Словарный диктант с комментированием.

Задание: записать слова и объяснить условие выбора орфо­граммы.

Вдвое, настежь, замуж, по-городскому, точь-в-точь, слева, вскачь, мало-помалу, издалека, везде, поблизости, умышленно, подобру-поздорову, дотла, во что бы то ни стало, во веки веков, на века, навек, вдребезги, вверх, по-осеннему, никак, некуда.

III. Закрепление

Выполнение упражнений 311,312, 313 (устно).

Задание: сфор­мулировать правила написания наречий.

IV. Итог урока.

Домашнее задание:

1. Подготовить устный ответ на тему «Отличие наречий от дру­гих частей речи».

2. §55.

3. Упражнение 314.

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

Цель:

ž закрепить признаки слов категории состояния,

ž вспом­нить и отработать признаки, позволяющие разграничивать наре­чия, слова категории состояния, краткие формы прилагательных среднего рода.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

II. Этимологическая разминка:

— Определите этимологию наречий:

а) дотла (собств.-русск. Образовано от тьло— почва, пол, осно­вание. Связано с глаголом тлеть);

б) насмарку (от предлога на + смарка«стирка, счистка»);

в) наобум (от обум— предлог оби ум,т. е. «наудачу»);

г) досыта (сытный, «сыто» — напиток, подававшийся в конце трапезы).

III. Работа по теме урока.

Учитель вместе с классом вспоминает, какие слова называются словами категории состояния, в чем их особенность, чем кате­гория состояния отличается от наречий. Необходимо затронуть вопрос о разных взглядах на данный класс слов: «предикативные наречия», «наречия состояния», «слова состояния» и т. д.

Дается определение слов категории состояния.

Учащиеся вместе с учителем заполняют в тетрадях таблицу 20.

Таблица 20

Слова категории состояния

Часть речи На какой во­прос отвечает К чему отно­сится Роль в предло­жении Пример
1. Наречие Как? Каким образом? К глаголу-сказуемому Обстоятель­ство Мальчик рисовал красиво
2. Кате­гория со­стояния Каково со­стояние? Грамматиче­ски самостоя­тельно Сказуемое в безличном предложении или в предло­жении с под­лежащим-ин­финитивом 1. В комна­те красиво. 2.Тан­цевать вальс — это красиво
3. Краткое прилага­тельное в форме ср. р. Каково? К подлежа­щему Сказуемое в двусостав­ном предло­жении Платье было кра­сиво

IV. Закрепление.

Задание: составить предложения, используя омонимичные формы разных частей речи (например: солнечно, голодно, тре­петно, грустно).

Работа с учебником: прочитать § 56, выполнить упражне­ние 321.

V. Итог урока.

Домашнее задание:

Упражнения 320 (устно) и 322 (письменно).

Сочинение-рассуждение

Герои Бородинской битвы

(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

…Решат участь сраженья не

распоряжения главнокомандующего,

не место, на котором стоят войска,

не количество пушек и убитых

людей, а та неуловимая сила,

называемая духом войска…

Л.Н.Толстой.

Как-то по радио я услышал, что в одном сибирском городе пришла в запустение могила известного генерала, героя Бородинской битвы (фамилию, к сожаленью, я не запомнил). Общественность постоянно обращала на это внимание, но городские власти ничего не хотели сделать. Грустно, грустно за нашу страну. Ведь никогда наш народ не будет по- настоящему великим, если забудет своих героев, не начнет заботиться об их могилах и памятниках. Оказывается, даже в Великую Отечественную войну сотни тысяч ( а может быть, и миллионы) людей остались непохороненными. Но даже те кладбища, что известны, порой намечают под строительство. Как будто в нашей стране не хватает земли! И хочется надеяться, что отношение к памятникам и захоронениям изменится и, встречаясь с ними, люди будут чаще вспоминать о связи времен, о том, как тесно переплетено прошлое и настоящее.

Что такое история? Память народа. Эта память может быть в граните и бронзе. Но есть и духовные памятники. Знакомясь с ними, мы словно совершаем путешествие в прошлое. Одним из самых емких явлений можно назвать книги Льва Толстого, особенно «Войну и мир».

Заключение.

Много пролилось в тот день крови … И нужно было бы сказать как о героях о сотнях русских генералов и офицеров, создавших славу нашему оружию, которые, подобно князю Андрею, отдали свои жизни за Родину.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля,-

сказал поэт. Будем же помнить о генералах, офицерах и солдатах, каждый из которых стал в тот день героем!

УРОК _________ Дата_____________________

Наши рекомендации