По развитию лексико-грамматических категорий

Технологическая карта

Этапы, содержание деятельности Задачи Деятельность педагога (указать методы, форм и приемов работы) Деятельность воспитанника (самостоятельная, предполагаемые ответы, эмоциональный отклик)   Результат  
I этап. Вводный (мотивационно-побудительный)
Сюрпризный момент, объявление темы Мотивация к предстоящей деятельности. Побуждение к речевой активности Ребенок рассказывает стихотворение о Байкале Интерес к озеру Байкал. Желание узнать новое о Байкале, принятие темы занятия Настрой на занятие. Интерес к теме занятия
II этап. Основной (организационно-поисковый)
Беседа Актуализация знаний Рассказывает о Байкале Слушают   Желание узнать новое о Байкале
Просмотр видео о Байкале Показать красоту озера Байкала в разные времена года Предлагает отправиться в путешествие и посмотреть какой Байкал бывает в разные времена года. Комментирует видео Смотрят и слушают Дети увидели, какой бывает Байкал в разные времена года.
Игра «Скажи наоборот» Совершенствование грамматического строя речи: упражнение в подборе антонимов Предлагает разобраться какое наше озеро? Задает вопросы Называют антонимы к озеру Байкал Подбор антонимов
Игра «Подбери признаки» Расскажи о воде. Подбор определений к существительным и согласование их в роде Задает вопросы, какая вода в озере Подбирают, называют признаки воды в Байкале Формирование умения подбирать, определений к существительным и согласование их в роде
Игра «Рыбалка» Согласование числительных с существительными Предлагает детям, вспомнить какие, рыбы водятся в Байкале, и посчитать рыбок Называют рыбок Считают рыбок в ведерках Активизация самостоятельных высказываний детей, Закрепление названий рыб. Упражнение в согласование числительных с существительными
Игра «Назови детеныша, семью» Образование названий детенышей животных в единственном числе Предлагает детям вспомнить, что вокруг озера Байкал много лесов и там водятся животные. Назвать по картинкам детенышей, затем семью По картинкам называют детенышей, затем семью Закрепление названий детенышей, семьи животных
Составление предложений с однородными членами. Составление предложений с однородными членами Задает вопрос детям: «Что вы будете делать на озере летом?» Предлагает составить предложение с опорой на картинки Мыслительная деятельность при составлении предложений с помощью картинок Отвечают на вопрос. Упражнение в составлении предложений с помощью картинок
Игра «прошлое – настоящее – будущее» Изменение глаголов несовершенного вида по временам Педагог приводит пример изменения глаголов несовершенного вида по временам. Предлагает ребятам попробовать изменять глаголы Изменяют глаголы по временам Активизация самостоятельных высказываний детей Формирование умения изменять глаголы по временам
III этап. Заключительный
Итог занятия Систематизация знаний Похвала детей Задает вопросы по пройденному материалу. Хвалит детей за работу на занятии. Отвечают на вопросы высказывают свои впечатления. Активизация самостоятельных высказываний детей Эмоциональное удовлетворение от занятия
           

Планируемый результат:усвоение детьми программного содержания, проявление интереса к речевым играм, формирование навыков дружного взаимодействия в деятельности.

Конспект занятия

По развитию лексико-грамматических категорий

Старшая группа

Лексическая тема: «Краеведение. Озеро Байкал»

Тема занятия: «Озеро Байкал»

Задачи:

Образовательные: составление предложений с однородными членами, изменение глаголов несовершенного вида по временам.

Коррекционно-развивающие: обогащение словаря детей по теме «Байкал и ее обитатели»; совершенствование грамматического строя речи: упражнение в подборе антонимов, согласовании числительных с существительными, образовании названий детенышей животных в единственном числе, подборе определений к существительным и согласовании их в роде.

Воспитательные: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: видео о Байкале, три ведерка с рыбками, картинки детенышей животных, картинки – действия (загорать, купаться и т.д),

Ход занятия

Вводная часть

Как я красив, ваш батюшка Байкал

Среди лесов, песчаных дюн и скал,

Стою, не зная горести и бед,

Уж четверть сотни миллионов лет!

Основная часть

Бесспорно, ты батюшка Байкал - сокровище и гордость России. Ты самое глубокое озеро в мире. Ты самое красивое озеро. Ты - одно из величайших озер планеты. Мы гордимся, что у нас в Сибири есть такое озеро. Недаром сибиряки говорят: кто не был на Байкале, тот не видел Сибири.

А давай батюшка Байкал покажем, какой ты красивый бываешь в разные времена года. Отправимся в маленькое путешествие. Приготовились?

Видео о Байкале

- Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем.

