ФОРМИРОВАНИЕ предметно-пространственной среды

— процесс проектирования и реализации предметно-пространствен­ной среды с вычленением комплексного объекта (жилище, цех, офис, предприятие и пр.) как средового образования, а также его результат. Предполагает определение функциональных зон. проекти­рование оборудования, визуальных коммуникаций, обеспечивающих оптимальное протекание функций в среде, построение логически взаимосвязанной структуры среды, отражающей структуру жизне­деятельности. Задача создания единства и гармонии элементов сре­ды дает наиболее высокий качественный результат при средовом подходе.

Выразительность форм объектов предметно-пространственной среды достигается следующими факторами:

- их собственными свойствами (вид, величина, масса, цвет, плотность)

- их пространственными связями (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие)

- способы и средства изображения, взаимодействующие с поверхностью (динамичность, объем, фактура, цветовое покрытие)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ зона

— часть средового пространства (города, села, производственного комплекса, жилья и пр.), а также часть пульта управления, станка и пр., предназначенная для выполнения одного или группы функци­ональных процессов и оборудованная в соответствии с ее назначе­нием. Ф.з. может занимать отдельное пространство; иногда в преде­лах одного пространства совмещаются несколько Ф.з.; возможно также и пространственное наложение Ф.з. при временном разведении функций. Предметно-пространственная организация Ф.з. — один из основных объектов дизайна. Проектируются способы их ограниче­ния, связи с окружающим пространством и другими Ф.з., оборудова­ние орудия функционального процесса и т.п. Ф.з. производства, общественных зданий, жилья принадлежит к комплексным объек­там дизайна, и для оптимального решения ее предметно-пространст­венной среды необходим учет многих факторов — функциональных, конструктивных, эргономических, экономических, социокультурных и пр.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ сфера

— организационное объединение типов деятельности по принципу их общей функциональной направленности (например, сферы медицин­ского, торгового, коммунального или бытового обслуживания, сфе­ра управления, сфера производства и пр.). Внутри Ф. с. могут выде­ляться сложные объекты, проектирование предметно-пространствен­ной среды которых должно учитывать, с одной стороны, общие для Ф. с. специфические черты, с другой - членение каждого объекта на функциональные зоны, где ведущая функция может иметь иной ха­рактер, чем вся Ф.с. в целом (административный корпус завода, по­ликлиника в здании офиса и пр.). Объекты проектирования, состав­ляющие Ф. с., — производственные и конторские помещения, магази­ны, больницы и пр.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ комфорт

— оптимальное функциональное состояние человека, возникающая в случае, когда достигается соответствие средств и условий труда или свойств потребляемых изделий функциональным возможностям активно работающего человека. При Ф.к. у человека формируется положительное отношение к деятельности, выражающееся в удовлет­ворении процессом и условиями труда, его результатами, техничес­кими характеристиками и эстетическими свойствами изделия. Поло­жительное отношение к деятельности обусловливает адекватную мо­билизацию психофизиологических процессов, нервных и психических функций человека. Для Ф.к. характерным является сочетание высо­кой эффективности деятельности с ее низкими нервно-психическими затратами (психофизиологической ценой), что отдаляет утомле­ние и способствует длительной высокоэффективной работоспособ­ности без ущерба для здоровья человека. Состояние Ф. к, может быть выделено с помощью комплекса объективных психофизиоло­гических параметров и статистических показателей, определяемых экспериментально. Оно может рассматриваться в качестве обобщен­ного критерия оптимизации технических устройств при их эргоно­мическом проектировании. Критерий Ф. к. используется также при сравнительной эргономической оценке изделий одного класса.

К О М П О З И Ц И Я

КОМБИНАТОРИКА

— один из методов формообразования в дизайне, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объек­тов дизайна из типизированных элементов. Специфика К. близка природному формообразованию, дает возможность наиболее эконо­мично использовать элементы конструкций и имеет прямое отноше­ние к унифицированному массовому производству. К. широко используется при автоматизации проектирования.

