VI. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 32).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— Вырежьте из приложения детали.

— Что поглощают растения при дыхании? Что выделяют? (По­глощают кислород, выделяют углекислый газ.)

— Что происходит при питании? (Воду и углекислый газ расте­ние перерабатывает в крахмал и сахар. Выделяют кислород.)

№9 2 (с. 33).

— Прочитайте задание. Впишите названия газов. (При дыха­нии растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. При питании растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№3(с.ЗЗ).

— Прочитайте задание. Соедините стрелками определение и название процесса.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№4 (с. 33).

— Прочитайте задание. Соедините листья, чтобы получились названия веществ, которые образуются в растении. (Сахар, крахмал.)

VII. Рефлексия

Работа в группах

— Сравните схемы дыхания и питания растений: в чем сход­ство и различие? Свой ответ обсудите в классе.

Моделирование

— На основе схем учебника изготовьте модели, показываю­щие дыхание и питание растений. Вылепите из пластилина дерево, шарики красного цвета — кислород, шарики белого цвета - углекислый газ, лепешечки желтого цвета - крах­мал и сахар.

(Учащиеся лепят из пластилина модели.)

— Расскажите с помощью изготовленных моделей о процессах питания и дыхания. Проверьте друг друга. При необходи­мости исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

VIII. Подведение итогов урока

— Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они обра­зуются на свету из углекислого газа и воды при питании ра­стений.)

— Как дышат растения?

— Как питаются растения?

— Почему люди и животные не могли бы жить без растений?

— С каким настроением вы уходите с урока?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 74-77, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 77, выполнить задания для до­машней работы на с. 77.

2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 34).

3. Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение на тему «Как распространяются семена растений». (См. до­полнительный материал к уроку 17.)

Тема: Размножение и развитие растений

Цель: познакомить с размножением и развитием растений.

Планируемые результаты:учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обна­руживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и ис­пользовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Оборудование:пластилин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Расскажите о дыхании растений.

— Расскажите о питании растений.

— Почему растения не могут жить без солнечного света?

— Почему животные и люди не могут жить на Земле без ра­стений?

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Летит — гудит,

Сядет — молчит.

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг —

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб —

Спасайся бегом! (Пчела.)

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь - по небу летит. (Бабочка.)

• Его фигура подвела —

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски словно у осы,

На брюшке — капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель,

Большой мохнатый толстый ... (шмель).

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар,

Писклявый, маленький... (комар).

— Объясните экологические связи «насекомые - растения». (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как растения раз­множаются.

IV. Работа по теме урока

1.Размножение растений

— Какие признаки жизни растений вы знаете? (Они дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.)

— Вспомните, как размножаются водоросли, мхи и папорот­ники. (Спорами.)

— Вспомните, как размножаются хвойные и цветковые расте­ния. (Семенами.)

— Над цветками растений всегда летают пчелы, шмели, ба­бочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.)

— Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с ты­чинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотво­рение.)

Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыль­цу с одного цветка на другой. Это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка за сладкой капелькой нектара, сядет на цве­ток, к ней пыльца и прилипнет. Потом бабочка сядет на соседнее растение и приставшей к ее лапкам пыльцой опылит его цветок.

Так переносят пыльцу не только бабочки, но и другие насеко­мые. Только кому-то нравятся одни цветы, кому-то — другие. Вот, например, пчела или шмель на ландыш не сядет. Зато комару ко­локольчик ландыша — и стол, и дом. Цветок, который называется львиным зевом, мелкие насекомые облетят стороной: им в цветок не забраться, силенок не хватит. А пчела или шмель - пожалуй­ста: упрется спинкой в верхнюю часть цветка, отогнет лапками нижнюю и заберется внутрь.

Насекомые никогда не перепутают цветы: летят только к тем, что содержат подходящую для них пищу, которую можно добыть.

Многие цветы раскрываются и источают ароматы только к ве­черу. Обычно эти цветы белые: белый цвет в сумерках заметнее всего. Кого же приманивают они? Бабочек! Только уж теперь не дневных, а ночных. Так днем и ночью, от весны до осени идет в природе великая работа: бесчисленное множество доброволь­ных рассыльных переносят и переносят пыльцу. Отцветают одни растения, появляются цветы на других. Весной на сады словно бы опускаются бело-розовые облака — столько цветов на яблонях и вишнях.

Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные ягоды. А участвовали в создании этого изоби­лия пчелы, шмели и другие насекомые. Не будь их, не стало бы и плодов.

Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 78.

— Что такое опыление? (Перенос пыльцы с одного растения на другое.)

— Кто выполняет эту работу?

— Что произойдет, если цветок не будет опылен?

Наши рекомендации