в работах начала 50-х гг. XX в. разграничивал: 1) морфологический (точнее, морфемный, т. е. аффиксальный) способ словообразования, со следующими разновидностями; суффиксальный способ; прокат->прокатчик; префиксальный: бежать—ь побежать, суффиксально-префиксальный: стакан-подстаканник, бессуффиксный: глухой —»глушь;
Лексико-синтаксический способ словообразования. (расщепление» многозначного слова на омонимы: титан 1 — 'сильная, героическая личность'—> титан 2— "большой кипятильник для воды")
Под лексико-синтаксическим способом словообразования подразумевается возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц. Таким образом, слова лексико-синтаксического способа словообразования представляют собой слияние водно словесное целое либо устойчивого словосочетания, т. е. фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным (в первую очередь с предлогом или отрицанием).
Возникновение с помощью этого способа новых лексических единиц сопровождается потерей исходными образованиями своей самостоятельности, фонетических, семантических и грамматических свойств отдельных слов. Поэтому посредством его язык обогащается словами, новыми не только с точки зрения лексической, но и с точки зрения фонетической и морфологической.
Лексико-семантический способ словообразования. (сращение двух или нескольких лексических единиц: спаси Бог —> спасибо)
С помощью лексико-семантического словопроизводства новые слова образуются в результате изменений смысловой стороне того или иного слова, путем расщепления слова на омонимы. Процесс формирования слов- омонимов происходит в силу того, что лексическая единица, получая какое-либо новое смысловое значение, продолжает (по крайне мере, какое-то время) употребляться и со своим старым значением.
Лексико-семантический способ словообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова, осознающиеся этимологически как совершенно самостоятельные и независимые, или в том, что за существующим в языке-словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным как производное и основное не связано.
При образовании нового слова лексико-семантическим способом производящее слово может выступать и в совокупности всех своих словоформ, и лишь в какой-то части своей парадигмы, и, наконец, даже в какой-либо одной форме (ср.: часы — час, часы; леса — лес, леса и др.).
Морфолого-синтаксический способ словообразования. (переход слова из одной части речи в другую: деепр. благодаря —> предлог благодаря. )
Под морфолого-синтаксическим способом словообразования, являющимся, по своей сути, разновидностью лексико-семантического способа, понимается образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.
В переходе слов одного грамматического класса в другой следует различать два подтипа: лексикализацию отдельной грамматической формы (т. е. превращение ее в новую лексическую единицу) и семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы. При лексикализации какой-либо отдельной грамматической формы новое слово получает все признаки, присущие той части речи, в которую оно переходит. При семантико-грамматическом переоформлении целой парадигмы формы словоизменения нового слова в известной мере остаются прежними (например, возникшие в результате субстантивации существительные продолжают склоняться как прилагательные).
Синхронные (аффиксальные) способы словообразования. Образование слов с простой основой. Образование сложно-составных слов. Аббревиация и ее типы.
А ф ф и к с а ц и я — это создание нового слова посредством присоединения к основе образующего слова или к слову в целом тех или иных аффиксов. Аффиксальный способ словообразования является самым продуктивным и богатым видом морфологического словопроизводства Выделяется три разновидности аффиксации: с у ф ф и к с а л ь н ы й способ словообразования — образование нового слова посредством присоединения к образующей основе суффикса;
п р е ф и к с а л ь н ы й способ словообразования — образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову
префикса;
с у ф ф и к с а л ь н о - п р е ф и к с а л ь н ы й (или циркумфиксный) способ словообразования — производство нового слова (от образующей основы или образующего слова в целом) путем одновременного присоединения приставки и суффикса, выступающих как единое деривативное целое, которое можно назвать циркумфиксом. Слова возникновение, убедительно, отнести, пасынок, прилуниться образованы путем аффиксации, но возникновение, убедительно — посредством суффиксов (возникновение — от глагола возникнуть с помощью суффикса -ени/-; убедительно от прилагательного убедительный посредством суффикса -о); отнести — соответственно посредством приставок анти- и от- (от слов общественный и нести); пасынок, прилуниться — посредством суффиксально-префиксального способа словообразования (от слов сын и луна). Наиболее продуктивным является суффиксальный способ, характерный для всех категорий полнозначных слов.
Различие между отдельными разновидностями аффиксации наблюдается и в способе производства слов при их помощи: при суффиксальном способе словообразования новое слово образуется от основы слова, при префиксальном — от целого слова, при суффиксально-префиксальном — от основы слова (имена существительные и имена прилагательные) и от целого слова (глаголы).
