Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации
а) рейтинговая система текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов
В течение каждого из девяти семестров действует 100-балльная рейтинговая система оценки успеваемости студента, из которых 60 отводится на текущий контроль и 40 – на зачет или экзамен.
В ходе текущего контроля оценивается: работа студента на лекциях, практических и лабораторных занятиях, выполнение СРС и результаты рубежного контроля.
Промежуточная аттестация по дисциплине – зачеты в 4,5 и 9 семестрах, экзамены в 2,3,6,7,8 и 10 семестрах.
Для получения допуска к зачету (экзамену) студент должен набрать в семестре не менее 30 баллов. В случае, когда сумма баллов текущего семестра составила меньшее количество баллов, студент к зачету (экзамену) не допускается. Сроки ликвидации текущих задолженностей согласовываются с преподавателем. Отработка задолженностей осуществляется за счет часов, запланированных преподавателю для консультаций и руководства СРС.
По результатам текущего рейтингового контроля возможна простановка семестрового рейтинга по дисциплине без сдачи зачета. Для этого студенту необходимо набрать не менее 50 баллов в текущем семестре.
Критериальная база рейтинговой оценки
Учебных достижений студентов по дисциплине теоретико-практического характера «Современный русский язык»
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 8-9 лекций – 5 баллов; 6-7 лекций – 4 балла; 5 лекций – 3 балла; 3-4 лекции – 2 балла; 2 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (9 занятий по 2 балла) | до 18 баллов |
Работа на лабораторных занятиях (9 занятий по 2 балла) | До 18 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование (до 5 баллов) | До 5 баллов |
СРС: - индивидуальное задание по теме практического занятия (до 5 баллов) – Коллоквиум (до 9 баллов) | До 14 баллов |
Экзамен | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 8-9 лекций – 5 баллов; 6-7 лекций – 4 балла; 5 лекций – 3 балла; 3-4 лекции – 2 балла; 2 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (9 занятий по 3 балла) | до 27 баллов |
Работа на лабораторных занятиях (9 занятий по 2 балла) | До 18 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование | До 5 баллов |
СРС: - индивидуальное задание по теме практического занятия | До 5 баллов |
Экзамен | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 8 лекций – 5 баллов; 6-7 лекций – 4 балла; 5 лекций – 3 балла; 3-4 лекции – 2 балла; 2 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (8 занятий по 3 балла) | до 24 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование (до 5 баллов); | До 5 баллов |
СРС: 1. контрольная работа (до 10 баллов), 2. коллоквиум (до 16 баллов) | до 26 баллов |
Зачет | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 8-9 лекций – 5 баллов; 6-7 лекций – 4 балла; 5 лекций – 3 балла; 3-4 лекции – 2 балла; 2 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (18 занятий по 2 балла) | до 36 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование | До 5 баллов |
СРС: 3. контрольная работа (до 6 баллов), 4. коллоквиум (до 8 баллов) | до 14 баллов |
Зачет | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 8-9 лекций – 5 баллов; 6-7 лекций – 4 балла; 5 лекций – 3 балла; 3-4 лекции – 2 балла; 2 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (9 занятий по 3 балла) | до 27 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование | До 5 баллов |
СРС: 5. контрольная работа (до 10 баллов), 6. коллоквиум (до 13 баллов) | до 23 баллов |
Экзамен | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 8-9 лекций – 5 баллов; 6-7 лекций – 4 балла; 5 лекций – 3 балла; 3-4 лекции – 2 балла; 2 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (9 занятий по 3 балла) | до 27 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование | До 5 баллов |
СРС: 7. контрольная работа (до 10 баллов), 8. коллоквиум (до 13 баллов). | до 23 баллов |
Экзамен | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 12-14 лекций – 5 баллов; 10-11 лекций – 4 балла; 7-9 лекций – 3 балла; 5-6 лекции – 2 балла; 3-4 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (14 занятий по 2 балла) | до 28 баллов |
Работа на лабораторных занятиях (7 занятий по 1 баллу) | До 7 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование | До 5 баллов |
СРС: 9. контрольная работа (до 7 баллов), 10. коллоквиум (до 8 баллов). | До 15 баллов |
Экзамен | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 14-16 лекций – 5 баллов; 12-13 лекций – 4 балла; 8-11 лекций – 3 балла; 5-7 лекции – 2 балла; 3-4 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (8 занятий по 4 балла) | до 32 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование | До 5 баллов |
СРС: коллоквиум (до 18 баллов). | До 18 баллов |
Зачет | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
Семестр
Вид учебной деятельности студента | Баллы |
Присутствие на лекционных занятиях: 7 лекций – 5 баллов; 6 лекций – 4 балла; 4-5 лекций – 3 балла; 3 лекции – 2 балла; 2 лекции – 1 балл. | до 5 баллов |
Работа на практических занятиях (7 занятий по 3 балла) | до 21 баллов |
Контрольные мероприятия: бланковое тестирование | До 5 баллов |
СРС: контрольная работа (до 10 баллов), коллоквиум (до 19 баллов). | До 29 баллов |
Экзамен | до 40 баллов |
Итого | 100 баллов |
1. Студент, набравший 30 баллов, допускается к сдаче зачёта.