Композиция

— (от лат. composition- составление, соединение)- пространственная организация элементов вещи как результат формообразующей деятельности. Композиционное формообразование подразумевает организацию формы изнутри, структурирование мате­риала объекта проектирования. Оперируя в процессе компоновки классическими средствами К., дизайнер осмысляет их с точки зре­ния композиционного формообразования и представления о живой и многообразной включенности вещи в человеческую жизнедеятельность и контекст современной индустриальной культуры. При эсте­тической оценке готового изделия К. анализируется с точки зрения логической завершенности и художественной целостности формы в контексте определенного замысла дизайнера и включенности в сис­тему культуры.

Основные виды композиции -фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Фронтальная –композиционная связь элементов, расположенных на плоскости в двух координатах - вертикали и горизонтали. Условия фронтальности плоской поверхности:

— фронтальность в зависимости от соотношения между высотой и шириной;

— фронтальность в зависимости от формы силуэта;

— фронтальность в зависимости от характера основных членений;

— фронтальность в зависимости от расположения элементов по глубине;

— фронтальность в зависимости от соотношения фактуры, цвета и освещенности

Совокупность всех элементов фронтальной композиции может образовывать гладкую поверхность или создавать переходное состояние между плоской и объемной композициями. В этом случае говорят о рельефе. Рельеф – выпуклое изображение на плоскости.

Объемная –трехмерная форма с относительно равными измерениями по всем трем координатам. Условия объемности формы:

— зависимость объемности формы от измерения по трем координатам

— зависимость объемности формы от вида поверхности

— зависимость объемности формы от положения по отношению к зрителю

— зависимость объемности формы от освещения

— зависимость объемности формы от характера ее членений

Глубинно-пространственная композиция –размещение элементов (форм, объемов) в пространстве по трем координатам. Условия построения глубинности пространства:

-зависимость глубинности пространства от протяженностей по основным координатам (ширина и глубина)

-зависимость глубинности пространства от величины форм

-зависимость глубинности пространства от его членений

Пространство может организовываться двумя способами:

- внутри границ, образованных объектами (закрытое пространство)

- вокруг объектов (открытое пространство)

Основные типы композиции:

- сюжетно-изобразительная композиция строится на “реальных” персонажах, отношения и действия которых взаимно обусловлены.

- декоративно-тематическая композиция строится на определенном сюжете, который подчиняется декоративным целям, строится и оформляется при помощи выразительных графических и объемных средств. Такая композиция обычно гармонично связана с архитектурными формами или с другими произведениями декоративного искусства.

- композиция предметных форм(натюрморт) строится на основе реальных предметов. Композиция предметов, которые собранны вместе, влияют друг на друга, изменяют друг друга, образуют ритмический строй, цветовой колорит и общий образ силуэта.

- формальная композиция(неизобразительная) строится на основе линий и пятен, которая выражает логику композиционного пространства не существующего в реальности и не имеющего рационально-практической значимости. Содержание композиции – формально и условно. Основные принципы построения формальной композиции:

- композиционная активность и ее направленность

- силовые линии и силовое поле

- иллюзорная пространственная связь

- положительное и отрицательное пространство

- эмоциональный стимул и эмоциональный резонанс

Основные категории композиции:

-тектоничность формы и композиции (греч. ktonikos –относящийся к строению)- зримое отражение в форме работы конструкции и организации материала, соотношение масс изделия, выделение несущих и несомых, тяжелых и легких, ос­новных и производных элементов формы;

- объемно-пространственная структура формы и композиции– это эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством

Основные свойства и качества композиции:

-гармоничная целостность и образность формы и композиции- выделение главного композиционного центра и соподчинение ему второстепенных элементов формы. Главный смысловой элемент является центром композиции, форма и место которого может быть любым. Целостность формы обеспечивается: пропорциональность, масштабностью, цветофактурным единством, общность форм всех элементов. Гармоническая целостность формы возникает лишь в результате особого соподчинениячастей целого.

- композиционное равновесие формы и композиции.Равновесие – состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Равновесие может быть устойчивым или отличаться внутренней динамикой. Равновесие зависит от распределения основных масс композиции относительно центра.

