Эпос и эпическое мышление. Эпический певец. Эпический стиль. Пространство и время в эпосе

Эпос и эпическое мышление. Эпический певец. Эпический стиль. Пространство и время в эпосе

ЭПОС - "повествование, рассказ" (греч. )
Эпос — первая форма исторического повествования каждого народа. Вообще эпос в переводе с греческого и значит “слово, повествование”. Так называется и род литературы (в отличие от лирики и драмы) , где рассказывается о событиях, предполагаемых в прошлом; формально личность автора при этом до предела устраняется.

Исполняется, как правило, певцами-профессионалами (акыны, ашуги, олонхосуты, в Греции - рапсоды или аэды, в Индии каста сказителей - катхака) . Обычно эпос поется. Эпическое мышление отличается всеобъемлемостью в показе происходящего, отражая не только поступки героев, но показывая их в контексте всего окружающего мира. Как правило, повествование должно быть неторопливым, размеренным, последовательным. Для эпосы свойственно смешение событий реальной истории, реальной действительности с фантастическими событиями и образами. Герои встречаюся с богами, духами, волхвами и волшебниками. Эпос обычно отражает верования, древние обычаи народа.
Основной принцип развития эпического произведения определяется не привычной для современного человека конфликтностью ситуации, борьбой с кульминациями и динамическим развитием, а контрастным сопоставлением картин, образов. Часто встречается парность и тройные повторы (три сына, три богатыря, три чудаи т. п. ) Героический эпос изобилует показом больших монументальных картин (сражения, пиры, народно ликование)

Будущие певцы с самых ранних лет живут в эпической среде, вместе со взрослыми слушают сказителей, усваивают содержание эпоса, проникаются его духом. Певец не может появиться «со стороны»; «чужой» никогда не станет сказителем, желание не только слушать и переживать услышанное, но и воспроизводить сказания, приходит в какой-то момент. Внешним толчком могут послужить'встречи с особенно хорошим певцом, чьи-то побудительные слова... Но истинные причины творческого пробуждения, конечно же, лежат внутри: это сказительский дар, зов, рано или поздно дающий о себе знать. Пробуждение может свершиться и поздно, уже за пределами молодости, но чаще — в ранние детские годы.

Любой эпос существует во времени и пространстве. Время и пространство - основные категории картины мира. Чтобы понять поведение и традиционную культуру этноса. Необходимо реконструировать ту картину мира, которая сложилась в конкретный исторический период. Отношение к пространству и времени исторически детерминировано. Специфика восприятия как пространственных (в большей степени), так и временных отношений (в меньшей степени) зависит от ландшафта, среды обитания, условий жизни народа в определенный отрезок времени. И пространственный, и временной код тесно связаны с числовым и цветовым кодами. Числовая и цветовая символика находят отражение в языке. Гендерная обусловленность калмыцкой культуры и языка ярко проявляется в числовом коде. Нечетные числа считаются «мужскими», а четные — «женскими».

Кельтская культура

Ныне превращены в дурацкий бренд.

Рассвет кельтской культуры, если не брать Ирландию, происходил 4-5 тысяч лет назад. Никаких письменных источников не сохранилось. Их просто некому было писать. Существует гипотеза, что они выходцы из Гипербореи.

Сейчас от кельтской империи остались французская Бретань, английский Уэльс и сама Ирландия.

По описанию античных авторов, весь народ кельтов помешан на войне, и его очень быстро можно спровоцировать на битву. Личная храбрость, безрассудность в схватке, но гостеприимство и уважение к гостю, – черты, которые характеризовали кельтов. Кельты - любители "понтов". Красили волосы (превращались в блондинов), выбивали узоры на рукоятках мечей, покрывали всё золотом. Они также любили яркие одежды, украшения, праздники и развлечения, любили похвастаться и часто ссорились. Болтливые, им все интересно, падки на все новое, любят подражать всему новому. 6 в до н. э. - кирпичные усадьбы кельтской знати.

Терроризировали античный мир, захватывали Рим.

Кельтская колесница.

5 пятин (5 королевств) подчинялись верховному королю. Каждая из пятин находились находилась в разных частях света (Юг, Север и т. д.), а главная пятина, их которой правил Верховный Король Ирландии, находилась в Центе.

Два сословия - воины (аристократия) и друиды. Они и составляли общество кельтов. О "безмолвствующем большинстве" мы даже не вспоминаем..