2. Студент, набравший 60 и менее баллов, получает отметку «не зачтено».
3. Студент, набравший 61 – 100 баллов, получает отметку «зачтено».
4. Студент, набравший 91 – 100 баллов – «отлично»,
76 – 90 – «хорошо»,
61 – 75 – «удовлетворительно»,
60 и менее – «неудовлетворительно».
б) контроль в периоды рубежных срезов: далее приведены примерные тестовые задания бланкового тестирования студентов.
1. Назовите основную функцию слова в языке:
1) Коммуникативная функция.
2) Смыслоразличительная функция.
3) Номинативная функция. Экспрессивная функция.
2. Определите тип лексического значения выделенного слова: «Ворона! – перебил он вдруг себя. – Пропустил почтовый ящик» (Куприн).
1) Свободное значение.
2) Фразеологически связанное значение.
3) Синтаксически обусловленное значение.
4) Конструктивно ограниченное значение.
3. Выберите правильное определение метафоры:
1) Это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
2) Это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
3) Это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
4) Это наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате видоизменения и развития первоначального значения этого слова.
4. Какое из определений характеризует омонимы:
1) Это слова, имеющие одинаковую звуковую оболочку, но различное написание.
2) Это слова, имеющие одинаковое написание, но различающиеся произношением.
3) Это слова, отличающиеся по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
4) Это слова, различающиеся по звучанию, но близкие по значению.
5. Какой тип словесных оппозиций представляют собой слова орфография – правописание:
1) Семантическая оппозиция включения.
2) Семантическая оппозиция тождества.
3) Семантическая оппозиция пересечения.
4) Формальная оппозиция пересечения.
в) промежуточная аттестация.
Экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам. Каждый билет состоит из двух вопросов по разным разделам учебной дисциплины.
Ниже приводится примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):
Фонетика современного русского языка (2 семестр):
- Понятие о современном русском литературном языке.
- Основные направления в современной русистике.
- Предмет и задачи фонетики современного русского литературного языка.
- Учение о фонеме. Звук, фонема, буква.
- Фонологические школы.
- Система гласных фонем современного русского языка.
- Система согласных фонем современного русского языка.
- Артикуляционно-акустическая характеристика основных оттенков гласных фонем.
- Артикуляционно-акустическая характеристика основных оттенков согласных фонем.
- Модификации и чередования согласных фонем в потоке речи. Исторические чередования согласных.
- Модификации и чередования гласных фонем в потоке речи. Исторические чередования гласных.
- Слог и слогоделение в современном русском языке.
- Ударение как суперсегментная единица языка. Специфика русского словесного ударения.
- Интонация как суперсегментная единица языка. Основные ИК русской речи.
- Орфоэпия как раздел курса «Современный русский литературный язык».
- Основные тенденции развития произносительных норм современного русского литературного языка.
- История русской письменности. Современная русская графика. Слоговой принцип русской графики.
- Орфография как раздел курса «Современный русский литературный язык». История русской орфографии. Орфографические принципы современного русского письма.
Лексикология современного русского языка (3 семестр):
- Слово как единица языка. Номинативная сущность слова. Слово и словосочетание, слово и фразеологизм, слово и словоформа. Потенциальное слово. Окказиональное слово.
- Структура семемы, её отражение в словаре. Лексема, семема, сема, ЛСВ (лексико-семантический вариант). Облигаторные, факультативные и потенциальные семы.