- симметричность и асимметричность формы и композиции. Симметрия (зеркальная, осевая, переноса, винтовая) — адекватное расположение элементов формы по отношению к прямой линии (ось симметрии), плоскости (плоскость симметрии) или вертикальной оси, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности формы. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии. Дисимметрия – неточное сходство повторяемых элементов, оставляя при этом симметричность общей формы.

- статичность и динамичность формы и композиции. Динамичность – явно и очень активно выражено одностороннее направленность движения формы. Отношения, построенные на равенстве или нюансе величин формы по трем координатам пространства, создают относительную статичность.

Классические средства композиции:

-пропорции и пропорционирование — соразмерность, упорядоченное соотношение элементов формы; “Золотое сечение” – гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку ( А/В = В/С, где А – меньший отрезок, В – больший отрезок, а С = А + В). В = 1,618А. А=0,618В. Число 1,618 –“коэффициент золотого сечения”. “Динамический ряд прямоугольников” – это иррациональные отношения V2, V3, V4, V5 и т.д. “Ряд Фибоначчи” – каждое последующее число равно сумме двух предыдущих 1-2-3-5-8-13 и т.д.

-масштаб и масштабность - установленное мерило формы или ее элементов с точки зрения отношения их величин друг к другу, к че­ловеку или окружающему пространству. ”Человек есть мера всех вечей”.

-ритмический повтор — определенная по­следовательность чередования форм, цвета, элементов формы, ко­торая носит повторяющийся характер во времени и пространстве. Ритм может строиться по арифметической (1 3 5 7 9 и т.д.) и геометрической (1 3 9 27 81 и т.д.) прогрессии, квадратным соотношениям (2 4 16 256 и т.д.) и по гармоническим прогрессиям (затухающая синусоида: 1/2 1/3 1/7 и т.д.).

- метрический повтор – повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Это частный случай ритма. Примером метрического повтора служит линейный орнамент из простых элементов.

- нюанс — при едва заметных переходах формы и цвета, имеются незначительные различия.

-тождество — повтор одинаковой формы или ее элементов. Тождество часто является основой ритмического построе­ния и создают множество, образуя фон.

- контраст — резко выраженное различие формы и цвета, сочетание противоположных характеристик (высокий и низкий, линия и пятно, темный и светлый и т.д.).

- пластичность формы - особенность объемно-пространственной структуры формы, ее рельефность, светотеневая характеристика, форма перехода образующих поверхностей и линий.

КОМПОНОВКА

— процесс поиска оптимальных соотношений различных элементов формы и пространственного объединения их в единое целое, а также результат этого процесса. Важнейшая составная часть процесса фор­мообразования в дизайне.

СТИЛИЗАЦИЯ в дизайне

1) сознательное употребление дизайнером признаков того или иного стиля при проектировании изделий (часто используется в стайлинге); 2) прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в области ее декора; 3) создание условной декоративной формы путем подража­ния внешним формам природы или характерных предметов. Основ­ная операция С. — формализация пластических мотивов, их упроще­ние или усложнение в целях достижения общего смыслового или де­коративного акцента.

Ц В Е Т О В Е Д Е Н И Е

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ цвета— получение заданного цвета в определенном материале. Важный этап производства материалов и изделий, проработки дизайнерских проектов, макетирования и т.д.

Нормирование цвета — установление требований к цвету материала в нормативно-технической документации в виде цветовых характе­ристик и контрольных образцов цвета.

Стандартизация цвета - установление нормируемых характеристик цвета и величин их допустимых отклонений для материалов и неко­торых объектов визуальной коммуникации, а также нормирование условий измерения и контроля цвета, фиксируемое в стандартах и нормативно-технической документации на отраслевом, государст­венном или международном уровне. Допуск на цвет (допустимые отклонения цвета) — предельные от­клонения цвета при воспроизведении в материале, устанавливаемые несколькими образцами цвета или числовыми значениями цветовых характеристик.

В практике для В. ц. применяются: атлас цветов — набор карт с образцами цветов, подобранными, расположенными и обозначен­ными в соответствии с определенной цветовой системой; гармони-затор цвета — набор рекомендуемых сочетаний цветов (по два или по три), выстроенных по определенной системе их соотношений;

картотека (карта, каталог, регистр, шкала) цветов — набор образцов цветов, воспроизведенных в определенных видах материалов.