Эти разновидности аффиксации различаются также в своих возможностях образования новых слов с точки зрения чисто грамматической. При помощи префиксального способа словообразования образуются слова только того же грамматического класса; это же может быть отмечено и для суффиксально-префиксального способа образования слов от глаголов. При помощи же суффиксально-префиксального способа словообразования от имен и при помощи суффиксации возможно образование слов и иного грамматического класса.
АББРЕВИАЦИЯ — это особый безаффиксный способ образования сложносокращенных существительных типа МХАТ, вуз, Мосэнерго, называемых обычно аббревиатурами. Производящим при аббревиации является не отдельное слово, а сочетание нескольких слов, основы которых складываются и входят в состав производной основы в усеченном виде. При этом усечение может касаться всех производящих основ в исходном словосочетании. Так, от словосочетания — названия высшего учебного заведения Московский педагогический университет образуется аббревиатура МПУ [читается как эм-пэ-у] — широкоупотребительное сокращенное название того же вуза. Ср. также: ОРТ <- Общественное российское телевидение. При образовании этого сложносокращенного слова все три исходные основы сокращены до названий первых букв в слове, но так бывает далеко не всегда. Например, в аббревиатуре педсовет, образованной от исходного (производящего) словосочетания педагогический совет, усечена только основа первого слова — прилагательного педагогический, а существительное совет вошло в состав производного слова в неусеченном виде (ср. также: Госдума <г-Государственная дума). По своему значению аббревиатура обычно тождественна исходному сочетанию слов.
Типы аббревиатур: 1) буквенные — сложение названий начальных букв в производящих основах: МГУ [эм-гэ-у], НЛО [эн- эл-о]; 2) звуковые (фонемные) — сложение начальных фонем производящих основ: вуз <вуз>, НЭП <нэп>; 3) буквенно-фонемные: ЦСКА [цэ-эс-ка] — в аббревиатуре объединены названия букв ц и с, а также фонемы <к> и <а>, произносимые вместе [ка]; 4) слоговые — результат объединения начальных частей производящих основ: профком <— профсоюзный комитет; 5) звукослоговые: НЫЛИ'<—Институт мировой литературы, КамАЗ <г-Камский автомобильный завод; 6) сложение начального элемента одного слова с другим словом, сохранившимся в полном виде: госкомитет, дипкурьер; 7) объединение начального элемента одного слова с падежной формой другого слова: комполка ^-командир полка, завбазой<— заведующий базой; 8) слоговые «телескопические» (начально-конечные): мопед<г- мотоцикл+ велосипед. Нужно заметить, что в некоторых работах термины «аббревиатура» и «сложносокращенное слово» различаются по смыслу: собственно аббревиатурами называются производные слова 1—3 типов (т. е. такие, в которых производящие основы сокращаются до одной буквы или до одного звука), а остальные типы производных слов с усечением производящих слов называются в таком случае сложносокращенными словами (в узком смысле).
Исторические изменения морфемной и словообразовательной структуры слова в процессе развития языка: опрощение, переразложение, усложнение( редеривация), декорреляция.
Деэтимологизация и аналогия, их роль изменение морфемной и словообразовательной структуры слова.
Под о п р о щ е н и е м следует понимать такое изменение в морфологическом строении слова, при котором производная основа, ранее аспадавшаяся на отдельные значимые части, превращается в непроизводную, нечленимую. Слово теряет способность делиться на морфемы (см. приведенные выше слова льгота, мгла,бледный).
П е р е р а з л о ж е н и е можно охарактеризовать как перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Слова, оставаясь составными, начинают члениться по-другому, не так, как они делились раньше.
Процесс переразложения наблюдается чаще всего на стыке образующей основы и суффикса, возможен он и между образующей основой и окончанием, образующей основой и приставкой, между двумя корневыми морфемами. Основная причина переразложения — выход из употребления соответствующей данному слову производящей основы при сохранении в языке других родственных образований. Так, глагол обессилетьчленится в настоящее время на морфемы обес-сил-е(ть) и воспринимается как суффиксально-префиксальное образование от существительного сила. Однако такое строение у этого слова является следствием переразложения, которое произошло в нем вследствие исчезновения производящего глагола бессилеть — «слабеть, изнемогать, лишаться сил».
У с л о ж н е н и е— это превращение ранее непроизводной основы в производную. В результате слово, в момент своего появления в русском языке имевшее непроизводный характер, становится делимым на морфемы.
