Выполнение заданий на определение лексико-грамматических разрядов местоимений.

1. Найдите «лишнее» слово, учитывая разряды местоиме­ний.

а) меня; в) у него;

б) нами; г) у себя.

2. В каком случае нет грамматической ошибки?

а) у ней; в) об этом;

б) у несколько (домов); г) с ими.

3. Найдите неверное утверждение. Отрицательное место­имение:

а) образовано от вопросительных с помощью приставок не- и ни-;

б) выражает отсутствие чего-либо: предмета, признака, ко­личества;

в) изменяется по падежам;

г) в предложениях является дополнением.

4. Найдите неверное утверждение. Определительные место­имения:

а) изменяются по родам, числам; б) обозначают признак предмета;

в) в предложении являются определением; г) склоняются.

5. Найдите ошибку в определении разряда местоимения.

а) таков — указательное; б) сколько? — вопросительное;

в) свое — возвратное; г) нечего — отрицательное.

6. Не склоняется местоимение:

а) эта; в) любой;

б) нечто; г) кто-нибудь.

Выполнение упражнения 254 (устно).

IV. Правописание местоимений

Изучение материала.

1. Чтение § 47.

Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, связанные с разграничением местоимений и других частей речи.

2. Работа с таблицей 14 «Написание местоимений».

Таблица 14

Написание местоимений

Слитно Раздельно
1. Местоименные наречия. (В предложении обстоятельства можно заменить наречием.) Зачемспешишь? (С какой целью спешишь?) Сделаем, затемотдохнем. (Потом отдохнем.) 1. Местоимения с предлогами (в предложении - дополнение или определение, можно заме­нить сущ., прилаг., другим место­имением). За чемты пришел? (За книгой пришел.)
2.Союзы (можно заменить сою­зом, не является членом предло­жения). Устал, зато (= но)закончил 2.Местоимения с частицей (ча­стицу можно переместить). Что быпочитать? (Что почитать бы?)

Тест на закрепление правописания местоимений.

1. Пишется не:

а) н..кого пригласить; б) н.. о чем не беспокоился;

в) явился н.. с чем; г) не боялся н..каких препятствий.

2. Пишется ни:

а) н.. в чем признаваться; б) как н.. в чем не бывало;

в) н.. с кем поговорить; г) н..кому сказать.

3. Пишется через дефис:

а) кое(о)чем; б) не(кого); в) как (нибудь); г) (средне)русский.

4. Пишется в одно слово:

а) (передо)мной; в) (ни)какой; б) (с)ним; г) не(с)кем.

5. Не пишется слитно:

а) (не) прочитал книгу; б) (не) кого спросить;

в) вовсе (не) красивый поступок; г) помогло (не) везение, а труд.

3. Морфологический разбор местоимений.

Прочитайте порядок разбора на с. 165.

Запишите предложение на доске и в тетрадях, объясните рас­становку знаков препинания, сделайте морфологический разбор всех местоимений:

Каждый, кто молод, дайте нам руки, встаньте в наши ряды, друзья!

V. Итог урока.

Домашнее задание:

1. § 46-47.

2. Упражнение 260. 3. Устно ответить на вопросы на с. 169.

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Именные части речи».

Цель: определение уровня знаний учащихся.

Ход урока.

I. Подготовка к диктанту. Диктант.

У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ноче­вала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет вось­мидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой - молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды.

Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилав­шем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всей видимости, господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знаю­щий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы воен­ной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляю­щими.

Овцы спали. На сером фоне зари, начавшей уже покрывать вос­точную часть неба, видны были силуэты неспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягу­чие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчув­ствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.

В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без ко­торого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в ко­торой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

Объездчик остановился, чтобы попросить у пастуха огня для трубки. Он молча закурил и выкурил всю трубку, потом, ни слова не сказав, облокотился о седло и задумался.

(281 слово)

(А. Чехов)

II. Грамматическое задание:

Вариант 1

1. Сделать морфологический разбор одного существитель­ного и одного числительного из предложений первого абзаца.

2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях первого абзаца.

Вариант 2

1. Сделать морфологический разбор одного прилагательно­го и одного местоимения из предложений второго абзаца.

2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях второго абзаца.

III. Итог урока

УРОК _________ Дата_____________________

Наши рекомендации