Цвет

Цвет - ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Цвет - свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Цвет (от лат. "color" - "цвет") - один из основных средств изобразительного искусства, который в единстве со светлотою передает материальные свойства, (качества) предметного мира.

Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной Ц. "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.

ЦВЕТ

— оцениваемое глазом свойство материальных объектов, обусловленное их способностью избирательно отражать (пропускать) световые волны определенной длины и воспринимаемое как определенное зрительное ощущение. Описывается наименованием (крас­ный, желтый, синий и пр.] или характеристиками. Ц. — важнейшее качество формы, образное средство проектирования, организации среды, эмоционально-психологический язык формы. Цветовое ре­шение часто является определяющим при оценке уровня качества продукции. Ц. особенно важен для знаковых аспектов проектиро­вания, поскольку с ним связано множество культурно-символичес­ких смыслов. Характеристики Ц. — качественные и количественные определения.

Ц. подразделяются на субъективные — психологические, т.е. опре­деляемые в процессе восприятия, и объективные — психометриче­ские и психофизиологические. К первым относятся:

цветовой тон —качество Ц., которое отличает один Ц. от друго (синий от красного и т.п.);

светлота - светотеневая характеристика Ц.;

насыщенность — свойство Ц.изменять свое цветовое содержание от смешения с ахроматической гаммой.Различают три вида насыщенности: смешение с белой краской-»разбеление цвета», смешение с серой краской - «потускнение», смешение с черной краской- «затухание цвета».

ЦВЕТОВАЯ АДАПТАЦИЯ

Адаптация - это приспособление глаза к силе света, темноте и цвету, в основе которого лежит изменение чувства зрения. Световая адаптация - это понижение чувствительности глаза при световом раздражении.

Темновая адаптация - это повышение чувствительности глаза в темноте.

Адаптация цветовая - это понижение чувствительности глаза к цветовым раздражителям в результате их воздействия на глаз. Приспособление глаза к различным уровням яркости цвета.

ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ

Ассоциация - (лат. associatio - соединение, присоединение, объединение) - мысленная связь, возникающая между двумя или более восприятиями, представлениями, понятиями или образами на основе какого-либо признака, сходства или подобия.

Ассоциация выражается в том, что появление одного из процессов вызывает появление другого или других психических процессов.

Ассоциации цветовые - закономерная связь между цветовыми ощущениями и связанными с ними воспоминаниями, эмоциями, образами и психическими состояниями.

Ассоциации цветовые бывают: физические (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные), эмоциональные (позитивные, негативные, нейтральные) и т.д.

Сладкий Горький Теплый Холодный Энергичный Спокойный Звонкий Тихий

ЦВЕТА АХРОМАТИЧЕСКИЕ

- цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте.

Гамма цветовая

Гамма (греч. "gamma") цветовая - совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи, с учетом характера их психофизиологического воздействия выделяют: теплую, холодную, нейтральную и т.д.

Теплая

Нейтральная

Холодная

Цветовая динамика

- это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета.

Цветовая доминанта

(от лат. "преобладание", "господствование") цветовая - это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией.

Цвета дополнительные

- такие два цвета, которые в оптическом смешении преопределенных количественных отношениях дают ахроматический цвет.

Дополнительные цвета - цвета, которые при оптическом смешивании, "дополняя" друг друга, взаимно уничтожаются, и создают один белый цвет. Нельзя путать дополнительный цвет с дополнительной краской (комплиментарным цветом), добавление которой к вторичному цвету CMYK "загрязняет" его приводя к нейтральности, правильнее эту краску называть рисующей. Здесь мы говорим о психологическом восприятии цвета и в частности о восприятии дополнительных цветов. Расположенные рядом, дополнительные цвета создают максимальный контраст, усиливая зрительное воздействие друг друга, например: красный и голубой, синий и желтый, зеленый и фиолетовый

Наружное кольцо - цвет и соответствующие каждому цвету дополнительные цвета- внутренний круг.