Уникальное воинское искусство фениев. Древние кельтские легенды рассказывают, что некогда на земле Ирландии существовали братства фениев — священные отряды, которые охраняли ее от сил тьмы и разрушения. Велика была мощь этих отрядов, ибо каждый воин был образцом чести, силы, мужества и храбрости. Стать членом такого отряда было нелегко. Не принимали в воинство фениев того, кто хоть раз задел головой ветку над головой, когда бежал через лес, того, под чьей ногой хоть раз хрустнула сухая ветка. Не принимали и того, кто одними лишь ногтями, не сбавляя скорости бега, не мог извлечь колючку из своей ноги. Ни одного не принимали в воинство фениев, пока не сложит он 12 стихов. Но главное: вступая в братство, фении давали клятву, которую держали всю жизнь.

Наблюдаются индийские и восточные техники. В общем наблюдаются много параллелей с Индией и вообще Востоком. Может быть это из-за того, что и те и другие выходцы из Гипербореи?

После боя собирали головы противников. Ими украшались кельтские жилища. Во всех этих "жутких" действиях была мощнейшая ритуальная и магическая подоплека.

Стоит заметить, что кельтский воин, как и германский, немыслим без знания магии. Наиболее сильные герои обладают способностью к оборотничеству.

Прыжки на одной ноге - аналогично всем остальным вариантам обладания одной конечности (или одного глаза) - давали возможность перехода на границу миров.

Друиды - глубоко почитаемы кельтами. Дословно, "знающий деревья". Этакие кельтские брахманы.

Сами друиды осознавали себя последователями подземного бога, считали время не днями, а ночами. Древние памятники того времени - каменные круги, курганы. Священное растение - омела. Вполне возможно, что друидическое искусство зародилось гораздо раньше, а уже потом перенеслось на континент.

Друиды занимались не только магией, но несли политическую, судебную, медицинскую, образовательную, культурную функцию.

Друиды совершали кровавые жертвоприношения - как личные, так и общественные. Они били жертву (человека) в диафрагму, а потом предсказывали будущее по тому, как он упадёт и сколько будет мучиться в судорогах.

Жуткая религия.

Каролингский ренессанс

Сначала Каролинги были управляющими дворца Мировингов. Но династия уже приходила в упадок.

В 711 арабы переправились в Испанию и сокрушили армию вестготского короля Родриго (он обесчестил дочь графа и тот открыл арабам границу). За 3 года арабы оккупировали Испанию.

Абдурахман вторгся в Галлию, в г. Тюр (сакральный центр франков).

17 октября 732 г недалеко от места Пуатье арабы встретились с воинском франков победили франки под предводительством Карла Мартела(из Каролингов). Арабская опасность была ликвидирована для западной Европы.

Мартел провел военную реформу : отказ от ополчения, вместо этого содержание постоянной армии, появ-сь тяжеловооруженная конница. Но Мартел не сверг династию Мировингов, хотя фактически управлял страной. Это сделал его сын – Пипин.

Пипин послал папе римскому письмо с вопросом кто должен владеть властью тот ответил что властвовать должен тот у кого действительно власть, он сам короновал Пипина и его детей в том числе Карла Великого, так пришли к власти Каролинги.

Каролинги сакрализировали свое правление. Их помазали на царство (как Давида), это подтверждает, что они ведут род от первых библейских царей). На этой основе возникает фигура Карла Великого. Именно с ним связан военный и культурный ренессанс.

Карл был легендарной фигурой еще при жизни. Он в сознании людей стал фигурой мифологической. Ахин – столица Карла, двор Карла – братство, во главе с Карлом (как апостолы и Иисус)

Первые биографии появились о Карле. До нас дошло описание его образа: широкий, высокий в меру, седина, округлое лицо, довольно веселый…

Он дал название месяцев и название ветрам на Франкском языке. За это его воспринимали как Адама.

Он сам не новатор, но он привлекал к себе талантливых людей,

Эпоха Карла Великого – это и есть Каролингский Ренесанс!

Ему нужны были образованные люди. Он создает сеть образовательных учреждений. Начал с повышения грамотности в монастырях, при монастырях открываются школы, в которых берут детей всех сословий. Он создает скриптории - мастерские по изготовлению книг. Для переписки этих книг создается специальный шрифт, вставляются миниатюры, чем красивее оформление, тем правильнее.