Усложнение может происходить иногда по тем же причинам, которые вызывают переразложение. Так, усложнение основы существительного ехидна произошло в результате воздействия на него кратких прилагательных женского рода с суффиксом -н- (-ьн-), усложнение основы глагола молоть — в результате того, что это слово после развития в древнерусском языке полногласия изменило свой звуковой облик и т. д.
Под декорреляцией понимается изменение характера или значения морфем и соотношений их в слове. Декорреляция не приводит к изменению морфемного состава слова как- такового. Слово продолжает члениться так же, как членилось ранее, в нем выделяется столько же морфем, сколько выделялось при его образовании. Однако составляющие слово морфемы оказываются по своему значению или характеру совершенно иными, находятся в совершенно иных связях друг с другом.
Так, декорреляция в словах ловец, заморозки, любовь привела к тому, что образующие основы лов-, замороз-, люб- стали восприниматься (ср.: ловить, заморозить, любить) как глагольные, хотя эти слова соответственно образованы от существительного ловъ — «ловец» (ср.: рыболов, зверолов, птицелов и т. п.), существительного заморозьі — «первые морозы» и прилагательного любъ — «милый, любимый».
Методика изучения словообразования в школе.
ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТОЙ РАБОТЫ
Методика преподавания русского языка руководствуется: -глобальным принципом школы в целом, называемым «соединение обучения с воспитанием»; - принципами учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете (принципами научности, наглядности, соз нательности и активности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуально го подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой). Эти принципы применяются в процессе изучения русского языка с учетом его специфики.
Специальные принципы методики преподавания русского языка делятся на общеметодические и частнометодические (или уровневые). Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке. Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общиеметодические принципы.
Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со смыслоразличительной функцией фонем (в школьной терминологии - звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией, например, представленной в виде рисунка. Аналогичным обраом мы поступаем, знакомя детей со словом, словосочетанием и т.д. Работа по русскому языку с учетом данного принципа формирует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.
Функциональный принцип заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и в речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию или ряд функций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболочки слова и в различении слов, функция слов - быть средством наименования реалий, предложений - средством отражения событий и т.д. Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.
Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними падежами объектное, с другими - про странственное значение.
Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга, например в фонетике - озвончение или оглушение со гласных в определенных условиях) и, с другой стороны, между единицами разных уровней (возможность или невозможность функционирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист в значении «орган растения»
Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи.
Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке. Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.
Словообразовательная система русского языка в разделе «Словообразование» описывается с помощью понятий, характеризующих строение слова (морфемику) и производство слов: окончание, нулевое окончание, основа; корень, приставка, суффикс; однокоренные слова; способы образования слов - приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую, сложное слово, соединитель ная гласная, сложносокращенное слово.
Морфология
(Лекант)
Морфология — это, во-первых, уровень грамматической системы языка, на котором реализуются закономерности грамматического поведения слов и правила образования грамматических разновидностей слов — словоформ. Во-вторых, морфологией принято называть раздел языкознания, изучающий грамматические свойства слов и словоформ.
Задачи морфологии как раздела лингвистической науки таковы: выявление грамматических (морфологических) признаков слов, т. е. их грамматических значений и средств выражения данных значений; грамматическая классификация слов (а именно установление частей речи и иных морфологических классов слов — типов склонения, спряжения и др.); конкретный анализ морфологических признаков слова в предложении и тексте.
К числу основных понятий морфологии как науки относятся понятия слова и словоформы, словоизменения, грамматической формы и грамматического значения слова, грамматической категории, части речи.
Слово и словоформа
Словоформа — это грамматическая разновидность слова; например, слово ученик в тексте предстает как одна из словоформ: ученик, ученика, ученику, учеником, (об) ученике; ученики, учеников, ученикам, учениками, (об) учениках.
Словоформы различаются грамматическими значениями. Так, в словоформе ученик выражено значение именительного падежа единственного числа, а в словоформе ученикам — значение дательного падежа множественного числа. В то же время грамматические разновидности одного слова характеризуются и чертами сходства, а именно: 1) одной и той же основой (исключение составляют супплетивные, т. е. образованные от разных корней, основы словоформ типа я — меня, иду — шел, человек — люди, хороший — лучше, маленький — меньше, а также словоформы с частичным видоизменением конца основы: мать — матери, знамя — знамени, сын — сыновья); 2) одинаковым лексическим значением; 3) общими грамматическими значениями (для форм существительного ученик это частеречное значение предметности и грамматические значения одушевленности и мужского рода).
