Предметно-пространственной среды

При реализации основной общеобразовательной программы МДОУ отмечается большая роль предметно-развивающей среды в развитии и обучении детей раннего и дошкольного возраста. Под термином предмет­но-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого­педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [Словарь терминов под ред. Н. Ф. Виноградовой].

Цель созда­ния предметно-развивающей средыв дошкольном образовательном уч­реждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

Основными элементами предметно-пространственной составляющей являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объ­екты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащённые тематическими набо­рами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информаци­онные средства воспитания и обучения и др.

В состав предметно-игрового компонента входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игро­вые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязыва­ются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-развивающая среда в ДОО выполняет образователь­ную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творче­ских проявлений ребёнка, иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и разви­вающаяся система). Окружающий предметный мир необходимо пополнять, обновлять в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.

Среда обеспечивает:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала про­странства дошкольной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития де­тей в разных видах детской деятельности;
  • охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей (в том чис­ле младенческого, раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможности для уединения;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в кото­рых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей младенческого, раннего и до­школьного возрастов.

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации образовательных областей «Социально-коммуника­тивное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» подготовлено определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников, предусмотреть реализацию принципа интегра­ции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобра­зительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной.

При создании предметно-пространственной развивающей среды придерживались следующих принципов.

Насыщенностьсреды соответствует содержанию Програм­мы, в том числе при реализации комплексно-тематического принципа её построения (ориентирована на примерный календарь праздников, тематика которых отражает все направления развития ребёнка младен­ческого, раннего и дошкольного возрастов), а также возрастным особен­ностям детей (учитывая ведущий вид деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства). Образовательное пространство должно включать средства реализации Программы, игровое, спортивное, оздо­ровительное оборудование и инвентарь (в здании и на участке) для воз­можности самовыражения и реализации творческих проявлений.

Трансформируемостьпредполагает возможность менять функцио­нальную составляющую предметного пространства в зависимости от об­разовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).

Полифинкциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зави­симости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной дет­ской активности, позволяет организовать пространство группового по­мещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность»), ак­тивной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь), центр экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно­ролевых игр) и др.

Вариативность предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игро­вой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих са­мостоятельную деятельность детей.

Доступность обеспечивает свободный доступ детей к играм, игруш­кам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности. (Ис­пользуемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок могдотянуться до них без помощи взрослых.Это помогает ему быть само­стоятельным.)

Безопасностьпредполагает соответствие всех её элементов требова­ниям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не долж­но быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы долж­ны быть закрыты).

При создании предметно-пространственной развивающей среды учитывался гендерный принцип, обеспечивающий среду мате­риалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.

Материалы, игрушки и оборудование имеют сертификат ка­чества и отвечают педагогическим и эстетическим требованиям (способ­ствовать развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладать дидактическими свойствами (обучать конструированию, знакомить с цветом, формой и т. д.); приобщать к миру искусства.

Дошкольная организация имеет материалы и оборудование для полноценного развития детей в разных образовательных областях.

Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей имеется: участок при дошкольной организации со специальным оборудованием (физкультурным инвентарём, верандой и т. д.), в помещении — спортивный зал (включающий оборудование для ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания, лазанья, общеразвивающих упражнений), кабинет для медицинского осмотра (физиокабинет), изо­лятор, физкультурные центры в группах.

Для познавательного развития имеются материалы трёх типов объекты для исследования в реальном действии, образно-символиче­ский материал и нормативно-знаковый материал (например, телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструк­торы); материалы для сенсорного развития (вкладыши — формы, объ­екты для сериации и т. п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут по­знакомиться с их свойствами и научиться различным способам упоря­дочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. д.). Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий; математические мульти-разделители, цифры, магнит­ные демонстрационные плакаты для счёта; центры опытно-эксперимен­тальной деятельности, конструирования, дидактических и развиваю­щих игр, книжный уголок.

Для социально-коммуникативного развития: игровое оборудование в группах и на участках, включающее предметы оперирования (для сю­жетной игры), игрушки (персонажи и маркеры (знаки) игрового про­странства); материал для игр с правилами (включает материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие).

Для речевого развития: театрализованные, речевые и логопедиче­ские центры, центры для настольно-печатных игр, сенсорная комната.

Для художественно-эстетического развития: музыкальный зал,центр творчества в группах, специальное оборудование (доска для рисо­вания мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и строительный материал, детали конструк­торов, бумага разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы и др.).

Дошкольная организация оснащена оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках. В группах находиться игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального разви­тия, для творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физическо­го, речевого, познавательного развития; игры, способствующие разви­тию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.

Предметно-пространственная развивающая среда соответ­ствоует возрастным периодам развития ребёнка дошкольного возраста.