Он собирает интеллектуалов из всех уголков Европы. Во главе стоял англосакс Алхвэнэ(или Алкуин).

Сам Карл знал латынь, античную классику, Библию, но так и не смог овладеть искусством письма.

Академия – это круг образованных людей, которые спорили и оттачивали интеллект. Особенностью академии, которую создал Карл было то, что там были женщины. На равных обсуждали проблемы.Каждый член академии имел свой псевдоним: Карл – Давид. Свобода была велика. У дочерей были офиц. любовники они так и не вышли замуж. Но это было только при дворе.

Начинается возрождение античности , первое освоение римской латыни. Концепция академии: античность даст форму, христианство – истинность содержания.

К 800 году у Карла было первое поколение интеллектуальных людей.

Все средневековье преследует мечта о восстановлении империи. С точки зрения легитимности, единственный наследник Рима – византийский император.

Сначала Карл хотел жениться на императрице, но потом в Византии произошел переворот.

Коронация произошла в 800 году. Он оказался в Риме сначала отказавшись от короны. В центральном храме Рима(храм св. Петра) в Рождество Карл молился ( папа Римский осторожно водрузил корону над Карлом). Таким образом Карл стал императором.

Он присоединил : Германию, Галлию, Бретань выход к Атлан-му океану, вторгся в Испанию. ( шансон де Роланд)

Карл был фанатично верующим человеком. Он рассматривает себя как миссию как избранника Божьего который должен начать тотальную христианизацию мира, он восстанавливает империю. Вопрос о Фелеокле ( от кого исходит святой дух) в православной версии от отца. Карл говорил что сына Христа. Отсюда разделение церкви на западную и восточную.

Карл был идеалист=)

Средневековый крестьянин

3 сословия: крестьянство, рыцарство, монашество
Крестьянство - безмолвствующее большинство, мало что от них дошло, потому что не умели писать, да и мало кто ими интересовался, но есть фрагментарные моменты. Сложно сказать что думали сами о себе крестьяне.
Если представить средневековье в виде пирамиды.Место крестьян в основании пирамиды, потому что крестьяне сервы это общество кормили, (сервы- зависимые крестьяне), во вторых крестьяне самый мало уважаемый слой. Читая Библию народ считал что труд это все таки наказание.
Средневековый крестьянин: своя деревня (площадь, вокруг 200-400 дворов, леса, поля, замок)это его вселенная и о близ лежащих землях он имел малое представление. Крестьяне не выделяли себя из общины он был растворен в общине, (улий) даже не всегда устаивалась родовая фамилия, фамилия менялась. Не было ярко выраженного родового и индивидуального сознания.
Время для крестьянина: семейное (материлизорванное время в детях, родителях) времена эпические старые добрые времена,аграрное время - времена года, циклические, было 3 времени года, не было осени. В объеме суток: колокол, рассвет закат, в объеме года- церковные праздники. Крестьянство не надо изображать как толпу народа с плакатами вперед к ренессансу.
Монашество живет будущем, горожане настоящем, рыцари в своем времени, крестьяне прошлым.
Средневековье - встречают по одежде. Языковой барьер, у крестьян был жаргон от которого высшее сословие бросало в дрожь. Крестьяне переставали быть крестьянами как только переходили в монашество. Высшее сословие было против того что бы крестьянам давали образование. Большая плата за образование.
Внешность была не очень, пахло, рацион еды скудный, жаренное мясо, каши,мало свежих овощей (оброк на них), пряности заменяли, горчица, уксус, на сладкое виноградное сусло. Все это давало несварение желудка.
Средневековья жило под постоянным условием голода, неурожая, порождая переедание.
Одежда- серые, черные цвета т.е. Цвета не благородные, одежда из голубого сукна разрешалось только по праздником, оружие запрещалось, волосы длинее ушей запрещались.