Озеру Байкал даже посвящен день, который называется - День Байкала, который празднуют на второе воскресенье сентября.

Игра «Скажи наоборот»

- Давайте разберемся, какое наше озеро?

Маленькое – большое (да наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем)

Мелкое – глубокое (вот вы видели 5-ый дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)

Грязное – чистое (помните в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)

Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).

Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов)

Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью когда вода прогреется)

Физ. минутка

В нашем краю горы высокие, Подняться на носки, руки вверх
Реки глубокие, Наклон вперёд,
Леса большие, Выпрямиться, руки в стороны,
А мы – ребята, вот такие! Выставить большой палец.

Игра «Рыбалка»

‑ Ребята, давайте вспомним, какие рыбы водятся в озере Байкал.

- Смотрите у меня три ведерка, в которых лежат рыбки. Здесь, какие рыбки? Кто помнит? (На ведерках наклеены картинки: щуки, омуля, хариуса).

- Давайте посчитаем, сколько наловили рыбок в каждое ведерко.

- 1 щука, 3 щуки, 5 щук

- 1 омуль, 3 омуля, 5 омулей

- 1 хариус, 3 хариуса, 5 хариусов.

Заключительная часть

- Ребята, о чем мы говорили на занятии? О Байкале.

- Какое это озеро?

- Какие рыбы есть в Байкале?

- Какие животные водятся в Прибайкалье?

- Что можно делать летом на Байкале?

- Молодцы, спасибо вам за занятие.

Технологическая карта

Этапы, содержание деятельности Задачи Деятельность педагога (указать методы, форм и приемов работы) Деятельность воспитанника (самостоятельная, предполагаемые ответы, эмоциональный отклик)   Результат  
I этап. Вводный (мотивационно-побудительный)
Сюрпризный момент, объявление темы Мотивация к предстоящей деятельности. Побуждение к речевой активности Ребенок рассказывает стихотворение о Байкале Интерес к озеру Байкал. Желание узнать новое о Байкале, принятие темы занятия Настрой на занятие. Интерес к теме занятия
II этап. Основной (организационно-поисковый)
Беседа Актуализация знаний Рассказывает о Байкале Слушают   Желание узнать новое о Байкале
Просмотр видео о Байкале Показать красоту озера Байкала в разные времена года Предлагает отправиться в путешествие и посмотреть какой Байкал бывает в разные времена года. Комментирует видео Смотрят и слушают Дети увидели, какой бывает Байкал в разные времена года.
Игра «Скажи наоборот» Совершенствование грамматического строя речи: упражнение в подборе антонимов Предлагает разобраться какое наше озеро? Задает вопросы Называют антонимы к озеру Байкал Подбор антонимов
Игра «Подбери признаки» Расскажи о воде. Подбор определений к существительным и согласование их в роде Задает вопросы, какая вода в озере Подбирают, называют признаки воды в Байкале Формирование умения подбирать, определений к существительным и согласование их в роде
Игра «Рыбалка» Согласование числительных с существительными Предлагает детям, вспомнить какие, рыбы водятся в Байкале, и посчитать рыбок Называют рыбок Считают рыбок в ведерках Активизация самостоятельных высказываний детей, Закрепление названий рыб. Упражнение в согласование числительных с существительными
Игра «Назови детеныша, семью» Образование названий детенышей животных в единственном числе Предлагает детям вспомнить, что вокруг озера Байкал много лесов и там водятся животные. Назвать по картинкам детенышей, затем семью По картинкам называют детенышей, затем семью Закрепление названий детенышей, семьи животных
Составление предложений с однородными членами. Составление предложений с однородными членами Задает вопрос детям: «Что вы будете делать на озере летом?» Предлагает составить предложение с опорой на картинки Мыслительная деятельность при составлении предложений с помощью картинок Отвечают на вопрос. Упражнение в составлении предложений с помощью картинок
Игра «прошлое – настоящее – будущее» Изменение глаголов несовершенного вида по временам Педагог приводит пример изменения глаголов несовершенного вида по временам. Предлагает ребятам попробовать изменять глаголы Изменяют глаголы по временам Активизация самостоятельных высказываний детей Формирование умения изменять глаголы по временам
III этап. Заключительный
Итог занятия Систематизация знаний Похвала детей Задает вопросы по пройденному материалу. Хвалит детей за работу на занятии. Отвечают на вопросы высказывают свои впечатления. Активизация самостоятельных высказываний детей Эмоциональное удовлетворение от занятия
           

Планируемый результат:усвоение детьми программного содержания, проявление интереса к речевым играм, формирование навыков дружного взаимодействия в деятельности.

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматических категорий

Старшая группа

Наши рекомендации