VI. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради. €

№3(с.62).

— Укажите стрелками части пищеварительной системы. (После выполнения задания проводится проверка по учеб­нику.)

№4 (с. 63).

— Прочитайте задание. Обозначьте путь пищи. Куда сначала поступает пища? (В ротовую полость.)

— Поставьте около этих слов цифру 1.

— Продолжите работу самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

— Что было особенно интересным на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие питательные вещества человек получает с пищей?

— Из каких органов состоит пищеварительная система?

— Какие изменения происходят с пищей в органах пищева­рения?

— Что нового вы узнали о правильном питании?

Итак, с пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 138—141, ответить на во­просы раздела «Проверь себя» на с. 141.

2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 63). 186

Дополнительный материал

Ротовая полость

Ты ешь таким сложным органом, который умеет дышать, кусать, же­вать, смачивать еду слюной, обогревать или охлаждать ее, глотать, узна­вать, соленая она или сладкая, горькая или кислая, горячая или холод­ная; кроме того, он умеет бороться с микробами, а также петь, говорить, смеяться и, к великому сожалению, показывать язык.

Рот — это и вход в пищеварительный тоннель. Как перед настоя­щим тоннелем, в нашем домике тоже сидит охранник. Толстый, красный и мокрый. Догадался, кто это?

Язык стоит на посту и всех входящих на вкус пробует. «Стой! Кто такой? Ах, молчим? А ну-ка, попробуем тебя кончиком, на сладость... Не сладкий. Попробуем корнем... Не горький. А если бочком? Кислень­кий! Здравствуйте, гражданин лимон, давно ждем! Позвольте вас подса­дить на зубок. Так. А вы кто будете? Не сладенький... не кисленький... а ну-ка корнем... Горький, как отрава! Па-а-прашу на выход! Горьким огурцам вход воспрещен! А это что? Этот глупый мальчишка опять застав­ляет меня пробовать холодный снег. Ну нет! Сначала растопим, согреем, а потом проглотим, раз уж так хочется».

Язык все время смачивается слюной, которая нужна для глотания. Попробуй проглоти не жуя черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.

Но слюна не только смачиватель, она — первая, кто на нашем кон­вейере приступает к разборке еды. Это специалист по топливу. Из еды она освобождает только углеводы.

Но это не все! Слюна еще и санитар. Она уничтожает вредных ми­кробов, которыми просто кишат немытые овощи, фрукты. Есть они и на грязных руках. Но микробов бывает так много, что с ними не справ­ляется не только слюна, но и второй санитар — миндалины. Недаром говорят: все болезни вползают через рот.

Миндалины стараются не пропускать микробы внутрь. Но, когда ми­кробов скапливается слишком много, миндалины воспаляются и начина­ют болеть. Вот тогда за дело принимаются настоящие санитары и врачи.

У зубов совсем другая, очень важная работа. Если они плохо разжуют пищу, она может повредить пищевод и желудок, который очень труд­но лечить. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть.

По Г. Юдину

Желудок

Давай проследим, что происходит с кусочком пирожка, попавшим к тебе в рот.

Итак, твой нос почувствовал запах жареных пирожков. «Дзинь-дзинь, — сигналит он в мозг, — пахнет жареным!» — «Найти и уничто­жить!» — приказывает мозг. Ты отправляешься на кухню и видишь румяные, аппетитные пирожки с мясом. Тут же во рту начинает обильно выделяться слюна, а в желудке — специальный желудочный сок. Язык быстренько обследовал, каков пирожок на вкус, и подсадил его на зубы. Зубы разжевали, слюна смочила, ты задерживаешь дыхание, глотка закрывает дыхательный путь... Ты делаешь глотательное движение и — пуск! Кусок пирожка проскользнул в пищевод и поехал вниз. Он проскочил пищевод за пять секунд и очутился в узеньком, сеном желудке.

Желудок без еды - спущенный воздушный шарик. Дунешь в ша­рик — он чуть надуется, въедет пирожок в желудок — он чуть растянется и наконец превратится в целую пещеру, до потолка набитую жареными пирожками. Стенки ее, как и в настоящей подземной пещере, не глад­кие, а шершавые, и из них тоже сочится вода. Только это не обычная пода, а желудочный сок. Течет он не только с потолка, а сразу отовсюду. Из каждого квадратного миллиметра стенок нашей пещеры бьет по сто родничков такого сока!

Это самый главный разборщик на нашем конвейере. Он постепенно пропитывает всю пищу и растворяет даже твердые леденцы до жидкой кашки. Но сок делал бы эту кашицу в несколько раз дольше, если бы ра­ботал один. И знаешь, кто ему помогает? Сам желудок. Как ладони трут и перемешивают твердую глину с водой, так и желудок своими стенками м нет, растирает и перемешивает пропитанную соком еду. Вся эта сложная работа и называется перевариванием.

