Словарный диктант (упражнение 204).

Исследовательская работа.

· Прочитайте теоретические сведения на с. 87 учебника и подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Почему существительные на -мя, а также путь называются разносклоняемыми?

· Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их.

· В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения?

· Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?

· Просклоняйте по падежам разносклоняемые существительные время и путь.

· Обратите внимание на окончания косвенных падежей. Что общего и различного? (Окончания совпадают, но у слова путь они ударные).

· Сделайте вывод. (В окончании разносклоняемого существительного будет та же гласная, что и в слове путь в том же падеже.)

· Вспомните такие же подсказки для каждого склонения и заполните таблицу (упражнение 205).

Упражнения 206 – 208.

Итог урока.

– Сейчас я прочитаю стихотворение А. Хайта. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу.

В стародавнее древнее ...

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое ...

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ...,

Как написать свою фамилию и ...,

Зачем на лошадь надевать седло и ... –

Необразованное было это ... .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ... забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ...,

Что кислород всегда поддерживает ...

Над тем, как в булку превратить простое ...,

С утра до вечера они чесали ...

– К какому склонению относятся разносклоняемые существительные? Обоснуйте.

Домашнее задание:выучить разносклоняемые существительные; придумать с ними рассказ (по желанию); упражнение 209.

Тема: Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя

Цель:выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ.

Ход урока 1.

1. Проверка домашнего задания.

– Что это за шифр?

БВВЗИПППССТ

(Первые буквы разносклоняемых существительных.)

– На листочках запишите по памяти все разносклоняемые существительные в предложенном порядке.

Работа с орфограммой.

– С помощью какого суффикса образуются формы косвенных падежей разносклоняемых существительных?

– На с. 89 учебника прочитайте теоретические сведения о данной орфограмме.

– Игра «Самый стойкий». Представители каждого варианта выходят к доске. Первый называет разносклоняемое существительное. Второй записывает его на доске в творительном падеже, графически обозначая орфограмму. Затем они меняются ролями. Тот, кто ошибся или запнулся, садится и продолжает работу в тетради. На его место выходит другой ученик. Выигрывает тот, кто дольше всех будет отвечать у доски.

Упражнения 210, 212.

Итог урока.

– С какой орфограммой вы сегодня познакомились?

Домашнее задание:упражнения 213, 214.

Тема: Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя

Цель:выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ.

Ход урока 2.

Повторение пройденного материала.

1) Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

Задание для карточек:

– Вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор.

Карточка 1.

Большого пламен.. не задуешь, а больше раздуешь.

Карточка 2.

Даже большое дерево выросло из семен.. .

Творческий диктант

Учитель читает письмо А. Хайта к ребятам. Задача учащихся – найти и выписать разносклоняемые существительные, указать их форму.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Упражнения 216, 217.

Домашнее задание: Собрать материал о своем имени. План сбора материала:

а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;

б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);

в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся;

г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.

Наши рекомендации