У одного и того же слова могут быть как простые словоформы типа читать, читаю, читал, читай, читающий, так и составные типа буду читать, читал бы. В простой словоформе средством выражения грамматического значения служит словоизменительный аффикс (или несколько таких аффиксов: чита-л-а), а в составной — служебное слово и словоизменительные аффиксы основного слова (буду чита-ть). Составные словоформы характерны для глаголов, а также прилагательных (самый веселый) и наречий {быстрее всех).
Способность слова образовывать грамматические разновидности — словоформы — называется словоизменением. Изменение по падежам существительных, прилагательных, числительных и местоимений называется склонением, а словоизменение глагола — спряжением.
Грамматическое значение слова — это значение, выражаемое типизированными формальными средствами, характерными для определенной части речи. Этим грамматическое значение отличается от лексического, которое выражается не грамматическими средствами, а основой слова.
Например, значение наклонения (изъявительного, повелительного или сослагательного) является грамматическим, поскольку оно у всех глаголов выражено формальными показателями, т. е. окончаниями (беру, бери), или служебным словом бы (брал бы).
Самым важным грамматическим значением слова, от которого зависят все другие его грамматические значения, является обобщенное частеречное значение, свойственное всем словам данной части речи: для существительных это значение 'предмет', для глаголов — 'действие', для числительных — 'количество' и т. д.
Морфологические признаки слова бывают формальными (типы склонения существительных и прилагательных, типы спряжения глагола) или формально-смысловыми. Обязательные формально-смысловые признаки слова и грамматических форм слова принято называть морфологическими категориями.
Морфологические признаки являются постоянными (классификационными) или переменными (словоизменительными).
Например, вид глагола является его постоянным морфологическим признаком (классификационной морфологической категорией), так как глагол по видам не изменяется и в любой своей форме принадлежит к одному и тому же виду — совершенному (сказать, сказал, скажи, сказавший) или несовершенному (говорить, говорил, говори, говоривший). Такими же являются признаки грамматического рода и одушевленности/ неодушевленности существительных.
У переменных морфологических признаков слова (т. е. у словоизменительных категорий) совсем иная природа: разные грамматические формы одного слова могут выражать различные значения одной и той же словоизменительной категории. Например, наклонение — это словоизменительная категория глагола, так как формы одного и того же глагола могут выражать значения разных наклонений: идем, идите, шли бы. Словоизменительными категориями глагола являются также время, лицо, число. Для существительных словоизменительными категориями являются падеж и число.
Части речи— это основные грамматические классы слов, которые устанавливаются с учетом морфологических свойств слов. Эти классы слов важны не только для морфологии, но также для лексикологии и синтаксиса.
В современном русском языке выделяются самостоятельные и служебные части речи, а также междометия.
Самостоятельныечасти речи служат для обозначения предметов, признаков, процессов и других явлений действительности. Такие слова обычно являются самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение. Различаются следующие самостоятельные части речи: имя существительное, 'имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Внутри самостоятельных частей речи противопоставляются полнознаменательные и неполнознаменательные слова. Полнознаменательные слова (существительные, прилагательные, числительные, глаголы, большая часть наречий) служат для называния определенных предметов, явлений, признаков, а неполнознаменательные слова (это местоимения и местоименные наречия) лишь указывают на предметы, явления, признаки, не называя их.
Служебныечастиречи (частицы, союзы, предлоги) не называют явлений действительности, а обозначают отношения, существующие между этими явлениями. Они не являются самостоятельными членами предложения, обычно не имеют словесного ударения.
Междометия(ах!, ура! и др.) не входят в число ни самостоятельных, ни служебных частей речи, они составляют особый грамматический разряд слов. Междометия выражают (но не называют) чувства говорящего.
Самостоятельные части речи
Именем существительнымназывается самостоятельная часть речи, выражающая частеречное грамматическое значение предметности и имеющая морфологические признаки одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа: книга, словарь, ученик, окно, ворота.
Грамматическое значение предметности отличается от лексического значения 'предмет' (выражаемого, например, основами существительных типа дом, камень), так как многие существительные, особенно отвлеченные, образованные от глаголов и прилагательных (прочтение, синева), не обозначают предметов. Однако любое существительное имеет грамматическое значение предметности, что обнаруживается постановкой вопроса кто? или что?
В предложении существительное выполняет роль подлежащего, дополнения, именной части составного сказуемого, а также употребляется в качестве обстоятельства и несогласованного определения.