Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, освоение технико-тактических умений теннисиста.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
Планы практических занятий
III курс, 5 семестр
Практическое занятие №1
Стойки и перемещения
План:
1. Стойки волейболиста.
2. Перемещения волейболиста.
3. Упражнения для развития быстроты и ловкости.
4. Игры, подготовительные к волейболу.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.: 2,4,14.
Вопросы для самоконтроля:
- Из какой стойки выполняется:
а) атакующий удар;
б) прием подачи;
в) прием нападающего удара.
2. Чем характеризуются устойчивая и неустойчивая стойки?
3. Чем характеризуются перемещения бегом и шагом?
4. Назовите известные Вам упражнения для развития быстроты.
Задания для самостоятельной работы
1. Подбор и выполнение упражнений для развития быстроты, ловкости.
2. Тестовое задание: бег 6 X 5 – определение быстроты передвижения.
Практическое занятие №2
Передачи мяча сверху двумя руками
План:
1. Перемещения двойным и приставным шагом в чередовании с остановками и принятием стойки.
2. Упражнения для развития силы мышц плечевого пояса и кистей рук для выполнения передач сверху.
3. Имитация передачи на месте и после передвижения.
4. Расположение кистей и пальцев рук на мяче.
5. Передачи с собственного набрасывания и набрасывания партнера.
6. Передачи над собой.
7. Передачи в стену.
8. Передачи в парах.
9. Учебная игра.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.:14,15,19.
Вопросы для самоконтроля:
1. От чего зависит скорость и траектория полета мяча?
2. Чем характеризуется ударное движение при передаче?
Задания для самостоятельной работы:
1. Принятие И.П. для выполнения передачи сверху.
2. Имитация встречного движения рук к мячу (многократно)
Практическое занятие №3
Передачи мяча снизу двумя руками
План:
1. Перемещения: сочетание приставных шагов боком, спиной и лицом вперед.
2. Упражнения для развития силы мышц плечевого пояса.
3. Передачи сверху в тройках.
4. И.П. для выполнения передач снизу.
5. Имитация передач снизу на месте и после передвижения.
6. Передачи с набрасывания партнера.
7. Учебная игра.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.:14,15,19.
Вопросы для самоконтроля:
1) Из какой стойки удобнее выполнять передачу снизу двумя руками?
2) Отчего зависит траектория полета мяча при передаче снизу?
Задания для самостоятельной работы:
1. Принятие И.П. для передачи снизу двумя руками (многократно)
2. Имитация передачи снизу двумя руками (многократно)
Практическое занятие №4
Чередование передач мяча снизу и сверху двумя руками
План:
1. Перемещения: сочетание перемещений и передач сверху и снизу.
2. Передачи сверху во встречных колоннах.
3. Передачи снизу в парах.
4. Передачи снизу в стену.
5. Сочетание передач сверху и снизу.
6. Учебная игра.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.:20,23,30.
Вопросы для самоконтроля:
- Какие физические качества необходимо развивать при обучении передачам снизу двумя руками?
- Каков алгоритм обучения передачам снизу двумя руками?
- Определите последовательность выполнения упражнений по технике.
- Какие методы необходимо использовать при обучении передачам снизу двумя руками?
Задания для самостоятельной работы
- Выполнение упражнений, способствующих развитию специальных физических качеств.
- Подобрать 10-12 упражнений для обучения передачам снизу двумя руками.
- Составить картотеку игр, по обучению передаче снизу двумя руками.
Практическое занятие №5
Прием мяча
План:
1. Перемещения: сочетание перемещений и передач сверху и снизу.
2. Передачи сверху через сетку.
3. Передачи снизу через сетку.
4. Прием мяча через сетку с набрасывания партнера.
5. Прием мяча после удара в стену 1 рукой.
6. Учебная игра.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.:14,15,19.
Вопросы для самоконтроля:
1. От чего зависит точность доводки при приеме мяча?
2. В какой стойке выполняется прием мяча?
Задания для самостоятельной работы:
1) Отработать прием мяча после удара в стену с собственного набрасывания.
Практическое занятие №6
Подачи мяча (нижние)
План:
- Перемещения: скрестные шаги с остановкой и движением в обратном направлении «челнок».
- Упражнения для развития силы мышц рук.
- Передачи в зонах 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 5-3-2, 1-3-4, 1-3-2 сверху и снизу.
- Нижняя прямая подача.
- Нижняя боковая подача.
- Прием мяча с подачи.
7. Учебная игра.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.:14,15,19.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем обусловлена точность подачи?
2. На каком уровне должна быть точка удара по мячу?
Задания для самостоятельной работы:
- Подбор и выполнение упражнений для развития силы мышц плеча и спины.
- Имитация удара по мячу.
- Подачи в стену (постепенно увеличивая расстояние до 10 м).
Практическое занятие №7
Подачи мяча (верхние)
План:
1. Перемещения: сочетание перемещений с передачей мяча двумя руками сверху и приемом двумя руками снизу.
2. Упражнения для развития мышц плечевого пояса и спины.
3. Передачи сверху и снизу в чередовании на месте и после перемещений.
4. Верхняя прямая подача.
5. Верхняя боковая подача.
6. Прием мяча после верхних подач.
7. Учебная игра.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.:14,15,19.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какая нога должна быть впереди при выполнении подачи (для правши и левши)?
2. На какую высоту должен быть подброшен мяч?
3. Как определить правильность подброса мяча при подаче?
Задания для самостоятельной работы:
1. Подбор и выполнение упражнений с резиновым амортизатором для развития скоростно-силовых качеств.
2. Имитация верхней прямой подачи.
3. Подачи в стену (постепенно увеличивая расстояние до 10 м).
Практическое занятие №8