Структура предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда имеет радиальную структуру, послойно распространяющуюся от центра.
Центром среды, ее средоточием и средообразующим факторомявляется человек, осваивающий свое предметное окружение. Этот человек зовется средовым субъектом(или субъектом среды, или«средовым Я»). Конкретная среда с определенными свойствами может существовать, только будучи освоенной его деятельностью, его сознанием, его эмоциями. Если в том же физическом пространстве находится другой человек, наделенный другим характером восприятия, другими ожиданиями, то параметры его среды будут отличными от параметров среды первого человека. С другой стороны, на месте каждого из них может оказаться и множество людей, объединенных на данный момент общими вкусами и предпочтениями. Тогда такое множество людей становится совокупным средовым субъектом,и среда для всех для них одна та же. Так, спортивный стадион — общая среда для всех болельщиков, объединенных одной страстью, но предметно-пространственная среда «высокого» кабинета оказывается совершенно разной для его хозяина и для посетителя. Восприятие и возможное описание среды глубоко субъективны — и это составляет одно из ее родовых свойств.
Остается вопрос: где «кончается» субъект и «начинается» среда? Проведение этой границы зависит от критериев ее определения. Для социокультурногочеловека такая граница, разумеется, не проходит по поверхности его кожи, как для человека анатомического.Проходит ли она по поверхности его одежды? Ведь одежда — это уже инструмент социальной и культурной самоидентификации (вспомним, что говорилось в главе 2 о «знаковых» функциях вещи).
Вокруг средового субъекта (в том числе и совокупного субъекта, если субъектов множество) концентрируется зона его непосредственных контактов с окружением, средовое ядро.Это — внешнее по отношению к его телу, но полностью освоенное пространство, пребывание в котором доведено им до полного автоматизма. «Ядерная» структура среды практически перестает замечаться человеком. Поэтому, хотя это и зона его ближайшего взаимодействия с миром, те предметы, которые являются инструментами утилитарной деятельности и на которых — что важно! — в данный момент концентрируется его внимание, выпадают из средового контекста. Для занятого практической деятельностью человека среду создает все то, что воспринимается им «по касательной», — именно оно представляет для него источник средовой атмосферы, средового комфорта.
Если же удалить из среды все, что связано с обеспечением утилитарной деятельности, или переместить это в разряд незадействованного человеком фона, то тогда она вся целиком станет представлять для него средовой контекстсуществования. Но как только его внимание из этой «размытой» в ощущении среды вновь выхватит какой-либо определенный, дискретно воспринимаемый объект и сфокусируется на нем, тот начинает переживаться им внеконтексту-ально, средой же останется все остальное освоенное фоновое окружение. То, что для субъекта практически важно, оценивается слишком рационально, но то, что его сознание игнорирует, что «отдается на откуп» эмоции, рефлексии, ощущению,то и составляет ткань его предметно-пространственной среды.
По мере все большего удаления и отчуждения от средового субъекта располагаются ее периферийные слои. Средовая «периферия»продолжается до тех пор, пока уже не перестает быть средою данного субъекта, а плавно перетекает в неосвоенное им предметное окружение. Окончательная граница среды определяется средовым субъектом по ощущению как граница данного «места». Место— это не географический локус и не реально обозримое пространство, это — интуитивное переживание человеком определенной части неохватного окружения как «своего», видимого внутренним взором.
Например, в р о д н о м г о р о д е у человека м о ж е т б ы т ь м н о г о изолированных друг от друга территорий, с к о т о р ы м и у него связаны эмоциональные переживания или которые б ы л и им х о р о ш о о с в о е н ы в процессе жизни (он жил там или там жили его друзья, он там работал, учился и т. д.). М е ж д у этими участками п р о л е г а ю т неосвоенные, ч у ж и е для н е г о пространства, а знакомые связываются в несуществующий на реальной городской карте, но освоенный им архипелаг. Такое, ж и в у щ е е лишь в его воображении, предметно-пространственное образование — и есть тот город, который этот человек с п о л н ы м правом может назвать «своим». Это и есть его «место» в реальном городе: границы его расплывчаты, зато субъективное переживание а т м о с ф е р ы « с в о его» г о р о д а вполне определенно, эмоционально н а с ы щ е н о и уникально.
Итак, структура предметно-пространственной среды выстраивается концентрическими кругами, плавно переходящими друг в друга и меняющими свои свойства по мере не только пространственного, но и эмоционального удаления от освоившего среду человека:
• средовой субъект (в том числе совокупный);
• средовое ядро;
• средовая периферия;
• граница «места»;
• неосвоенное предметное окружение.