Крестьянские восстания. Ужасы которые они творили при восстаниях были жестоки. Самые жестокие разбойники - крестьяне.
Проблема феодальной эксплуатации. Размах крестьянских восстаний компенсировался тем что подавлялся он тоже жестко. Барщина - работа на земле помещика.
Различные повинности, вплоть до разгнания лягушек, что бы они не мешали феодалу.
Право первой ночи было но больше это культурный миф.
Крестьяне не держались за землю, они передвигались по ней.
Крестьяне прекрасно осознавали ущербность своего положения и стремились его исправить.
Робин Гуд крестьянином не был. Крестьянство могло не на видеть феодалов но всегда смотрело на них снизу вверх.
Что касается отношение церкви к крестьянству. Духовенство относилось крестьянам хорошо, друженики, работяги которые кормят народ. Но при всём при этом у церкви был один большой зуб на крестьянина, произошло смешение хрестьянской веры с фольклером. Хрестьянство пришло в Европу не на пустое место. ( язычество) Пример с собакой. Кидали иконы святых в грязь если была плохая погода. Церковь по этому поводу была не довольна состоянию вещей.
Крестьянство сословие специфическое. Не надо выводить точных формул по поводу них.

Рыцарство и религия

История рыцарства непрерывно связана с борьбой за веру. Верность Господу для воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походов с целью освобождения Святой Земли. Все начинается со слов "этого хочет бог". Отношения между богом и рыцарством моделируются по схеме сеньор-вассал. (Битва при Константинополе: "Господь, как ты допустил, чтобы все погибли? Если так, то мы отвернемся от тебя!"). Господь со средневековой точки зрения во всех своих действиях руководствуется понятием "честь".

В духовном плане человек, рядившийся в одеяния защитника своего народа и во имя его спасения готовый даже пролить свою кровь, символически как бы повторял путь Христа; землепашец в эпоху, когда физический труд воспринимался по-библейски как наказание за первородный грех, становится символом падшего греховного и проклятого человечества. Понятие христианской любви переводится в понятие "служения" своему сеньору. Все христианские святые и великомученики - рыцари. Мученичество воспринимается как подражание казни Иисуса Христа.

В Священном Писании есть две фигуры, которые подходят под описание рыцарства:

- Георгий Победоносец.

- архангел Михаил.

Обряд рыцарского посвящения церковь включила в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Рыцарство и его представители предпочитает контактировать с отшельниками, аскетами. С их точки зрения именно они исполняют божью волю. Священнослужителям это, разумеется, не очень нравится.

Появляются Военно-монашеские ордена. Наиболее известные:

-Госпитальеры (иониты, орден святого Иоанна Богослова)

-Тевтонский орден (столкновения с новгородцами), создан в Палестине во время крестовых походов

-Самый известный и скандальный - Тамплиеры. Самый показательный пример слияния воинского и христианского служения. Орден был основан для охраны паломников на дорогах Палестины. В дальнейшем магистр ордена тамплиеров не подчинялся никому, кроме римского первосвященника. Стал ударной силой крестоносцев в Палестине. Они великолепно знали местность, языки, нравы, обычаи, были великолепными воинами. Девиз – «За Сеон!» («За храм!») Тамплиеры переселились в Европу, огромное количество владений. Талантливые финансисты, покрыли Европу банками, изобрели банковский вексель.

Культ архангела Михаила (будут дополнения)

Культ девы Марии. Именно дева Мария в представлении рыцарей упрашивает своего сына Христа принять в рай рыцаря. По легенде, отрекаясь от бога, рыцарь не отрекается от Девы Марии. Более того, отношение к Деве Марии становится слишком земным, как к объекту страсти, что очень и очень не нравится церкви.

Момент, который происходит на стыке религиозности и войны - это момент смерти. Благородные рыцари умирают не как придется. По сути, человек управляет ее приближением. Яркий пример - смерть Роланда в "Песни о Роланде".

Но христианская оболочка рыцарства была чрезвычайно тонка: вместо смирения - гордость, вместо прощения - месть, полное неуважение к чужой жизни; прелюбодеяние - необходимый атрибут рыцарской доблести, а для христианства - нарушение одной из заповедей. И наряду с этим – проповеди романов о святом Граале. Но без этих противоречий невозможно уяснить суть и особенности рыцарской культуры - ярчайшего явления средневековья.

Рыцарство и война

Рыцарство – это, прежде всего, война - она составляет основное рыцарское предназначение.

Рыцарское обучение начиналось очень рано. Мальчик, родившийся в рыцарской семье, обречен на военную карьеру. Как правило, «вступал в должность» юнец уже в 7 лет. После этого возраста мальчик уже и не особо считался ребенком. Семья была очень недовольна, если мальчик вдруг избирал, например, духовную карьеру (как это сделал Фома Аквинский). Обучение же производилось не дома, чтобы ребенка не жалели.

