Выполнение упражнений на закрепление изученного.
1. Выполнение упражнения 177 (устно). Из предложенного предложения выпишите имена существительные и определите их лексико-грамматические разряды.
Едва утренний петербургский поезд, еще толком не вынырнув из клубов паровозного дыма, остановился у перрона Николаевского вокзала, едва кондукторы откинули лесенки и взяли под козырек, как из вагона первого класса на платформу спрыгнул молодой человек весьма примечательной наружности.
(Б. Акунин)
2.Выполнение упражнения 180.
- Подберите прилагательные к существительным первого абзаца. Поможет ли это вам определить род?
- Какая часть речи также позволяет определить род существительного?
(Глаголы в форме прошедшего времени ед. ч.)
4. Знакомство с порядком морфологического разбора существительного (с. 116).
Работа в тетрадях и у доски: записать предложение, выполнить морфологический разбор подчеркнутых имен существительных:
Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими.
5.Выполнение теста по теме. (8 мин).
Тест по теме «Имя существительное»
1.В каком ряду во всех словах пишется буква И ?
a) В милици…,на лошад…,на лошадк…
б)В гостиниц…,в планетари…,на темен…
в)Во времен…,вдоль алле…,около алле…
г)В ненасть…,в пустын…, около пустын…
2.Укажите слово с ошибкой
а)Пуговечка
б)Ключик
в)Пальтецо
г)Платьице
3.Укажите слово с ошибкой
а)Каменщик
б)Объездчик
в)Переводчик
г)Перевозщик
4.Укажите слово с ошибкой
А)В стремени
Б)В темени
Г)Во времяни
Д)В поле
5. В каком ряду все существительные пишутся с НЕ слитно?
А) (не)верность, (не)забудка, (не)правда
Б) (не) враг,а друг, (не)приятель, (не)настье
В) (не)защищённость, (не)вежда, (не)ясность
6.Укажите слово женского рода
А) Пюре
Б) Шимпанзе
В) Сладкоежка
Г) Мисс
7. В предложении « Тем более не известно ни истории, ни этнографии человеческое общество, которое бы пользовалось письмом, не обладая речью.» определите , в каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ.
А) в именительном
Б) в родительном
В) в дательном
Г) в винительном
8.Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова.
А)Служебные пропуска
Б)Пропуски занятий
В) Работа в аэропорту
Г)Заключить выгодные договора
После выполнения теста на доске помещается ключ с правильным решением.
в | а | г | г | в | г | в | г |
Учащиеся сверяют собственные ответы с правильными. В случае несоответствия получают индивидуальные задания.
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1. § 33.
2. Приготовить комментарий к схеме «Лексико-грамматические разряды существительных».
3. Упражнение 179.
4. Сделайте морфологический разбор трех имен существительных разных разрядов по выбору.
5. Подготовьте сообщения по теме «Правописание окончаний имен существительных»:
1) существительные с суффиксами -ушк-(-юшк-), -ишк-; -[j] я, -[j]е;
2) буквы е, и в окончаниях имен существительных;
3) склонение фамилий, населенных пунктов;
4) варианты падежных окончаний в И. п., Р. п. и П. п.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Цели:
повторить орфограммы, связанные с именем существительным;
отработать умение применять изученные правила;
формировать навыки публичного выступления.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания:
1. Взаимопроверка домашнего задания в тетрадях с выставлением оценок.
2. Заслушивание сообщений по правописанию окончаний имен существительных.
(Учитель напоминает о требованиях, предъявляемых к публичным выступлениям, и дает задание классу: законспектировать основные положения выступлений.)
II. Закрепление изученного.
Учащиеся выполняют упражнение 183 (письменно).
III. Изучение новой темы
1. Учащиеся читают § 35.
2. Составление таблицы 10.
Таблица 10
Правописание суффиксов
Традиционное правописание суффиксов | Правописание суффиксов, зависящих от определенных условий | ||||
Суффикс | Буква | Пример | Суффикс | Правило | Пример |
-отн-я | О | Беготня | -чик- | После согласных д, т, з, с, ж Исключение: некоторые слова с иноязычными корнями | Переводчик, летчик, извозчик, переписчик, перебежчик |
-овн-я | О | Болтовня | -щик- | После остальных согласных | Пильщик, каменщик, брильянтщик |
-от-а | О | Высота | -ек- | Если гласный при склонении выпадает | Замочек — замочка |
-ость | О | Молодость | -ик- (-чик-) | Если гласный при склонении не выпадает | Ключик — ключика, батончик — батончика |
-ет-а | Е | Нищета | -ек- | После шипящего в безударном положении | Горошек, кусочек |
-есть | Е | Плавучесть | -ок- | После шипящего в ударном положении | Крючок, башмачок |
-еств-о | Е | Вещество | -ец- | В словах мужского рода | Молодец |
-ин-а | И | Глубина | -иц-а | В словах женского рода | Девица |
-изн-а | И | Кривизна | -ич-к- | В словах, образованных от существительных на -иц- | Синичка |
-(ин) ств-о | И | Достоинство | -ечк- | В остальных случаях | Местечко, Танечка |
-ец-Ó | Ударение падает на окончание | Письмецо | |||
-иц-е | Ударение на основе | Креслице | |||
-оньк-, -еньк- | Пишутся с мягким знаком | Сереженька, березонька | |||
-ёнк-, -онк- | Пишутся без мягкого знака | Шубёнка, мальчонка | |||
-ышк- | В словах среднего рода | Зернышко | |||
-ушк- | В словах мужского и женского рода | Соседушка, матушка | |||
-юшк- | Пишется в словах всех трех родов | Полюшко, батюшка, волюшка |
Примечание.
Таблица может составляться учащимися самостоятельно по ходу чтения учебника. Учитель может предложить вариант динамичной таблицы. В этом случае (на выбор учителя) заполняем одну графу таблицы, остальное — задача учащихся. При этом желательно, чтобы шапка таблицы была у каждого ребенка.
IV. Закрепление темы.
Задание: составить по вариантам предложения, включающие слова.
Вариант 1: с суффиксами -ек-, -енк-, -ец-, -енк-, -еньк-.
Вариант 2: с суффиксами -инк-, -ик-, -иц-, -ичк-, -оньк-.
Выполнение упражнения 208. Распределить слова по двум колонкам с суффиксами -щик-, -чик-.
(Два человека работают у доски).
V. Итог урока.
Беседа по изученным орфограммам.
Домашнее задание:
1. Подготовиться к проверочной работе «Правописание суффиксов имен существительных».
2. Упражнение 211.
УРОК _________ Дата_____________________