Тема: Система частей речи СРЛЯ. Типология лексико-грамматических разрядов слов.

Русский язык и культура речи.

Самостоятельная работа

Содержательный модуль 1.

Темы:

Тема: Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Русский язык как национальный, государственный и мировой язык.

Вопросы к обсуждению:

  1. Современное общество в свете культурологической теории.
  2. Культурообразующие типы межличностных взаимоотношений.
  3. Русский язык как национальный, государственный и мировой язык.

Тема: Культура речи как раздел лингвистики. Литературный язык как образцовый вариант языка.

Вопросы к обсуждению:

  1. Культура речи как раздел лингвистики.
  2. Литературный язык как образцовый вариант языка.
  3. Связь речевого поведения и национальной культуры.
  4. Литературный язык как образцовый вариант языка.

Тема: Язык и речь. Понятие о языковой структуре и языковой системе. Уровни языковой системы.

Вопросы к обсуждению:

  1. Язык как системное явление.
  2. Отличительные признаки языковой системы.
  3. Отношения между языковыми единицами.
  4. Парадигматические отношения.
  5. Синтагматические отношения.
  6. Иерархические отношения.
  7. Принципы выделения ярусов в языковой системе.
  8. Дихотомия «язык – речь».

Тема: Понятие языковой нормы. Становление языковой нормы. Соблюдение нормы как признак речевой культуры личности и общества. Признаки нормы. Основные типы норм.

Вопросы к обсуждению:

  1. Русская языковая норма и субстандарт.
  2. Природа норм литературного языка (устойчивость и подвижность, стабильность и вариативность).
  3. Историческая смена норм литературного языка.
  4. Вариативность норм литературного языка. Типы норм.

5. Словари и справочники как продукт культуры общества, отражение взаимодействия языка и культуры.

Тема: Фонетическая система русского языка. Орфоэпические нормы СРЛЯ.

Вопросы к обсуждению:

  1. Три аспекта изучения звуков речи.
  2. Классификация звуков речи (принципы классификации гласных звуков; принципы классификации согласных звуков).
  3. Сегментные и суперсегментные единицы речи.
  4. Типы слогов по их структуре.
  5. Артикуляция.
  6. Два основных типа фонетических процессов. Комбинаторные изменения звуков. Процесс ассимиляции. Различие между ассимиляцией и аккомодацией. Диссимиляция.
  7. Различие между качественной и количественной редукцией.

Тема: Лексическая система СРЛЯ.

Вопросы к обсуждению:

  1. Лексикология и её основные разделы.
  2. Слово как знаковая единица языка.
  3. Лексическое значение слова и его разновидности. Соотношение лексического значения слова и понятия.
  4. Мотивированность («внутренняя форма слова»).
  5. Понятие этимологии и деэтимологизации.
  6. Полисемия и её типы.
  7. Омонимы: типы и источники возникновения омонимов. Критерии разграничения многозначности слова и омонимии.
  8. Семантические разряды лексики: синонимы, синонимические ряды и их доминанты; антонимы и энантиосемия, паронимы.
  9. Фразеология и основные типы фразем.

Тема: Словообразовательная система СРЛЯ. Словообразовательные и словоизменительные функции морфем. Стилистические ресурсы русской словообразовательной системы.

Вопросы к обсуждению:

  1. Словообразовательные и словоизменительные функции морфем.
  2. Словообразовательные аффиксы.
  3. Производная основа. Производящая основа.
  4. Словообразовательная парадигма.
  5. Словообразовательная цепочка.
  6. Словообразовательные и словоизменительные функции морфем.
  7. Стилистические ресурсы русской словообразовательной системы.

Тема: Система частей речи СРЛЯ. Типология лексико-грамматических разрядов слов.

Вопросы к обсуждению:

  1. Грамматика как наука. Составные части грамматики.
  2. Грамматическое значение (ГЗ). Способы и средства выражения грамматических значений.
  3. Грамматическая форма (ГФ).
  4. Грамматическая категория.
  5. Принципы разграничения частей речи.
  6. Система частей речи: самостоятельные части речи, служебные части речи, модальные слова и междометия.
  7. Переходные явления в системе частей речи.

Наши рекомендации