Первоначально мальчик начинает как паж, затем как оруженосец и, в конце концов, получает посвящение в рыцари. Следствием чего является регулярный тренинг с различными видами оружия, верховая езда, физические нагрузки. Война являлась постоянным фоном жизни, чем церковь всегда была не очень довольна.

Крестовые походы - война всех против всех. серия военных походов в XI—XV в.в. из Западной Европы против мусульман. В том числе, походы, направленные на захват Иерусалима (с Гробом Господним), и другие походы, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и др.)

Одним из средств воспитания было огромное количество литературы (эпосов, песней) о героях. Подчеркивается мощь рыцарей - физическая, моральная, а обязательным признаком описания рыцаря – изящество его стана и сила и могущество духа. В ранних эпосах – изображались брутальные мужланы, вроде викингов, а в рыцарских – изящные и мужественные борцы,чья сила была, прежде всего, духовная, а не физическая.

Идеология: желание, чтобы война никогда не прекращалась. Во время войны рыцарь сближается с герцогом или графом. (Шарль Де Голь: «Война - это ужасно, но мир - это скучно.»)

Кодекс поведения рыцаря на войне:

-Уважение к противнику (распространяется только в отношении равных себе). Предоставляет противнику равные шансы. Если противник упал с коня и не может забраться обратно, то первый тоже слезает с коня. Атаковать конному пешего считалось недостойным. Недостойно нападать нескольким на одного, бить в спину. Это признак неблагородства. Использование слабости противника также неблагородно, молодой, увидев под забралом противника старика, не станет его убивать. Убийство безоружного недопустимо.

-рыцарь в доспехах не имел права отступать. Поэтому на разведку рыцари отправлялись без доспехов, без знака своего сана, чтобы иметь возможность ускакать оттуда.

-недопустимы невоенные методы давления на противника: (отравление колодцев противника, осада голодающих и бедствующих). Более того, противнику могли помочь, дабы уравнять шансы, помогали голодающему и бедствующему противнику.

-верность данному слову- слову чести.

-недопустимо уклонение от поединка.

Благородное рыцарство презирает людей невоинственных: горожанина, предпочитающего деньги, буржуа и пр.

В сражениях больше всего страдала пехота, потому как она не могла противостоять рыцарской коннице. Война кормила сама себя, в первую очередь за счет добычи. Также выкупы. Смысл войны был не убить противника (если это не кровный враг), но взять в плен и получить за него выкуп. Сдача в плен также имела определенный ритуал. Сдавались в плен равному. Если оруженосец побеждал рыцаря, последний перед сдачей в плен посвящал первого в рыцари прямо на поле боя, чтобы сдаться в плен равному.

Тактика войны: То, что это стихийное мероприятие - неправда. Рыцари были хорошо подготовлены, хорошо подготовлены их кони. Четкое построение: линия или клин.

Вооружение: полностью закрытые тела доспехами - это более поздняя эпоха (конец 13 века). Блестящие доспехи - это вообще парадная форма для выездов. Обычное облачение - шлем «горшком» и кольчуга. Наиболее ценились кольчуги с мелкими звеньями. Тяжелые доспехи, в которых рыцарь не может сам на лошадь подняться - это турнирный вариант. На поле боя таких доспехов не было, нужна была максимальная подвижность. На поле боя доспехи были не больше

20-25 кг. При этом полный комплект доспехов могли позволить себе далеко не все, они были весьма дорогими. Поэтому в том числе необходим был турнирный бизнес, где победитель брал себе доспехи побежденного. Кони также были очень дорогими, уже в 11 веке конь мог стоить стаду быков. Кольчуга хорошая стоила до 16 быков. Таким образом, минимальная стоимость экипировки в 12 веке равнялась 30 быкам. Максимальная доходила до бесконечности. Поэтому бедняки не всегда стремились посвящать сыновей в рыцари, ибо это было дорого.