От 3 до 8 лет

Предметно-пространственная развивающая среда для детей от 3 до 8 лет в дошкольной организации обеспечивает реализацию веду­щего вида деятельности — игры. Материально-техническое обеспечение предметной среды в группах детей дошкольного возраста включает:

  • игровой центр (игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых, режис­сёрских игр: наборы образных (объёмных и плоскостных) игрушек не­большого размера (человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда));
  • литературный центр (сказки, рассказы, былины, детские журна­лы, иллюстрации и т. д.);
  • центр речевого творчества (игры, оборудование для развития речи и подготовки к обучению грамоте);
  • центр театра (различные вида театра, уголок ряжения и т. д.); центр экспериментирования (предметы и оборудование для прове­дения экспериментирования и элементарных опытов);
  • центр природы (растения, предметы для ухода за растениями, ка­лендарь погоды, наблюдений, картинки с изображениями природы в разные временные периоды);
  • центр конструирования (игры и материалы для строительно-кон­структивных игр);
  • центр математики (игры и игрушки математической направленно­сти);
  • центр изобразительного искусства (предметы, оборудование, мате­риалы для развития изобразительного творчества дошкольников);
  • центр физической культуры (спортивный уголок, материалы для игр); центр детского творчества (бросовый материал для создания пред­метов, атрибутов для игры, подарков для малышей и т. д.);
  • центр трудовой деятельности (материалы для обучения детей при­готовлению блюд, починке одежды, стирке и т. д.).
  • центр национально – патриотического воспитания.

Оснащение указанных центров можно представить следующим обра­зом.

Предметы материальной культуры:

  • натуральные объекты (объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты));
  • объёмные изображения (чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др.);
  • плоскостная наглядность (картины (серии картин), книжная гра­фика, предметные картинки, фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и пр.); графические модели (графики, схе­мы и т. п.); магнитные плакаты);
  • художественные средства (произведения искусства и иные дости­жения культуры: произведения живописи, архитектуры, скульптуры (репродукции), музыки, предметы декоративно-прикладного искусства; детская художественная литература (в том числе справочная, познава­тельная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников); про­изведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.);
  • игрушки (сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изо­бражающие людей и животных, транспортные средства, посуда, ме­бель и др.; дидактические игрушки: народные игрушки (матрёшки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры; игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игруш­ки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; наборы фокусов;спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации дви­жений (волчки, серсо, мячи, обручи); содействующие развитию навы­ков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, вело­сипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки); предназначенные для коллективных игр (настольные: баскетбол, хоккей, пинг-понг); музы­кальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармош­ки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.); сюжетные игруш­ки с музыкальным устройством; наборы колокольчиков, бубенчиков; театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафо­рия, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.; технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и др.; строительные и конструктивные материалы: наборы строительных ма­териалов, конструкторы, в том числе конструкторы нового поколения:«Лего», «Квадро», «Акваплэй» и др., лёгкий модульный материал; игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), при­родных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина));
  • экспериментальные наборы для практических работ по ознакомле­нию с окружающим миром и наборы для детского творчества;
  • разнообразные развивающие игры и игровые пособия («Логико-ма- лыш» и др.);
  • образовательный (раздаточный) материал, рабочие тетради на пе­чатной основе, атласы.

Технические средства:

  • технические устройства (аппаратура): технические устройства экранной статической проекции (проекционные аппараты); звуковая аппаратура (аудиотехника); экранно-звуковая аппаратура: кинопро­екционная аппаратура (кинокамера, кинопроектор), телевизор, виде­оаппаратура (видеомагнитофон, видеокамера, видеопроигрыватель дисков), мультимедиа-компьютеры; вспомогательные технические средства: экраны, плазменные панели, электронные доски, периферий­ные устройства (монитор, клавиатура, манипуляторы, принтер, плот­тер, сканер, звуковые колонки и др.), цифровой фотоаппарат, лазерная указка и др.;
  • дидактические носители информации (экранные: статические (диапозитивы, диафильмы, транспаранты (кодопособия), эпиобъек­ты); динамические: немое кино, неозвученные анимационные фильмы; звуковые: магнитофонная запись, радиопередачи, цифровая запись; экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные ди­афильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи, учебное кино (кинопо­собия)).

Средства методического обеспечения:

  • электронные учебно-методические комплексы, содержащие раз­нообразный образовательный материал, необходимый для реализации Программы;
  • мультимедийные презентации; развивающие компьютер­ные игры и электронные наглядные средства обучения;
  • слайд-альбомы; учебное видео и обучающие телепрограммы;
  • видео и фотоматериалы с элементами анимации; пакеты прикладных программ по различным об­разовательным областям;
  • учебные пособия и другие тексты (первоисточ­ники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.);
  • методические разработки (рекомендации).
  • Слайд-альбомы по тематике «Моя малая Родина Татарстан», «Изучаеи татарский язык»

Наши рекомендации