Закрепление изученного материала
1. Устный диктант с использованием сигнальных карточек. Потемнел на речке лед, Снег давно уже не тот Нет метелей, зимних стуж. На дорогах много луж.
Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус. Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все — алфавит. 2: Звуко-буквенный анализ.
— Сделайте звуко-буквенный анализ слова лошадь.
VIII. Итог урока
— Закончите мое предложение.
Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо ....
Домашнее заданиеУпр. 175.
Урок 63. Контрольное списывание
Цель: развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки, подбирать проверочное слово и пользоваться им.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II.Проверка домашнего задания
(Учащиеся зачитывают слова, которые они написали, называют букву, которую вставили, и доказывают правильность своего ответа, называя проверочное слово.)
— Назовите парные звонкие и глухие согласные.
— Почему на письме они требуют проверки?
— Как проверить парный согласный на конце слова?
— Назовите непарные звонкие и непарные глухие согласные.
III. Работа по теме урока
Зима в лесу
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Белым ковром лег он на поля, холмы. Толстый лед сковал ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф на ветках кедра. Как красивы деревья и кусты в снежном уборе! Вот маленький сугроб. Там спит еж.
Грамматическое задание
— Подчеркните буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие согласные.
IV. Итог урока
— Как вы проверяли парный согласный на конце слова?
Урок 64. Ударение. Ударный и безударный слог
Цели: уточнить знания об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развивать умение находить в слове ударный слог.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
(На доске учитель вывешивает картинки: кружки и кружки. Подписывает рисунки, а ударение не обозначает.)
— Прочитайте слова. Почему вы их прочитали по-разному? (ИмёЮт разный смысл.)
— Сравните написание слов и произношение. (Различаются только ударением.)
Тема нашего сегодняшнего урока: «Ударение. Ударный и безударный слог».
II. Чистописание
IV.Физкультминутка
V. Словарно-орфографическая работа
1. Обучение правильному произношению слов.
— Запишите слова, поставьте ударение, запомните произношение.
Портфель, магазин, свёкла, ворога, диалог, звонит, щавель, ремень, начать.
(Можно организовать работу со словарем «Трудности русского языка».)
— Дополните эти слова словами из упр. 179.
2. Работа с фразеологическим оборотом.
Молоть чепуху — значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.
Что за шум, что за гром Раздается в поле? — Целый день Тит с Петром Чепуху мололи Намололи три мешка. Вот такая чепуха!
VI. Закрепление изученного материала
1. Выборочный диктант.
— Выпишите слова с парными согласными.
Качуся под гору в сугроб.
Мед в лесу нашел медведь.
Роет землю старый крот, разоряет огород.
2. Комментированное письмо.
Снег глубок — год хорош.
Где цветок, там и медок.
Мир да лад — большой клад.
Кто много лежит, у того бок болит.
VII. Итог урока
— Закончите мои предложения.
• Ударный слог — это слог, который....
• Безударные слоги — это....
Домашнее заданиеУпр. 180.
Урок 65. Обозначение гласных звуков
Цели: развивать умение сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слогах форм одного и того же слова; формировать умение находить проверочные слова.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
— Разделите буквы на две группы.
К О И Г А Ю Р С (К, Г, Р, С; О, И, А, Ю.)
— По какому признаку вы разделили слова на группы? (Согласные и гласные.) ,
— Дополните вторую группу буквами. (У, Е, Я, Ё, Э, Ы.)
— Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)
— А сколько гласных звуков? (Шесть: [А], [О], [И], [Ы], [Э], [У].) Сегодня на уроке мы поговорим о гласных звуках и буквах.
II. Чистописание
III. Работа по теме урока
— Скоро начнутся зимние каникулы. И сейчас я предлагаю написать небольшое сочинение о том, как бы вы хотели их провести (5—6 предложений).
(После выполнения задания несколько учеников (по желанию) читают свои сочинения.)
— Чьи сочинения вам понравились больше? Почему? (Упр. 181.)
— Прочитайте. Отгадайте загадку.
— Выполните задание. Запишите слово-отгадку.
— Прочитайте. На какие слоги падает ударение в каждом слове? Назовите гласные буквы в каждом слове.
— Прочитайте сведения о языке на с. 104.
Какие гласные называются ударными? (Гласные в ударных слогах.)
— Какие гласные называются безударными? (Гласные в безударных слогах.)
— Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром. (Зима.)
— Запишите слово-отгадку. Поставьте это слово во множественное число. Запишите.
(На доске запись.) Зима — зимы.
— Обозначьте ударение в словах. Сравните первый слог в ело! вах зима и зимы. Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные.)
— А какой буквой обозначены на письме эти гласные звукиЯ (Одной и той же.)
— Какой гласный нужно проверять? Почему? (Безударным гласный. Произносится не так, как пишется.)
(Упр. 182.)
—Прочитайте. Сравните первые слоги в словах первого и второго столбиков. Что вы заметили? (Безударные гласные звуки во втором столбике произносятся не так, как пишутся.)
— Почему слова первого столбика являются проверочными словами для слов второго столбика? (Безударный гласный в этих словах стоит под ударением.)
— Почитайте правило на с. 105.
— Как проверить безударный гласный в слове? (Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
Безударный — хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А на письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
IV.Физкультминутка