II. Эпический (классический) период

Общее понятие мировоззрения и его формы.

Предмет и методы философии.

Основные направления философии.

Функции философии.

Вопрос.

Философия является одним из основных форм общественного сознания; система наиболее общих понятий о мире и его познании.

Философия как мировоззрение возникла одновременно в странах Древнего Востока (Индия, Китай) и Др.Греции. История развития философии насчитывает более 3000 лет. В переводе с греческого философия значит «любовь к мудрости». В переводе с древнеиндийского – «Любовь к истине». Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, которые стремились к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.

Мировоззрение – система взглядов, убеждений, ценностей, которые определяют место человека в мире.

В истории человечества выделяют три типа мировоззрения: философское, религиозное, мифологическое.

Мифологическое – тип мировоззрения, в котором совмещаются фантастические и реалистичные отношения к действительности.

Религиозное – тип мировоззрения, который основан на вере в высшее силы.

Философское– это научно – теоретический тип мировоззрения, который опирается на рациональные знания.

Главные отличия философия от других наук в том, что она является предельным обобщением ранее накопленных знаний.

Каждая наука имеет свой тип мировоззрения, которая является целью самой познавательной деятельности.

Вопрос.

Предметом исследования философии является духовная деятельность человека.

В основе духовной деятельности человека лежит рефлексия.

Рефлексия – осознание собственного мыслительного процесса.

Структура предмета:

1) Онтология – учение о бытие.

2) Гносеология – учение о познании.

3) Философская антропология – проблема человека в философии.

4) Социальная философия – учение об обществе

Основными методами являются:

Диалектика – метод познания, в котором все предметы и явления рассматриваются с точки зрения законов развития и взаимодействия природы, общества и мышления.

Метафизика – метод познания, в котором все предметы и явления рассматриваются статично и обособленно друг от друга.

Догматизм – метод познания, который опирается на недоказуемые утверждения.

Эклектика – метод познания, в котором используются разрозненные, зачастую противоречивые концепции для достижения видимого результата.

Основные направления философии
Онтология (соотн. матер. и сознат.
Гносеология (познав. ли мир?)
Материализм
Дуализм
Идеализм
Объективный
Субъективный
Гностицизм
Агностицизм
Скептицизм

Вопрос.

Основной вопрос философии заключается в соотношении материи и сознания ( что первично материя или сознание?)

Вторая сторона основного вопроса философии - Познаваем ли мир?

По способу решения основного вопроса философии сформировались следующие направления:

Материализм – направление в философии, которое признает первичность материи.

Идеализм – направление в философии, которое признает первичность сознания.

Идеализм бывает субъективный и объективный.

Объективный идеализм признает первичность абсолютного духа.

Субъективный идеализм считает, что внешний мир человека зависит от внутреннего мира человека.

Дуализм – направление философии, которое пытается примирить материализм и идеализм.

В гносеологии сформировались направления:

Гностицизм – направление в философии, которое признает познаваемость мира.

Агностицизм – направление в философии, которое отрицает познаваемость мира.

Скептицизм – направление в философии, которое признает познаваемость мира, но сомневается в достоверности результатов.

Вопрос.

Функции философии:

1)Мировоззренческая – формирует картину мира.

2)Методологическая – выбирает пути познания.

3) Критическая – подвергает сомнению существующие знания.

4)Аксеологическая – позволяет оценивать явления.

5)Воспитательно – гуманистическая – формирование моральной установки.

6)Прогностическая – развитие общества, науки.

Лекция №2. Философия в контексте духовной культуры стран Древнего Востока.

Философия Др.Китая.

Философия Др.Индии.

Вопрос.

В Индийской философии можно выделить 3 периода:

1)Ведический 15 в. до н.э. – 6 в. до н.э. (Веды – знания)

2)Эпический 6 в. до н.э. – 2 в. До н.э.(Эпос – поэмы)

3)Эпоха сутр – 2в. до н.э. – 7в. н.э.

(Сутры – краткие философские трактаты)

Основу ведического периода составляют Веды ( религиозно – философские трактаты). Под их воздействием возникли первые элементы философского знания. Началось оформление учения. Веды включают в себя священные писания, наставления для отшельников и аскетов, философские комментарии к ведам.

I. Основные идеи ведической философии заключаются в следующем:

Атман – духовное первоначало человека, частица Бога в человеческой душе. Он неизменен и вечен. Он состоит из разума, речи, дыхания.

Брахма – универсальная нематериальная первопричина мира. Сотворив мир, Брахма не участвует в его развитии.

Сансара – бесконечный цикл перерождения Атмана.

Карма – предопределенность человеческой жизни или судьба. Цель кармы – провести человека через испытания.

Мокша – высшее нравственное совершенство. Эволюция души. Карма прекращается.

Махатма – душа достигшая Мокши.

Ахимса – единство всех форм жизни на земле. Не причинение вреда окружающим.

II. Эпический (классический) период

Две известные поэмы Махабхарата и Рамаяна. В них затрагиваются философские вопросы. В этот период складывается 2 направления:

Ортодоксальное – признает авторитет Вед.

Неортодоксальное – не признает авторитет Вед.

Ортодоксальные школы: веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика.

Неортодоксальные школы: чарвака(локаята), джайнизм, буддизм.

Буддизм возник в 6в до н.э. Основоположником был Сиддхартха Гаутама. Он был назван Буддой, что означает пробужденный(просветленный).

В основе буддизма лежат 4 благородные истины:

1) Жизнь человека является страданием.

2) Есть причины страдания: жажда жизни, удовольствий и наслаждений.

3) Устранить страдания можно путем устранения желаний.

4) Существует благой восьмеричный путь устранения страданий.

Наши рекомендации