Ii. активизиция знаний. словарный диктант
— Распределите слова в две колонки: существительные и прилагательные.
Великодушие, баснописец, тысячелетие, лимонно-желтый, юго-западный, псевдонародность, финансово-экономический, национал-патриот, полумрак, дальневосточный, узкоспециальный, пол-Азии, лейб-медик, истинно дружеский, абсолютно необходимый, филфак, вуз, животрепещущий, ледяной, свиной, оловянный, безветренный, пол-лимона, МГУ, российский, вокзал, деревенька, здоровьишко.
(Учитель проверяет работу, формулирует основные правила написания сложных слов.)
III. Повторение изученного и объяснение нового материала (§36,41)
Внимание учащихся обращается на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного (полуслитного) написания — самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много колеблющихся, неупорядоченных, противоречивых написаний, действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко. Например: железобетонный — железо и бетон; бетонированное железо. Подчеркивается, что необходимо обращаться к специальным словарям «Слитно или раздельно?» (сост. Б.З. Букчина, III. Калакуцкая. М.: Дрофа, 2006).
Учащиеся знакомятся с этим словарем, с принципами его построения, записывают в тетрадях полное название и выходные данные.
IV. Закрепление:
— Подберите синонимы к сложным словам: общедоступный, целомудрие, корыстолюбие, чревоугодие, мягкотелость.
Слова для справок: безволие, невинность, приемлемый, понятный, меркантильность, обжорство.
— Вспомните и запишите как можно больше слов с корнем -благ- (например, благодарность, благоговение, благодушие, благородность и т. д.).
— Образуйте от сложных слов прилагательные: мировоззрение, столетие, полугодие, лейб-гвардия, социал-демократия, вице-президент.
(Учитель подводит учащихся к выводу, что сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как существительные.
Внимание учащихся обращается на то, что сложные прилагательные следует отличать от сочетаний «наречие + прилагательное», которые пишутся раздельно. Наречие обычно выражает степень признака и является членом предложения (например: неизменно сердечное гостеприимство, глубоко задумчивый взгляд).
Следует познакомить учащихся со сложными словами, в которых есть висячий дефис (например: машино- и приборостроение, свето- и водонепроницаемый).)
— Запишите под диктовку слова, объясните написание.
Славянофил, революционер-демократ, самозванец, штабс-капитан, полусон, пол-леса, лже-Дмитрий, выпукло-вогнутый, высокообразованный, русско-французско-английский, рыжешерстный, световодолечебница, черепно-мозговой.
V. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Составить словарь литературоведческих терминов из сложных прилагательных и существительных.
2. §36, 41.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
Цели:
повторить лексико-грамматические категории имен числительных;
отрабатывать умение производить морфологический разбор имени числительного, умения разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением корней;
повторить правило «Склонение имен числительных».
Ход урока.
I. Формулировка темы и цели урока учащимися.
- Ответив на вопросы теста, сформулируйте тему и цель урока.
1. На каком месте по частоте употребления находится имя числительное?
а) на первом; в) на восьмом;
б) на третьем; г) на втором.
2. На какие разряды по значению делятся числительные?
а) количественные, порядковые и собирательные;
б) количественные и порядковые;
в) сложные и составные;
г) дробные и составные.
3. Какие числительные склоняются так же, как и существительные 3-го склонения?
а) простые количественные от 5 до 20 и 30; б) порядковые;
в) сложные; г) дробные.
4. У каких числительных существуют две формы: именительного и винительного падежа?
а) 40, 90, 100; в) 90, 70, 50;
б) 30, 60, 20; г) 100, 1000.
5. Определите, какой частью речи является обстоятельство в предложении:
20 декабря 1952 года Усть-Каменогорская ГЭС дала первый промышленный ток.
а) прилагательное; б) существительное;
в) словосочетание числительного с существительным;
г) наречие.
6. Найдите четвертое лишнее:
а) второй; в) второстепенный;
б) двое; г) двадцать.
После того как тест выполнен, учащиеся формулируют тему и цель урока.