Это свойство объясняется противоположными эмоциональными реакциями, вызываемыми качествами тепло-холодности тонов [в каждой из приведенных пар один цвет "теплый," другой "холодный"]. Контраст, вызываемый одновременным восприятием дополнительных цветов, называется одновременным контрастом. Другая его разновидность - последовательный контраст: если мы долго будем смотреть на красное, а затем переведем взгляд на белый фон, то вместо белого увидим слабый голубой. "Остаточное" явление свидетельствует о силе воздействия дополнительных цветов. На этой особенности фактически основывается искусство цветокоррекции. Впервые в качестве принципа, использование дополнительных цветов провозглашено французскими импрессионистами, а затем неоимпрессионистами. Гармония дополнительных цветов составляет основу колористики.

Следующее изображение иллюстрирует, как влияет последовательный контраст цветов изображения на нейтральный цвет (цвет тротуарной плитки здесь L=82, a=0, b=0 - тот же у серого поля- но плитка воспринимается с голубоватым оттенком):

Мозг придумывает несуществующие оттенки дополнительных цветов.

Это симпатичное изображение не понравилось заказчику: - он заменил фон на зеленый - и "мех стал синить": примерно так :-Да шапка испорчена - она действительно синит и виноват в этом хроматический контраст.

В то же время глаз начинает приближать существующие цвета к привычным ему памятным цветам (происходит хроматическая адаптация восприятия). Посмотрите на "кривое" изображение минут пять (необходимости приводить такое здесь нет - у каждого найдется не один десяток, например в собраниях клипартов) и оно уже не плохо выглядит, и цвета вроде как выправились и посторонний оттенок не заметен. Поэтому при проведении коррекции важно периодически отвлекаться от экрана - например поставить световой стол за спиной. По этой же причине на экране и на стене за ним, не должно быть цветовых пятен - в идеале окружение рабочего места должно быть серым (МКО рекомендует 20%-й серый - L*=80, a*=0, b*=0).

Влияние цвета окружения на телесный цвет очень велико и необходимо обязательно учитывать колорит всего изображения. В связи с этим в художественную практику введен термин - "Карнация" для цвета тела натуры в взаимосвязи с колоритом всего изображения, как нельзя лучше карнацию иллюстрирует следующее изображение:

Здесь изменяется только цвет фона, но Ваш глаз "изменяет" и карнацию.

Колориметрические значения зеленого здесь имеют одинаковые цифры.

Дополнительный цвет привносится в разной степени в зависимости от расположения цветовых пятен [сюжета], поэтому каких-либо универсальных советов по использованию в практике цветокоррекции дополнительных цветов не существует. Каждое изображение индивидуально. Следующий пример иллюстрирует взаимовлияние цветов разных по светосиле:

Голубой цвет на левом рисунке кажется чище, чем на правом - не смотря на то, что имеет те же цифровые значения, что и на правом рисунке. Сравните левую и правую колонку :

Зачастую, что бы усилить один цвет и ослабить другой стоит корректировать не сам цвет, а его окружение. В более контрастном изображении цвета воспринимаются как более чистыми.

Цветовой колорит

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа.

Цветовой контраст

Контраст (франц. contraste - резко выраженная противоположность) в психологии, субъективное преувеличение различий воспринимаемых объектов или отдельных участков поля зрения при их пространственной ("одновременный К.") или временной ("последовательный К.") смежности в восприятии. Так, чёрный цвет рядом с белым выглядит ещё чернее. К. может проявляться также в изменении цвета: серый квадрат на красном фоне кажется зелено-голубым, на синем - оранжевым. Наиболее резко контрастный цвет выражен на границе двух областей ("краевой К."). Противоположностью К. выступает явление ассимиляции. Явление К. широко применяется в различных видах искусства и литературе.Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, М., 1950; Теплов Б. М., Взаимодействие одновременных световых ощущений, в кн.: Зрительные ощущения и восприятия, М.- Л., 1935.

Цветовой нюанс

Нюанс (франц. "nuance" - "оттенок", "переход") - тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

Одновременный контраст

Одновременный контраст - изменение цвета под влиянием окружающих цветов.

Наши рекомендации