- Типология ЛЗ (лексических значений) слова.
- Виды языковых переносов, механизм образования переносных значений. Узкое и широкое понимание метафоры. Роль метафоры в художественном тексте. Метафорический эпитет, отражение метафорических и метонимических значений в толковом словаре.
- Критерий разграничение полисемии и омонимии.
- Проявление системности лексического состава языка: парадигматика, синтагматика, эпидигматика. Идеографическая организация лексики.
- Омонимия как формальное тождество. Виды омонимов. Пути появления омонимов в языке. Использование омонимии в художественном тексте. Описание омонимов в толковых словарях.
- Синонимия как семантическое тождество. Узкое и широкое понимание синонимии. Виды синонимов. Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда. Использование синонимии в художественном тексте.
- Антонимы как словесная оппозиция. Виды антонимов в языке. Антонимия в художественном тексте. Контраст. Антитеза. Оксюморон.
- Паронимия как словесная оппозиция. Паронимия и парономазия. паронимическое сближение и паронимическая аттракция в художественном тексте.
- Пласты русской лексики с точки зрения её происхождения. Критерии отношения слова и заимствованной или исконно русской лексики. Внешние признаки заимствованных и исконно русских слов.
- Лексический состав национального языка. Лексика общенародная и ограниченного употребления. Группы диалектов русского языка. Виды диалектизмов. Функции диалектизмов в художественном тексте.
- Жаргон и арго. Понятие профессионализма и профессионального жаргонизма. Функции социально-ограниченной лексики в художественном тексте.
- Семантическая специфика термина. Терминологизация общенародной лексики и детерминологизация термина.
- Лексика русского языка активного и пассивного состава. Устаревшая лексика, архаизмы и историзмы. Виды архаизмов.
- Понятие неологизма и окказионализма. Пути появления новых слов в языке.
- Стилевое расслоение русской лексики. Принципы выделения функциональных стилей. Семантическая специфика лексики разной стилевой принадлежности. Стилистические пометы в словарях.
- Понятие фразеологической единицы (ФЕ). Сходство и различия фразеологических оборотов от других лингвистических единиц. Семантическая классификация фразеологизмов. Узкое и широкое понимание фразеологии в современной лингвистике.
- Основные пути изменения словарного состава языка. Продуктивные модели образования новых слов. Тенденции развития лексики русского языка.
- Структура словарной статьи современного толкового словаря.
- Основные толковые словари русского языка 19-20 веков.
- Идеографические словари русского языка.
- Словари омонимов русского языка. Словари синонимов русского языка.
- Словари антонимов русского языка. Словари паронимов русского языка.
- Словарь сочетаемости слов русского языка. Словари исторические и этимологические.
- Словари иностранных слов и варваризмов. Диалектные словари.
- Лингвистические и литературоведческие энциклопедии. Школьные филологические энциклопедии.
- Словари лингвистических терминов. Словари жаргонизмов и арготизмов.
- Словари неологизмов. Фразеологические словари.
- Школьные словари. Новые виды словарей.
Морфология современного русского языка (5-6 семестры):
- Морфология как часть грамматического строя языка. Слово как система словоформ. Система морфологических значений слова. Лексико-грамматические и морфологические разряды. Парадигма слова. Морфологическая категория.
- Теория частей речи в современном русском языке. В.В.Виноградов о частях речи.
- Имя существительное как часть речи (категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).
- Лексико-грамматические разряды имён существительных, их лексические и грамматические особенности и формальные признаки.
- Морфологические категории имени существительного, их общая характеристика.
- Категория рода имени существительного. Категория числа имени существительного.
- Категория падежа имени существительного. Основные типы падежных значений. Категория склонения имени существительного.
- Имя прилагательное как часть речи (категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).
- Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные, их лексические и грамматические особенности. Граница между качественными и относительными прилагательными.
- Морфологические категории имени прилагательного (категории рода, числа, падежа, степени сравнения).
- Склонение имён прилагательных.
- Числительные как лексический класс слов. Классификация числительных по строению, морфологическим и семантическим признакам.
- Имя числительное как часть речи (категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки). Лексико-грамматические разряды имён числительных.
- Склонение имён числительных.
- Местоимения как лексический класс слов. Классификация местоимений по морфологическим и семантическим признакам.
