VI.Закрепление изученного материала

(Упр. 201.)

— Прочитайте. Найдите выделенные слова. Сравните.

— Чем похожи эти слова? (В них одинаковые буквы.)

— Чем отличаются слова? (Имеют разное значение, разное про­изношение.)

— Объясните значение выделенных слов. (Полю — очищаю от сорных растений. Полью — создам влажность в почве. Олени — парнокопытные животные с рогами. Оленьи — при­надлежащие оленю.)

— Выполните задание.

— В каких словах пишется разделительный мягкий знак? (Упр. 202.)

— Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

— Запишите слова. Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые у вас получились. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

VII. Итог урока

— Когда пишется разделительный мягкий знак?

Домашнее задание Упр. 203.

Урок 74. Правописание слов с разделительным мягким знаком

Цель: развивать умение распознавать разделительный мягкий знак в словах.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

(На доске записаны слова.) Друзья, деньки, листья, вьюга.

— Найдите лишнее слово. (Деньки. В этом слове мягкий знак — показатель мягкости, все остальные слова с разделительным мягким знаком.)

Сегодня на уроке мы будем тренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком.

II. Проверка домашнего задания

(Учитель проверяет выполнение упр. 203.)

— Прочитайте слова, которые у вас получились.

— Что общего у слов, которые вы образовали? (Обозначают несколько предметов.)

— Когда пишется разделительный мягкий знак?

III. Чистописание

IV.Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Запишите текст под диктовку.

У лисы нора в лесу. В норе пятеро лисят. Вот лиса несет им добычу. Она тихо идет по земле. Хвостом следы заметает.

— Подчеркните буквы, правописание которых нужно про­верять.

(Упр. 204.)

Прочитайте. На какие две группы можно разделить все сло­ва? (Слова с разделительным мягким знаком и слова с мягким знаком — показателем мягкости.)

— Запишите слова в два столбика.

— Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.

— Прочитайте слова, в которых мягкий знак показывает мяг­кость согласного.

VI. Закрепление изученного материала

(Упр. 205.)

— Рассмотрите ребусы. Какие картинки даны к первому ре­бусу? Что изображено? (Конь и кит.)

— Что обозначает запятая, которая стоит после второго рисунка? (Убираем последнюю букву.)

Соедините все, что осталось. Какое слово получилось?
(Коньки.)

— Что вы можете сказать про это слово? (Это слово с непрове­ряемым гласным. Оно из словаря.)

— Что обозначает мягкий знак в этом слове? (Мягкий знак по­казывает на мягкость согласного.)

— Какие картинки даны ко второму ребусу? Что изображено? (Пальто и малина.)

— Сколько запятых стоит после рисунка пальто? Что это зна­чит? (Убираем две последние буквы в слове «пальто».)

— А сколько букв с конца убираем в слове малина? (Четыре.)

Соедините все, что осталось. Какое слово получилось? (Пальма.)

— Что обозначает мягкий знак в этом слове? (Мягкий знак по­казывает на мягкость согласного [Л'].)

— Запишите слова. Подберите еще два слова, в которых мяг­кий знак является показателем мягкости. Подчеркните мяг­кий знак.

(Упр. 207.)

— Прочитайте. Отгадайте загадку.

— Кто автор этой загадки?

— Найдите памятку № 3. Прочитайте. Подготовьтесь к письму по памяти.

— Закройте учебники. Запишите. Выполните задание.

— Проверьте свои записи по учебнику.

— Какие слова вы подчеркнули?

VII. Итог урока

— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

Домашнее задание Упр. 206.

Урок 75. Проверочный диктант

Цель: проверить умение писать двухсложные слова с безудар­ными гласными.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке будем писать проверочный диктант. Вспомните орфограммы, которые мы уже изучили.

— Как проверить безударный гласный? (Чтобы проверить без­ударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

— Как проверить парный согласный? (Чтобы проверить пар­ный согласный, надо изменить слово так, чтобы после соглас­ного стоял гласный.)

II. Проверка домашнего задания

— Какие орфограммы встретились в словах домашнего упраж­нения? (Беличье, медвежья, лисья, заячьи, птичьи, перья — разделительный мягкий знак. Гнездо, нора, следы — проверяе­мый безударный гласный.)

— Когда пишется разделительный мягкий знак?

— Как проверить безударный гласный?

III. Работа по теме урока

Учитель диктует текст.

Зима в лесу

Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лед сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идет бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными,
подчеркните орфограмму, подберите проверочные слова.

2. В третьем предложении подчеркните главные члены.

IV. Итог урока

— Какие слова в диктанте вызвали затруднения?

Домашнее задание

Составить и записать три предложения, подчеркнуть главные члены.

Урок 76. Работа над ошибками

Цель: формировать умение находить, орфограммы в словах, применять правила.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

Учитель сообщает общие итоги работы.

II. Работа по теме урока

(Классификация ошибок и работа над каждой из них. Работа производится коллективно.)

— Кто ошибся в написании безударных гласных? Запишите, указав проверочное слово

(Учащиеся, не допустившие ошибок, подбирают и записыва­ют слова на данное правило.)

— На какие правила еще были допущены ошибки

III. Физкультминутка

IV. Словарно-орфографическая работа

— Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте рассказ.

Кошка играла со своим к..тенком на молодой тр..ве. Вдруг налетел орел и схватил к..тенка. Кошка мигом оч..тилась на сп..не у орла. Она собрала все свои силы и перекусила орлу горло.

— Какие буквы вы вставили? Какие проверочные слова подобрали?

V. Итог урока

Домашнее задание

Подобрать пять слов с разделительным мягким знаком.

Урок 77. Правописание слов с разделительным мягким знаком (продолжение)

Цель: формировать умение писать слова с разделительным мягким знаком.

Ход урока

Наши рекомендации