Эпос и Эпическое мышление. Эпический герой
Эпос встречается уже у Гомера. Гомеровский язык соединяет 2 определения языка: "мифос" - язык Богов и "логос". Эпос - это третье определение - сочетание звука и смысла. По отношению к эпосу долгое время употреблялось понятие "народное" , что странно, т. к. в основном герои эпоса - аристократы.
Во-первых, исторические эпосы. Как считают ученые, в основе их лежат события, которые происходили на самом деле. Это действительно так. "Шансон де лявурт" и "Песня о Нибелунгах" - в основе них лежат ист. события. Но эти эпосы интересуют нас не с точки зрения истории, а со стороны поиска духа этой самой истории. Искать не историю в Нибелунгах, а нибелунговое в истории.
Героические песни - обязательная часть погребального обряда. Примечательно, что сам поэтический дар певца - имеет мистическое происхождение, мистическое начало. Кельский певец - Монас долгое время отказывался наследовать дар отца - быть певцом, но во сне ему явился этот эпос. Ведь эпос и эпическое мышление - шаманизм в чистом виде. Это еще и интернациональный феномен. Неслучайно, например, в первых ритуальных текстах брахманов сказано, что брахманы исполняют свои песни днем, а кшатрии - ночью - ночью больше опасности, но и больше нагнетается магия.
У нас, в славянском варианте, подобие всего эпоса - "Слово о полку Игореве". (Просто больше, по факту, ничего не осталось)
Образ певца Баяна. Баян - фигура мистическая. Здесь и пальцы его вещие и струны, сравненные с лебедем (лебедь - культовая шаманская фигура). Баян- фигура чужеродная. Это явно жрец, явно шаман.
Оборотничество - информация об изменении своего образа, все это характерно для шаманизма во всех культурах, в том числе и в индоевропейской.
Певец - жрец. Исполнение им песен - ритуальный момент. Установки эпических произведений имеют магическое значение.
Эпический стиль. Зачастую, эпическая манера выражения - возвышенная манера. Это правда. Но никто не задумывался о характере этой возвышенности, поэтому это убеждение далеко от истины. Песня о Нибелунгах - достаточно эмоциональна. Но эта эмоциональность невероятно контролируемая. Проблема заключается в переводе. При переводе многие элементы сглаживаются, уходят, заменяются. Например, при переводе получилось, что "светлые глаза налились кровью" - проявление каких-то чувств героя, но в оригинале - "белоснежные глаза налились кровью" - контрастное сочетание разных цветов - буря чувств в душе героя. Нельзя забывать, что даже цвет в эпосе очень важен. А когда эти моменты не передаются - это уже не эпос, чью душу мы можем понять.
Язык эпоса. Возвышенность в размере стиха. В основе- аллитерация - в повторение1 строфе одного и того же звука(повторение согласных звуков). В древних текстах- описываемые вещи передаются не только смыслом, но и определенным звучанием.
В магических заклинаниях важен не смысл. Важно вибрация, сочетание звуков. Счет, пересчитывание - чисто магическая операция. Именно поэтому Библия запрещает перепись, запрещает пересчет. Размеренность периодически проявляется не только в текстах, но и в самих героях.
Эпический герой. Погружён в эпические обстоятельства: эпические время и пространство. Время - мифологическая черта. У эпических героев нет прошлого. Герои настаивают на этом. Прошлое пустое. Даже если время есть, оно предельно мифологизировано. По-крайней мере, прошлое уж точно. Герои своеобразны. У них нет понятия "пребывать" во времени. Герои эпоса со временем существуют параллельно. Оно на них вообще не воздействует. Когда время становится важно? Когда наступают экстренные моменты, моменты опасности. Вот тогда становится важно, например, восход и заход солнца. Временные парадоксы иногда случаются (например, война продолжается 7 лет, а в песне сказано, что кто-то там убегают за помощью и приходят обратно в тот же год. Где они были 6 лет?).
Время тесно связано с пространством. Сама фактура времени связана с ним. 3 типа пространства: 1. Свое пространство; 2. Чужое пространство; 3. Сказочное пространство. Сказочное пространство никак не может быть локализовано. Свое пространство невелико; оно со знаком "+", наполнено ценностям, положительными моментами, но судьба героя в том и заключается, чтобы уйти из него. И уходит он в чужое пространство. Оно отличается от остальных тем, что здесь есть описание природы. Чужое оно потому что частью его герои не являются. Часть пути в чужое пространство происходит через лес. В этих лесах добывались мечи, оттуда пришел проклятый меч (Тюрфир). Второй мотив - мотив воды. Вода - граница. Стихия развоплощения, ей свойственно поглощать и отражать, именно на берегу происходят самые сильные магические обряды.