Пирожок желудок будет переваривать часов пять. А вот над жареной уткой, которую мы ели вчера, желудок старательно трудился целых семь часов.

Итак, переваренная пища постепенно движется к выходу из пещеры, который заперт до поры до времени сторожем. Зовут его по-старинному — привратником. Он такой же строгий, как настоящий привратник. Только тогда, когда он убедится, что пища хорошо переварилась, он открывает выход, выпускает небольшую порцию и тут же опять закрывает. И так трудится, пока не уедут все гости.

По Г. Юдину

Почки

Хорошо, когда в доме есть водопровод. Человек моет под краном руки, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации.

Своя канализация есть и в нашем организме.

Как старательно ни охраняет его кожа, разные железы, ворсинки носа и бронхов, все-таки вместе с пищей и воздухом в кровь попадают ненужные, а то и вредные вещества. Да и в самом организме скаплива­ются разные отходы. И все это надо как-то удалить.

Этим заведуют почки - парный орган, по форме похожий на огром­ные бобы фасоли. Внутри эти «бобы» состоят из множества крохотных камер, пронизанных тончайшими кровеносными сосудами. Лежат почки в нижней части спины, чуть повыше поясницы.

Печень направляет сюда поток крови, в котором растворены ненуж­ные и вредные вещества, попавшие в организм или скопившиеся приего работе. Почки перерабатывают все это в мочу, и она уносит отбросы из организма, как трубы канализации уносят из дома грязную воду.

По А. Дорохо

Тонкая кишка

Кишечник, как семиметровая змея, свернулся в несколько раз и ле­жит себе под желудком, как под камешком. «Змея» эта в начале тонкая, как сосиска, а в хвосте — толстая, как огурец.

Она постоянно сжимается и разжимается. Но давай лучше вернемся к привратнику и проследим, что же происходит с гостями, которых он выпустил из пещеры. Они сразу же попадают в коридор длиной в двена­дцать пальцев. Он так и называется — двенадцатиперстный, потому что палец раньше называли перстом.

Из стенок этого коридора вытекает горькая желтая желчь. Она рас­творяет жирных гостей, с которыми не справился желудочный сок. Мед­ленно, как на лифте, опускается вниз по этому коридору жидкая кашица и плавно въезжает в тонкую кишку. Стенки ее не грубые и шершавые, как в желудке, а бархатистые, потому что покрыты малюсенькими вор­синками.

Ворсинки же высотой всего один миллиметр, и на каждом квадрат ном сантиметре их растет около тысячи! Если посмотреть в микроскоп то эта тонкая кишка мохнатая, как наш толстый кот.

Каждая ворсинка — это насос для всасывания питания. И чем насосов больше, тем быстрее они накормят все клетки. За час эта насосная станция может всосать до трех литров питательной жидкости и накормить досыта все клетки.

ПоГ.Юди

Толстая кишка

Тонкая кишка всосала не всю еду, а только три любимых всеми клет­ками блюда, самых полезных и нужных: белки, жиры и углеводы.

Наша умница тонкая кишка всю еду до конца переварила, выжала, самое вкусное всосала, а ненужные шкурки да косточки вместе с водой дальше отправила в толстую кишку.

А толстуха эта ужасно хозяйственная. Как увидела, что ей худая сестрица прислала, заохала, запричитала: «Нам для хозяйства вон сколько воды надо, а некоторые этого не понимают. Но мы не выльем, а быстренько все всосем».

И всасывает всю оставшуюся воду. В результате от завтрака, обед и ужина остаются никому не нужные отходы, которые даже такая хозяй­ственная толстая кишка без сожаления выбрасывает наружу.

По Г. Юдину

А теперь...

1. Возьми 10 м бельевой веревки и положи ее во всю длину на землю.

2. Из камешков и ракушек в начале веревки выложи зубы. Здесь бу­дет рот.

3. Отмерь 40 см «пищевода» и положи на веревку 2-литровую банку. Это будет желудок.

4. От банки отмерь 25 см и положи в этом месте камешек. Это будет 12-перстная кишка.

5. Теперь с другой стороны веревки отмерь 1 м 50 см и тоже положи камешек. Это будет толстая кишка, а 7 метров в середине — это тонкая кишка.

А теперь отойди и полюбуйся на свой конвейер по переработке пищи " натуральную величину.

Тема: Наши проекты: «Школа кулинаров»

Цель: систематизировать знания о разнообразии питательных веществ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяс­нений, подготовки собственных сообщений.

Оборудование:картинки (яйца, молоко, рыба, мясо, овощи); упаковки продуктов с этикетками; распечатки с перечнем пищевых добавок.

Ход урока

I. Организационный момент

Наши рекомендации