Структура предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда имеет радиальную структуру, послойно рас­пространяющуюся от центра.

Центром среды, ее средоточием и средообразующим факторомявляется человек, осваивающий свое предметное окружение. Этот человек зовется средовым субъек­том(или субъектом среды, или«средовым Я»). Конкретная среда с определенны­ми свойствами может существовать, только будучи освоенной его деятельностью, его сознанием, его эмоциями. Если в том же физическом пространстве находится другой человек, наделенный другим характером восприятия, другими ожидания­ми, то параметры его среды будут отличными от параметров среды первого челове­ка. С другой стороны, на месте каждого из них может оказаться и множество людей, объединенных на данный момент общими вкусами и предпочтениями. Тогда такое множество людей становится совокупным средовым субъектом,и среда для всех для них одна та же. Так, спортивный стадион — общая среда для всех болельщиков, объединенных одной страстью, но предметно-пространственная среда «высокого» кабинета оказывается совершенно разной для его хозяина и для посетителя. Вос­приятие и возможное описание среды глубоко субъективны — и это составляет одно из ее родовых свойств.

Остается вопрос: где «кончается» субъект и «начинается» среда? Проведение этой границы зависит от критериев ее определения. Для социокультурногочеловека такая граница, разумеется, не проходит по поверхности его кожи, как для человека анатомического.Проходит ли она по поверхности его одежды? Ведь одежда — это уже инструмент социальной и культурной самоидентифи­кации (вспомним, что говорилось в главе 2 о «знаковых» функциях вещи).

Вокруг средового субъекта (в том числе и совокупного субъекта, если субъектов множество) концентрируется зона его непосредственных контактов с окружени­ем, средовое ядро.Это — внешнее по отношению к его телу, но полностью осво­енное пространство, пребывание в котором доведено им до полного автоматизма. «Ядерная» структура среды практически перестает замечаться человеком. Поэто­му, хотя это и зона его ближайшего взаимодействия с миром, те предметы, кото­рые являются инструментами утилитарной деятельности и на которых — что важ­но! — в данный момент концентрируется его внимание, выпадают из средового контекста. Для занятого практической деятельностью человека среду создает все то, что воспринимается им «по касательной», — именно оно представляет для него источник средовой атмосферы, средового комфорта.



Структура предметно-пространственной среды - student2.ru

Если же удалить из среды все, что связано с обеспечением утилитарной дея­тельности, или переместить это в разряд незадействованного человеком фона, то тогда она вся целиком станет представлять для него средовой контекстсу­ществования. Но как только его внимание из этой «размытой» в ощущении среды вновь выхватит какой-либо определенный, дискретно воспринимаемый объект и сфокусируется на нем, тот начинает переживаться им внеконтексту-ально, средой же останется все остальное освоенное фоновое окружение. То, что для субъекта практически важно, оценивается слишком рационально, но то, что его сознание игнорирует, что «отдается на откуп» эмоции, рефлексии, ощущению,то и составляет ткань его предметно-пространственной среды.

По мере все большего удаления и отчуждения от средового субъекта располага­ются ее периферийные слои. Средовая «периферия»продолжается до тех пор, пока уже не перестает быть средою данного субъекта, а плавно перетекает в не­освоенное им предметное окружение. Окончательная граница среды определяет­ся средовым субъектом по ощущению как граница данного «места». Место— это не географический локус и не реально обозримое пространство, это — интуитив­ное переживание человеком определенной части неохватного окружения как «сво­его», видимого внутренним взором.

Структура предметно-пространственной среды - student2.ru

Например, в р о д н о м г о р о д е у человека м о ж е т б ы т ь м н о г о изолированных друг от друга территорий, с к о т о р ы м и у него связаны эмоциональные пережива­ния или которые б ы л и им х о р о ш о о с в о е н ы в процессе жизни (он жил там или там жили его друзья, он там работал, учился и т. д.). М е ж д у этими участ­ками п р о л е г а ю т неосвоенные, ч у ж и е для н е г о пространства, а знакомые свя­зываются в несуществующий на реальной городской карте, но освоенный им архипелаг. Такое, ж и в у щ е е лишь в его воображении, предметно-простран­ственное образование — и есть тот город, который этот человек с п о л н ы м правом может назвать «своим». Это и есть его «место» в реальном городе: границы его расплывчаты, зато субъективное переживание а т м о с ф е р ы « с в о его» г о р о д а вполне определенно, эмоционально н а с ы щ е н о и уникально.

Итак, структура предметно-пространственной среды выстраивается концентри­ческими кругами, плавно переходящими друг в друга и меняющими свои свой­ства по мере не только пространственного, но и эмоционального удаления от ос­воившего среду человека:

• средовой субъект (в том числе совокупный);

• средовое ядро;

• средовая периферия;

• граница «места»;

• неосвоенное предметное окружение.

Наши рекомендации