Герои архаических эпосов - это неуправляемая, неконтролируемая сила. Этим они отличаются от героев средневековых. Очень важный момент - психическая составляющая всех героев, их образа, аккумуляция сил во время битвы. Момент героизма связан с постоянным риском. Герои не оцениваются с точки зрения хороший или плохой, а оцениваются именно с точки зрения героической составляющей - по поступкам.
Кельтская культура
Ныне превращены в дурацкий бренд.
Рассвет кельтской культуры, если не брать Ирландию, происходил 4-5 тысяч лет назад. Никаких письменных источников не сохранилось. Их просто некому было писать. Существует гипотеза, что они выходцы из Гипербореи.
Сейчас от кельтской империи остались французская Бретань, английский Уэльс и сама Ирландия.
По описанию античных авторов, весь народ кельтов помешан на войне, и его очень быстро можно спровоцировать на битву. Личная храбрость, безрассудность в схватке, но гостеприимство и уважение к гостю, – черты, которые характеризовали кельтов. Кельты - любители "понтов". Красили волосы (превращались в блондинов), выбивали узоры на рукоятках мечей, покрывали всё золотом. Они также любили яркие одежды, украшения, праздники и развлечения, любили похвастаться и часто ссорились. Болтливые, им все интересно, падки на все новое, любят подражать всему новому. 6 в до н. э. - кирпичные усадьбы кельтской знати.
Терроризировали античный мир, захватывали Рим.
Кельтская колесница.
5 пятин (5 королевств) подчинялись верховному королю. Каждая из пятин находились находилась в разных частях света (Юг, Север и т. д.), а главная пятина, их которой правил Верховный Король Ирландии, находилась в Центе.
Два сословия - воины (аристократия) и друиды. Они и составляли общество кельтов. О "безмолвствующем большинстве" мы даже не вспоминаем..
Уникальное воинское искусство фениев. Древние кельтские легенды рассказывают, что некогда на земле Ирландии существовали братства фениев — священные отряды, которые охраняли ее от сил тьмы и разрушения. Велика была мощь этих отрядов, ибо каждый воин был образцом чести, силы, мужества и храбрости. Стать членом такого отряда было нелегко. Не принимали в воинство фениев того, кто хоть раз задел головой ветку над головой, когда бежал через лес, того, под чьей ногой хоть раз хрустнула сухая ветка. Не принимали и того, кто одними лишь ногтями, не сбавляя скорости бега, не мог извлечь колючку из своей ноги. Ни одного не принимали в воинство фениев, пока не сложит он 12 стихов. Но главное: вступая в братство, фении давали клятву, которую держали всю жизнь.
Наблюдаются индийские и восточные техники. В общем наблюдаются много параллелей с Индией и вообще Востоком. Может быть это из-за того, что и те и другие выходцы из Гипербореи?
После боя собирали головы противников. Ими украшались кельтские жилища. Во всех этих "жутких" действиях была мощнейшая ритуальная и магическая подоплека.
Стоит заметить, что кельтский воин, как и германский, немыслим без знания магии. Наиболее сильные герои обладают способностью к оборотничеству.
Прыжки на одной ноге - аналогично всем остальным вариантам обладания одной конечности (или одного глаза) - давали возможность перехода на границу миров.
Друиды - глубоко почитаемы кельтами. Дословно, "знающий деревья". Этакие кельтские брахманы.
Сами друиды осознавали себя последователями подземного бога, считали время не днями, а ночами. Древние памятники того времени - каменные круги, курганы. Священное растение - омела. Вполне возможно, что друидическое искусство зародилось гораздо раньше, а уже потом перенеслось на континент.
Друиды занимались не только магией, но несли политическую, судебную, медицинскую, образовательную, культурную функцию.
Друиды совершали кровавые жертвоприношения - как личные, так и общественные. Они били жертву (человека) в диафрагму, а потом предсказывали будущее по тому, как он упадёт и сколько будет мучиться в судорогах.
Жуткая религия.