- Глагол как часть речи (категориальное значение, основные глагольные категории и синтаксические признаки). Связь морфологических категорий глагола с его лексической семантикой.
- Основные типы глагольных форм (инфинитив, спрягаемые и атрибутивные формы). Их основные морфологические и синтаксические признаки.
- Две основы глагола, их роль в образовании глагольных форм. Спряжение глагола.
- Продуктивные классы и непродуктивные группы глагола.
- Категория вида глагола. Видовая корреляция и способы образования видов. Взаимодействие категории вида с другими глагольными категориями.
- Переходные и непереходные глаголы. Лексико-грамматическое значение категории переходности-непереходности. Выражение переходности.
- Возвратные глаголы. Связь категории возвратности-невозвратности с другими глагольными категориями.
- Категория залога глагола. Учение о залоге в русской грамматической традиции. Система залоговых отношений по теории трёх залогов.
- Категория наклонения глагола. Взаимодействие наклонения с понятийной категорией модальности. Связь категории наклонения с другими глагольными категориями.
- Категория времени глагола. Система глагольных времен. Абсолютное и относительное время. Связь категории времени с другими глагольными категориями.
- Категория лица глагола. Значение, состав форм и способы их образования. Синтетический и аналитический способы выражения значения лица в современном русском языке. Безличные глаголы. Взаимоотношение категории лица с другими глагольными категориями.
- Причастие как особая форма глагола. Образование причастий. Глагольные категории у причастий, их значения и формы выражения. Признаки прилагательных у причастий. Адъективация причастий. Вопрос о месте причастий в системе частей речи.
- Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола у деепричастий. Образование деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
- Разряды наречий по значению (определительные и обстоятельственные). Качественные и некачественные наречия.
- Степени сравнения наречий.
- Местоименные наречия.
- Словообразование наречий. Ударение в наречиях.
- Вопрос о словах категории состояния. Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, "Русская грамматика" (1980) о данной категории слов.
- Значение, морфологические признаки, синтаксические функции СКС.
- Словообразовательная структура слов категории состояния.
- Критерии разграничения слов категории состояния и омонимичных форм прилагательных и наречий.
- Вопрос о модальных словах
- Семантика, структура и синтаксические особенности модальных слов.
- Разряды модальных слов по значению и функциям.
- Переход слов разных частей речи в разряд модальных слов.
- Служебные части речи. Общее определение.
- Разряды служебных слов.
- Предлог как служебная часть речи
- Семантические и синтаксические свойства предлогов.
- Типы предлогов по образованию (происхождению).
- Типы предлогов по составу.
- Семантические группы предлогов.
- Употребление предлогов.
- Синонимия предлогов.
- Союз как служебная часть речи
- Семантические и синтаксические свойства союзов.
- Грамматические значения, выражаемые при помощи союзов.
- Типы союзов по образованию.
- Типы союзов по структуре.
- Сочинительные союзы.
- Подчинительные союзы.
- Синонимия союзов.
- Частицы. Семантика и функции частиц.
- Разряды частиц по значению.
- Разряды частиц по образованию.
- Междометия. Общая характеристика. Отношение междометий к знаменательным и служебным словам.
- Особенности значения и синтаксической функции междометий. Семантические разряды междометий.
- Типы междометий по происхождению. Функции междометий в предложении.
- Звукоподражательные слова как особая группа слов: значение, функции, синтаксические особенности
Синтаксис современного русского языка. Словосочетание. Простое предложение (7-8 семестр):
1. Место синтаксического уровня в языковой системе. Связь синтаксиса с морфологией, лексикой, фонетикой.
2. Синтаксические единицы. Существующие подходы к их выделению. Спорные вопросы.
3. Виды синтаксической связи и средства ее выражения.
4. Виды сочинительной связи в синтаксической традиции и современной науке.
5. Виды подчинительной связи по морфологическому выражению.
6. Словосочетание как единица синтаксиса. Разные понимания словосочетания в синтаксической традиции и современной науке.
7. Классификация словосочетаний в современной научной грамматике.
8. Структурная схема и парадигма словосочетания.
9. Виды словосочетаний по составу (структуре). Простые, сложные и комбинированные словосочетания.
10. Свободные и несвободные (цельные, связанные) словосочетания. Типы несвободных словосочетаний: синтаксически связанные, фразеологически связанные, метафорически связанные.
