Ii. активизиция знаний. словарный диктант

— Распределите слова в две колонки: существительные и при­лагательные.

Великодушие, баснописец, тысячелетие, лимонно-желтый, юго-западный, псевдонародность, финансово-экономический, национал-патриот, полумрак, дальневосточный, узкоспециальный, пол-Азии, лейб-медик, истинно дружеский, абсолютно необходимый, филфак, вуз, животрепещущий, ледяной, свиной, оловянный, безветренный, пол-лимона, МГУ, российский, вокзал, деревенька, здоровьишко.

(Учитель проверяет работу, формулирует основные правила написания сложных слов.)

III. Повторение изученного и объяснение нового материала (§36,41)

Внимание учащихся обращается на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного (полуслитного) написания — самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много ко­леблющихся, неупорядоченных, противоречивых написаний, действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко. Например: железобетонный — железо и бетон; бетонированное железо. Подчеркивается, что необходимо обращаться к специальным словарям «Слитно или раздельно?» (сост. Б.З. Букчина, III. Калакуцкая. М.: Дрофа, 2006).

Учащиеся знакомятся с этим словарем, с принципами его построения, записывают в тетрадях полное название и выходные данные.

IV. Закрепление:

— Подберите синонимы к сложным словам: общедоступный, целомудрие, корыстолюбие, чревоугодие, мягкотелость.

Слова для справок: безволие, невинность, приемлемый, понят­ный, меркантильность, обжорство.

— Вспомните и запишите как можно больше слов с корнем -благ- (например, благодарность, благоговение, благоду­шие, благородность и т. д.).

— Образуйте от сложных слов прилагательные: мировоззрение, столетие, полугодие, лейб-гвардия, социал-демократия, вице-президент.

(Учитель подводит учащихся к выводу, что сложные прилага­тельные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как существительные.

Внимание учащихся обращается на то, что сложные прилага­тельные следует отличать от сочетаний «наречие + прилагатель­ное», которые пишутся раздельно. Наречие обычно выражает степень признака и является членом предложения (например: неизменно сердечное гостеприимство, глубоко задумчивый взгляд).

Следует познакомить учащихся со сложными словами, в кото­рых есть висячий дефис (например: машино- и приборостроение, свето- и водонепроницаемый).)

— Запишите под диктовку слова, объясните написание.

Славянофил, революционер-демократ, самозванец, штабс-капитан, полусон, пол-леса, лже-Дмитрий, выпукло-вогнутый, вы­сокообразованный, русско-французско-английский, рыжешерстный, световодолечебница, черепно-мозговой.

V. Итог урока.

Домашнее задание:

1. Составить словарь литературоведческих терминов из слож­ных прилагательных и существительных.

2. §36, 41.

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Цели:

ž повторить лексико-грамматические категории имен чис­лительных;

ž отрабатывать умение производить морфологический разбор имени числительного, умения разграничивать имена числи­тельные и слова других частей речи с числовым лексическим значе­нием корней;

ž повторить правило «Склонение имен числительных».

Ход урока.

I. Формулировка темы и цели урока учащимися.

- Ответив на вопросы теста, сформулируйте тему и цель урока.

1. На каком месте по частоте употребления находится имя числительное?

а) на первом; в) на восьмом;

б) на третьем; г) на втором.

2. На какие разряды по значению делятся числительные?

а) количественные, порядковые и собирательные;

б) количественные и порядковые;

в) сложные и составные;

г) дробные и составные.

3. Какие числительные склоняются так же, как и существи­тельные 3-го склонения?

а) простые количественные от 5 до 20 и 30; б) порядковые;

в) сложные; г) дробные.

4. У каких числительных существуют две формы: именитель­ного и винительного падежа?

а) 40, 90, 100; в) 90, 70, 50;

б) 30, 60, 20; г) 100, 1000.

5. Определите, какой частью речи является обстоятельство в предложении:

20 декабря 1952 года Усть-Каменогорская ГЭС дала первый про­мышленный ток.

а) прилагательное; б) существительное;

в) словосочетание числительного с существительным;

г) наречие.

6. Найдите четвертое лишнее:

а) второй; в) второстепенный;

б) двое; г) двадцать.

После того как тест выполнен, учащиеся формулируют тему и цель урока.

Наши рекомендации