Закрепление изученного материала

1. Устный диктант с использованием сигнальных карточек. Потемнел на речке лед, Снег давно уже не тот Нет метелей, зимних стуж. На дорогах много луж.

Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус. Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.

Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все — алфавит. 2: Звуко-буквенный анализ.

— Сделайте звуко-буквенный анализ слова лошадь.

VIII. Итог урока

— Закончите мое предложение.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо ....

Домашнее заданиеУпр. 175.

Урок 63. Контрольное списывание

Цель: развивать умение распознавать в слове парный соглас­ный, требующий проверки, подбирать проверочное слово и поль­зоваться им.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

II.Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают слова, которые они написали, называ­ют букву, которую вставили, и доказывают правильность своего ответа, называя проверочное слово.)

— Назовите парные звонкие и глухие согласные.

— Почему на письме они требуют проверки?

— Как проверить парный согласный на конце слова?

— Назовите непарные звонкие и непарные глухие согласные.

III. Работа по теме урока

Зима в лесу

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Белым ковром лег он на поля, холмы. Толстый лед сковал ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф на ветках кедра. Как красивы деревья и кусты в снежном уборе! Вот маленький сугроб. Там спит еж.

Грамматическое задание

— Подчеркните буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие согласные.

IV. Итог урока

— Как вы проверяли парный согласный на конце слова?

Урок 64. Ударение. Ударный и безударный слог

Цели: уточнить знания об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развивать умение находить в слове ударный слог.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

(На доске учитель вывешивает картинки: кружки и кружки. Подписывает рисунки, а ударение не обозначает.)

— Прочитайте слова. Почему вы их прочитали по-разному? (ИмёЮт разный смысл.)

— Сравните написание слов и произношение. (Различаются только ударением.)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Ударение. Ударный и без­ударный слог».

II. Чистописание

IV.Физкультминутка

V. Словарно-орфографическая работа

1. Обучение правильному произношению слов.

— Запишите слова, поставьте ударение, запомните произно­шение.

Портфель, магазин, свёкла, ворога, диалог, звонит, щавель, ремень, начать.

(Можно организовать работу со словарем «Трудности русского языка».)

— Дополните эти слова словами из упр. 179.

2. Работа с фразеологическим оборотом.

Молоть чепуху — значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.

Что за шум, что за гром Раздается в поле? — Целый день Тит с Петром Чепуху мололи Намололи три мешка. Вот такая чепуха!

VI. Закрепление изученного материала

1. Выборочный диктант.

— Выпишите слова с парными согласными.

Качуся под гору в сугроб.

Мед в лесу нашел медведь.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

2. Комментированное письмо.

Снег глубок — год хорош.

Где цветок, там и медок.

Мир да лад — большой клад.

Кто много лежит, у того бок болит.

VII. Итог урока

— Закончите мои предложения.

• Ударный слог — это слог, который....

• Безударные слоги — это....

Домашнее заданиеУпр. 180.

Урок 65. Обозначение гласных звуков

Цели: развивать умение сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слогах форм одного и того же слова; формировать умение находить проверочные слова.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

— Разделите буквы на две группы.

К О И Г А Ю Р С (К, Г, Р, С; О, И, А, Ю.)

— По какому признаку вы разделили слова на группы? (Со­гласные и гласные.) ,

— Дополните вторую группу буквами. (У, Е, Я, Ё, Э, Ы.)

— Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)

— А сколько гласных звуков? (Шесть: [А], [О], [И], [Ы], [Э], [У].) Сегодня на уроке мы поговорим о гласных звуках и буквах.

II. Чистописание

III. Работа по теме урока

— Скоро начнутся зимние каникулы. И сейчас я предлагаю написать небольшое сочинение о том, как бы вы хотели их провести (5—6 предложений).

(После выполнения задания несколько учеников (по жела­нию) читают свои сочинения.)

— Чьи сочинения вам понравились больше? Почему? (Упр. 181.)

— Прочитайте. Отгадайте загадку.

— Выполните задание. Запишите слово-отгадку.

— Прочитайте. На какие слоги падает ударение в каждом сло­ве? Назовите гласные буквы в каждом слове.

— Прочитайте сведения о языке на с. 104.

Какие гласные называются ударными? (Гласные в ударных слогах.)

— Какие гласные называются безударными? (Гласные в без­ударных слогах.)

— Отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица —

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом —

Все покрылось серебром. (Зима.)

— Запишите слово-отгадку. Поставьте это слово во множест­венное число. Запишите.

(На доске запись.) Зима — зимы.

— Обозначьте ударение в словах. Сравните первый слог в ело! вах зима и зимы. Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные.)

— А какой буквой обозначены на письме эти гласные звукиЯ (Одной и той же.)

— Какой гласный нужно проверять? Почему? (Безударным гласный. Произносится не так, как пишется.)

(Упр. 182.)

—Прочитайте. Сравните первые слоги в словах первого и вто­рого столбиков. Что вы заметили? (Безударные гласные зву­ки во втором столбике произносятся не так, как пишутся.)

— Почему слова первого столбика являются проверочными словами для слов второго столбика? (Безударный гласный в этих словах стоит под ударением.)

— Почитайте правило на с. 105.

— Как проверить безударный гласный в слове? (Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

Безударный — хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А на письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

IV.Физкультминутка

Наши рекомендации