Выполнение заданий на определение лексико-грамматических разрядов местоимений.
1. Найдите «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений.
а) меня; в) у него;
б) нами; г) у себя.
2. В каком случае нет грамматической ошибки?
а) у ней; в) об этом;
б) у несколько (домов); г) с ими.
3. Найдите неверное утверждение. Отрицательное местоимение:
а) образовано от вопросительных с помощью приставок не- и ни-;
б) выражает отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества;
в) изменяется по падежам;
г) в предложениях является дополнением.
4. Найдите неверное утверждение. Определительные местоимения:
а) изменяются по родам, числам; б) обозначают признак предмета;
в) в предложении являются определением; г) склоняются.
5. Найдите ошибку в определении разряда местоимения.
а) таков — указательное; б) сколько? — вопросительное;
в) свое — возвратное; г) нечего — отрицательное.
6. Не склоняется местоимение:
а) эта; в) любой;
б) нечто; г) кто-нибудь.
Выполнение упражнения 254 (устно).
IV. Правописание местоимений
Изучение материала.
1. Чтение § 47.
Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, связанные с разграничением местоимений и других частей речи.
2. Работа с таблицей 14 «Написание местоимений».
Таблица 14
Написание местоимений
Слитно | Раздельно |
1. Местоименные наречия. (В предложении обстоятельства можно заменить наречием.) Зачемспешишь? (С какой целью спешишь?) Сделаем, затемотдохнем. (Потом отдохнем.) | 1. Местоимения с предлогами (в предложении - дополнение или определение, можно заменить сущ., прилаг., другим местоимением). За чемты пришел? (За книгой пришел.) |
2.Союзы (можно заменить союзом, не является членом предложения). Устал, зато (= но)закончил | 2.Местоимения с частицей (частицу можно переместить). Что быпочитать? (Что почитать бы?) |
Тест на закрепление правописания местоимений.
1. Пишется не:
а) н..кого пригласить; б) н.. о чем не беспокоился;
в) явился н.. с чем; г) не боялся н..каких препятствий.
2. Пишется ни:
а) н.. в чем признаваться; б) как н.. в чем не бывало;
в) н.. с кем поговорить; г) н..кому сказать.
3. Пишется через дефис:
а) кое(о)чем; б) не(кого); в) как (нибудь); г) (средне)русский.
4. Пишется в одно слово:
а) (передо)мной; в) (ни)какой; б) (с)ним; г) не(с)кем.
5. Не пишется слитно:
а) (не) прочитал книгу; б) (не) кого спросить;
в) вовсе (не) красивый поступок; г) помогло (не) везение, а труд.
3. Морфологический разбор местоимений.
Прочитайте порядок разбора на с. 165.
Запишите предложение на доске и в тетрадях, объясните расстановку знаков препинания, сделайте морфологический разбор всех местоимений:
Каждый, кто молод, дайте нам руки, встаньте в наши ряды, друзья!
V. Итог урока.
Домашнее задание:
1. § 46-47.
2. Упражнение 260. 3. Устно ответить на вопросы на с. 169.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Именные части речи».
Цель: определение уровня знаний учащихся.
Ход урока.
I. Подготовка к диктанту. Диктант.
У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой - молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды.
Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всей видимости, господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.
Овцы спали. На сером фоне зари, начавшей уже покрывать восточную часть неба, видны были силуэты неспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.
В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.
Объездчик остановился, чтобы попросить у пастуха огня для трубки. Он молча закурил и выкурил всю трубку, потом, ни слова не сказав, облокотился о седло и задумался.
(281 слово)
(А. Чехов)
II. Грамматическое задание:
Вариант 1
1. Сделать морфологический разбор одного существительного и одного числительного из предложений первого абзаца.
2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях первого абзаца.
Вариант 2
1. Сделать морфологический разбор одного прилагательного и одного местоимения из предложений второго абзаца.
2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях второго абзаца.
III. Итог урока
УРОК _________ Дата_____________________