11. Предложение как основная единица синтаксиса. Многоаспектность предложения, различные подходы к его описанию.
12. Принципы классификации простого предложения в синтаксической традиции, современной научной и школьной грамматике.
13. Предикативность как основная синтаксическая категория. Сущность споров о предикативности.
14. Структурная схема простого предложения.
15. Семантическая структура предложения. Понятие о пропозиции. Модус и диктум предложения. Объективная и субъективная модальность, способы их выражения.
16. Место односоставных предложений в синтаксической системе. Типология односоставных предложений. Дискуссионные типы односоставных предложений.
17. Традиционное учение о членах предложения, его сильные и слабые стороны. Принципы классификации членов предложения в современной науке.
18. Главные члены предложения. Подлежащее, его признаки и способы выражения.
19. Главные члены предложения. Сказуемое, его признаки и способы выражения. Типы сказуемых.
20. Синтаксические функции инфинитива. Понятие и субъектном, объектном и целевом инфинитиве. Вопрос о границах сказуемого.
21. Второстепенные члены предложения. Типология второстепенных членов предложения.
22. Определение как второстепенный член предложения.
23. Приложение как второстепенный член предложения.
24. Дополнение как второстепенный член предложения.
25. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Разряды обстоятельств.
26. Синкретичные члены предложения. Причины синтаксического синкретизма.
27. Понятие об осложненном предложении. Предложения с однородными членами предложения. Предложения, осложненные полупредикативными обособленными членами.
28. Предложения, осложненные пояснительными и уточняющими обособленными членами. Предложения, осложненные сравнением или сравнительным оборотом. Предложения с обращением.
29. Понятие структурной неполноты предложения. Разновидности неполных предложений. Вопрос об эллиптических предложениях.
30. Актуальное членение предложений в русском языке и способы его выражения.
Синтаксис современного русского языка. Сложное предложение (9-10 семестры):
1. Сложное предложение в его соотношении с простым предложением. Полипредикативность и полипропозитивность как основные признаки сложного предложения. Основные и дополнительные средства связи предикативных частей в сложном предложении.
2. Типология сложных предложений в современном русском языке. Основания для типологии сложных предложений. Предложения союзные и бессоюзные; сложносочиненные и сложноподчиненные.
3. Сложносочиненные предложения, их сущность и принципы классификации в научной и школьной грамматике. Средства связи предикативных частей в сложносочиненном предложении.
4. Критерии разграничения сложносочиненных предложения однородного и неоднородного состава. Общая характеристика сложносочиненных предложений однородного состава. Общая характеристика сложносочиненных предложений неоднородного состава.
5. Сложносочиненные предложения с общим соединительным значением. Сложносочиненные предложения с общим противительным значением. Сложносочиненные предложения с общим разделительным значением. ССП, передающие пояснительные и присоединительные отношения.
6. Сложноподчиненные предложения, их сущность и принципы классификации в научной и школьной грамматике.
7. Средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении.
8. Критерии разграничения сложноподчиненных предложений нерасчлененной и расчлененной структуры. Общая характеристика сложноподчиненных предложений нерасчлененной структуры. Общая характеристика сложноподчиненных предложений расчлененной структуры.
9. Сложноподчиненные предложения с придаточными присубстантивно-атрибутивными (определительными) и их соответствия в школьном учебнике. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительно-объектными и их соответствия в школьной грамматике.
10. Сложноподчиненные предложения с придаточными прикомпаративно (сравнительно-)-объектными и их соответствия в школьном учебнике. Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-соотносительного типа и их соответствия в школьной грамматике.
11. Сложноподчиненные предложения с придаточными обусловленности и их соответствия в школьном учебнике. Сложноподчиненные предложения с придаточными временными и сравнительными и их соответствия в школьном учебнике.
12. Сложноподчиненные предложения с подчинительно-присоединительным и сопоставительным придаточными и их соответствия в школьном учебнике. Общая характеристика сложноподчиненных предложений фразеологизированной структуры.
13. Бессоюзные сложные предложения, их место в синтаксической системе. Спорные вопросы.
14. Средства связи предикативных частей в бессоюзном сложном предложении. Разные понимания роли интонации в организации БСП.
15. Классификации бессоюзных сложных предложений в современной научной грамматике. Классификации бессоюзных сложных предложений в современной школьной грамматике.
