Словарный диктант по упр. 144

2. Повторение теоретического материала на стр. 47 – 48 по вопросам:

1)Назовите изменяемые части речи.

2)Назовите неизменяемую часть речи.

3)Что называется склонением?

4)Какие части речи склоняются? (сущ., прил.)

5)Как определить склонение имени существительного? (по нач. форме)

6)Что является начальной формой имени существительного?

3. Прочитать стихотворение, найти имена прил.

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Ещё никто, никто на свете

Такой не видел красоты!

Внизу, за стёклами кабины,

В молочных облаках лежал

Далёкий, маленький, любимый

Земной голубоватый шар.

(Я. Аким)

- Подумайте, чего достигает автор таким обилием прилагательных в стихотворении. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, позволяют показать различные признаки предмета. В стихотворении есть прилагательные, которые обозначают цвет – голубоватый шар, место – далёкий, величину – маленький, а также дают эмоциональную оценку предмета – любимый.

  1. - Что называется спряжением?

- Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (по начальной форме)

- Как у глаголов называется начальная форма? (инфинитивом)

Упр. 142.

6. -Кто назовёт больше слов, образованных указанным способом:

+ говорить? -Какой частью речи являются эти слова? Как они изменяются?

Выполнение упр. 143.

9. Итоговое игровое задание. Угадать, какую часть речи загадал учитель, и привести пример. (Имя существительное, праздником)

- слово мужского рода,

- единственного числа,

- стоит в творительном падеже,

- имеет окончание – ом.

9. Д. з.Упр. 145.

Урок 40 - 41

Тема: Служебные части речи. Предлог. Союз Частица.

Цели урока:1. Научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных частей речи. 2. Дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.

Ход урока

Организационный момент.

Орфоэпическая «эстафета». Игра.

На доске 3 столбика слов, ударение не обозначается. Ученики каждого ряда читают слова в соответствии с нормами ударения, поочерёдно выходят к доске и передают указку друг другу. Выигрывает тот ряд, который не допустил ни одной ошибки.



водопрово́д повтори́м счастли́вый свёкла ждала́ реме́нь хо́лодно библиоте́ка заголо́вок поняла́ цепо́чка позвони́т

3. Найдите «Четвёртое лишнее»: конечно, скучно, дачник, скворечник.

4. Работа по теме урока: - Какие служебные части речи вы знаете? Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но имеют большое значение, так как они связывают самостоятельные слова в словосочетании и предложении, а также вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки.

- Какие предлоги вам известны? (В, на, под, к, у, около, из-за, из-под, пред и др.)

- С какими частями речи употребляются предлоги? Сущ. и мест. Чтобы отличить предлог от приставки, надо помнить, что между существительным и предлогом можно вставить прилагательное или местоимение, а между приставкой и корнем нельзя.

- А для чего служат союзы? Союзы связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного.

- Перечислите некоторые союзы. (И, а, но, когда, если, потому что и др.)

- Вспомним, что мы знаем о частицах? Частицы придают различные оттенки значения членам предложения в целом.

Предлоги

5. Чтение теоретического материалана стр. 49 (Упр. 146)

Тренировочные упражнения.

Упр. 147.

2) Упр. 148.Начальная форма имени существительного. Повторение падежных окончаний существительных.

3) Упр. 149.Отличай предлоги от приставок.

4) Упр. 150. Умение употреблять нужный предлог. Безударные гласные в конях слов.

5) Есть предлоги-синонимы. Подберите синонимы: благодаря (чему) – из-за (чего); у – около (чего); к – навстречу (чему). Составьте и запишите словосочетания, чтобы стало более очевидно сходство значения предлогов из приведённых пар.

6) Предлоги-антонимы: в – из, до – от, из-под – по-над. Составьте и запишите словосочетания, чтобы стала более очевидна противоположность значения предлогов из приведённых пар.

7) На полоске бумаги, лежащей у вас на столе, запишите через запятую предлоги из диктуемых мной сочетаний слов: спрыгнуть с берега, помчаться по дороге, в верх мачты, проплыть под мостом, вначале он молчал, за зимним лесом.

Союз.

1) Упр. 152.Однородные члены предложения, безударные гласныев корнях слов. Правило на 52 стр. – основной теоретический материал.

2)«Возьмите на заметку!» Вывод на с. 52.

Частица.

Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст. Упр. 154.

· Чтение текста

· Сколько микротем в тексте?(3)

· Какие термины вам непонятны?

· Приготовьтесь к пересказу.

· Перескажите текст.

· Ответ на вопрос 2.

2) Закрепление:

· Упр. 155. Повторение правописание частицы НЕ с глаголами.

· Упр. 156.

Итог урока.

1) Выписать служебные части речи:1 ряд – предлоги, 2 ряд – союзы, 3-й ряд – частицы.

К началу июня уже вылупились птенцы. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких не корми – они всегда голодны. А тут ещё постоянная боязнь кошек и галок; страшно отлучиться далеко от скворечника.

Но скворцы – хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, немедленно назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и, тихонько посвистывая, зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подаёт сигнал, и всё скворечье племя слетается на защиту молодого поколения. (А. Куприн)

Предлоги союзы Частицы
К Для От Около На во А И Но или   Уже Ни  

2) - Подумайте, какая часть речи не употребляется никогда в предлогами?

10. Д. з. Упр. ЗСП – 7.Игра «Постройте пирамиду». Работая со словами из упр. на с. 53, расположите их в форме пирамиды – внизу самое длинное, вверху – самое короткое.

Урок 42.

Тема: Служебные части речи. Повторение.

Цели урока:1. Повторить и обобщить изученное по лексике, морфемике, морфологии, орфографии.

2. Подготовиться к контрольной работе.

Ход урока

Наши рекомендации