VI.Закрепление изученного материала
(Упр. 201.)
— Прочитайте. Найдите выделенные слова. Сравните.
— Чем похожи эти слова? (В них одинаковые буквы.)
— Чем отличаются слова? (Имеют разное значение, разное произношение.)
— Объясните значение выделенных слов. (Полю — очищаю от сорных растений. Полью — создам влажность в почве. Олени — парнокопытные животные с рогами. Оленьи — принадлежащие оленю.)
— Выполните задание.
— В каких словах пишется разделительный мягкий знак? (Упр. 202.)
— Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?
— Запишите слова. Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые у вас получились. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
VII. Итог урока
— Когда пишется разделительный мягкий знак?
Домашнее задание Упр. 203.
Урок 74. Правописание слов с разделительным мягким знаком
Цель: развивать умение распознавать разделительный мягкий знак в словах.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
(На доске записаны слова.) Друзья, деньки, листья, вьюга.
— Найдите лишнее слово. (Деньки. В этом слове мягкий знак — показатель мягкости, все остальные слова с разделительным мягким знаком.)
Сегодня на уроке мы будем тренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком.
II. Проверка домашнего задания
(Учитель проверяет выполнение упр. 203.)
— Прочитайте слова, которые у вас получились.
— Что общего у слов, которые вы образовали? (Обозначают несколько предметов.)
— Когда пишется разделительный мягкий знак?
III. Чистописание
IV.Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Запишите текст под диктовку.
У лисы нора в лесу. В норе пятеро лисят. Вот лиса несет им добычу. Она тихо идет по земле. Хвостом следы заметает.
— Подчеркните буквы, правописание которых нужно проверять.
(Упр. 204.)
Прочитайте. На какие две группы можно разделить все слова? (Слова с разделительным мягким знаком и слова с мягким знаком — показателем мягкости.)
— Запишите слова в два столбика.
— Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.
— Прочитайте слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного.
VI. Закрепление изученного материала
(Упр. 205.)
— Рассмотрите ребусы. Какие картинки даны к первому ребусу? Что изображено? (Конь и кит.)
— Что обозначает запятая, которая стоит после второго рисунка? (Убираем последнюю букву.)
Соедините все, что осталось. Какое слово получилось?
(Коньки.)
— Что вы можете сказать про это слово? (Это слово с непроверяемым гласным. Оно из словаря.)
— Что обозначает мягкий знак в этом слове? (Мягкий знак показывает на мягкость согласного.)
— Какие картинки даны ко второму ребусу? Что изображено? (Пальто и малина.)
— Сколько запятых стоит после рисунка пальто? Что это значит? (Убираем две последние буквы в слове «пальто».)
— А сколько букв с конца убираем в слове малина? (Четыре.)
Соедините все, что осталось. Какое слово получилось? (Пальма.)
— Что обозначает мягкий знак в этом слове? (Мягкий знак показывает на мягкость согласного [Л'].)
— Запишите слова. Подберите еще два слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости. Подчеркните мягкий знак.
(Упр. 207.)
— Прочитайте. Отгадайте загадку.
— Кто автор этой загадки?
— Найдите памятку № 3. Прочитайте. Подготовьтесь к письму по памяти.
— Закройте учебники. Запишите. Выполните задание.
— Проверьте свои записи по учебнику.
— Какие слова вы подчеркнули?
VII. Итог урока
— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
Домашнее задание Упр. 206.
Урок 75. Проверочный диктант
Цель: проверить умение писать двухсложные слова с безударными гласными.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
— Сегодня на уроке будем писать проверочный диктант. Вспомните орфограммы, которые мы уже изучили.
— Как проверить безударный гласный? (Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
— Как проверить парный согласный? (Чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
II. Проверка домашнего задания
— Какие орфограммы встретились в словах домашнего упражнения? (Беличье, медвежья, лисья, заячьи, птичьи, перья — разделительный мягкий знак. Гнездо, нора, следы — проверяемый безударный гласный.)
— Когда пишется разделительный мягкий знак?
— Как проверить безударный гласный?
III. Работа по теме урока
Учитель диктует текст.
Зима в лесу
Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лед сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идет бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными,
подчеркните орфограмму, подберите проверочные слова.
2. В третьем предложении подчеркните главные члены.
IV. Итог урока
— Какие слова в диктанте вызвали затруднения?
Домашнее задание
Составить и записать три предложения, подчеркнуть главные члены.
Урок 76. Работа над ошибками
Цель: формировать умение находить, орфограммы в словах, применять правила.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
Учитель сообщает общие итоги работы.
II. Работа по теме урока
(Классификация ошибок и работа над каждой из них. Работа производится коллективно.)
— Кто ошибся в написании безударных гласных? Запишите, указав проверочное слово
(Учащиеся, не допустившие ошибок, подбирают и записывают слова на данное правило.)
— На какие правила еще были допущены ошибки
III. Физкультминутка
IV. Словарно-орфографическая работа
— Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте рассказ.
Кошка играла со своим к..тенком на молодой тр..ве. Вдруг налетел орел и схватил к..тенка. Кошка мигом оч..тилась на сп..не у орла. Она собрала все свои силы и перекусила орлу горло.
— Какие буквы вы вставили? Какие проверочные слова подобрали?
V. Итог урока
Домашнее задание
Подобрать пять слов с разделительным мягким знаком.
Урок 77. Правописание слов с разделительным мягким знаком (продолжение)
Цель: формировать умение писать слова с разделительным мягким знаком.
Ход урока