16. Типы бессоюзных сложных предложений с дифференцированными отношениями. Типы бессоюзных сложных предложений с недифференцированными отношениями.
17. Синтаксическая организация многочленных сложных предложений.
18. Текст как объект синтаксиса. Аспекты изучения текста.
19. Проблемы типологии текстов.
20. Сложное синтаксическое целое как единица текста (общая характеристика).
21. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Соотношение абзаца и ССЦ.
22. Средства связи в тексте и ССЦ.
23. ССЦ с цепной связью предложений.
24. ССЦ с параллельной связью предложений.
25. Период как сложная форма организации монологической речи.
26. Функционально-смысловые типы речи. Описание и его грамматические особенности.
27. Функционально-смысловые типы речи. Повествование и его грамматические особенности.
28. Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение и его грамматические особенности.
29. Общая характеристика диалогической речи. Классификации диалога.
30. Диалогическое единство и его особенности.
31. Средства связи в диалогическом единстве и диалоге.
32. Активные процессы в синтаксисе русского языка.
33. Принципы и назначение русской пунктуации.
34. Система знаков препинания в современном русском языке. Классификация пунктуационных знаков в соответствии с их функцией и степенью обязательности.
35. Синтаксис и пунктуация.
36. Историческая изменчивость пунктуации. Тенденции развития русской пунктуации.
37. Авторские знаки препинания.
38. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
39. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
40. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Зачет проходит в устной форме в виде свободной беседы по одному из вопросов.
Морфемика и словообразование (4 семестр):
- Морфемика. Структурные типы слов. Морфемная структура слова. Морфемный состав слов. Связь морфемики и словообразования. Слово и морфема (их различие). Понятие морфа, алломорфа, морфемы, варианта морфемы, классификация морфем. Непроизводные и производные слова. Материально выраженные и нулевые морфемы. Словообразовательные, формообразующие и синкретические аффиксы.
- Корневая морфема и ее основные свойства. Свободный и связанный корень. Сложения со связанными опорными компонентами.
- Префиксы. Суффиксы. Унификсы. Окончания.
- Постфиксы. Интерфиксы. Словообразовательные и словоизменительные субморфы. Аффиксоиды, конфиксы (циркумфиксы). Морфемный анализ слова.
- Исторические изменения в составе и структуре слова. Опрощение, переразложение, усложнение. Этимологический анализ слова.
- Диффузия. Аппликация. Декорреляция. Замещение. Редеривация.
- Основа слова, словоформы. Типы основ. Производное слово. Производящая база. Признаки производных основ. Словообразовательный квадрат. Понятие членимости и производности. Фразеологичность семантики производного слова.
- Словообразовательное значение, словообразовательное средство. Словообразовательная мотивация, непосредственная (опосредствованная, исходная/неисходная, единственная/неединственная.
- Словообразовательная структура словообразовательной основы, словообразовательная модель, тип. Лексическая и синтаксическая деривация. Классификация словообразовательных типов (транспозиционные). Расхождение отношений формальной и смысловой производности. Множественность мотиваций и словообразовательной структуры.
- Продуктивность типа. Продуктивные и непродуктивные аффиксы. Словообразовательная перифраза (толкование). Чересступенчатое словообразование. Словообразовательные омонимы, синонимы.
- Понятие системы синхронного словообразования. Словообразовательная цепь, парадигма, цепочка, гнездо, типы гнезд, понятие словообразовательного синтеза.
- Способы образования. Словообразовательный анализ слова. Активные процессы современного словопроизводства.
Критерии оценки на зачете и экзамене:
При семестровой аттестации студентов критериями выставления оценки на зачете выступает степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины, изученной в семестре:
– оценка 35–40 баллов выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться, проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнять практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;
– оценка 26–34 баллов выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;
– оценка 15–25 баллов выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; студент показывает осознанное усвоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;
– оценка 1–14 балловвыставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре (экзаменуемого) материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
На экзамене успеваемость студентов определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» на основе набранных баллов по следующей шкале:
– «Отлично» – от 91 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, сформированы необходимые практические навыки работы с освоенным материалом, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
– «Хорошо» – от 76 до 90 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
– «Удовлетворительно» – от 61 до 75 баллов – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но не высокого качества.
– «Неудовлетворительно» – 60 и менее баллов – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.