Оружие: несколько видов копий (от коротких метательных до длинных, но не такие, как на турнирном поле). В бою копья очень мощные, с очень длинным металлическим наконечником. Также топорики, кинжалы, палицы, луки, щит (по мере развития геральдики на него наносились гербы, а также девизы). Вымпелы, флажки, шпоры. Ну а самым любимым оружием, конечно, был меч. Арбалеты считались дьявольским и недостойным оружием, ибо его стрелу невозможно было ничем удержать. У мечей есть имена, они описаны самыми достойными и красочными эпитетами в литературе. Мечи, как правило, изготавливались из дамасской стали и сваривались из нескольких прутьев разных сортов железа, за счет чего орудие по-разному отливает при разном свете. Существует множество легенд о мечах, в которых они рассматривались практически, как одушевленные (Дюрандаль Роланда, Эскалибур Артура и пр.) Меч, по большому счету, - это не средство вооружения, а часть тела и друг благородного рыцаря.

Средневековое монашество

Огромную роль в распространении религиозного мировоззрения как на Западе, так и Востоке, играл институт монашества. Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к Всевышнему и ближнему, организация монастырской жизни позволила не только добиться значительных успехов в области ведения хозяйства, о чем достаточно широко известно, но и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки. Монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом.

В период Раннего Средневековья, в 529 г. Бенедикт Нурсийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия), по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиеся выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства. На рубеже VII и VIII вв. в Англии англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный (672 — 755) произвел расчет церковного календаря, связанного с периодичностью астрономических явлений. Он же автор первого крупного сочинения по английской истории. Известность получили энциклопедический сборник аббата Грабана Мавра (VIII в.), в котором были собраны сведения по различным наукам: «Книга о делении чисел», «Правила счета на абаке», а также трактат по геометрии французского монаха Герберта (X в.); «Записки о различных ремеслах» монаха Теофила (X в.) и т. д. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическая Церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права.
В период Классического Средневековья монастыри не потеряли своего значения как центры культурной жизни. В начале XIII в. возникли нищие монашествующие ордены, члены которых в поисках хлеба насущного бродили по городам и селам, оказывая влияние на народную культуру.

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в V—IX вв. в руках церкви. Целью школ была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, доставшиеся ей в наследство от античной системы светского образования: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет(рг лат. universitas — совокупность, общность).

В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Это был типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет). Церковь достаточно успешно осуществляла контроль за преподаванием в университетах. Так, по требованию церкви из университетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы получали привилегированное положение среди коллег, как это произошло, например, в 1255 г. в Парижском университете на основе специальной буллы папы Александра IV.

Эпос и эпическое мышление. Эпический певец. Эпический стиль. Пространство и время в эпосе

ЭПОС - "повествование, рассказ" (греч. )
Эпос — первая форма исторического повествования каждого народа. Вообще эпос в переводе с греческого и значит “слово, повествование”. Так называется и род литературы (в отличие от лирики и драмы) , где рассказывается о событиях, предполагаемых в прошлом; формально личность автора при этом до предела устраняется.

Исполняется, как правило, певцами-профессионалами (акыны, ашуги, олонхосуты, в Греции - рапсоды или аэды, в Индии каста сказителей - катхака) . Обычно эпос поется. Эпическое мышление отличается всеобъемлемостью в показе происходящего, отражая не только поступки героев, но показывая их в контексте всего окружающего мира. Как правило, повествование должно быть неторопливым, размеренным, последовательным. Для эпосы свойственно смешение событий реальной истории, реальной действительности с фантастическими событиями и образами. Герои встречаюся с богами, духами, волхвами и волшебниками. Эпос обычно отражает верования, древние обычаи народа.
Основной принцип развития эпического произведения определяется не привычной для современного человека конфликтностью ситуации, борьбой с кульминациями и динамическим развитием, а контрастным сопоставлением картин, образов. Часто встречается парность и тройные повторы (три сына, три богатыря, три чудаи т. п. ) Героический эпос изобилует показом больших монументальных картин (сражения, пиры, народно ликование)

Будущие певцы с самых ранних лет живут в эпической среде, вместе со взрослыми слушают сказителей, усваивают содержание эпоса, проникаются его духом. Певец не может появиться «со стороны»; «чужой» никогда не станет сказителем, желание не только слушать и переживать услышанное, но и воспроизводить сказания, приходит в какой-то момент. Внешним толчком могут послужить'встречи с особенно хорошим певцом, чьи-то побудительные слова... Но истинные причины творческого пробуждения, конечно же, лежат внутри: это сказительский дар, зов, рано или поздно дающий о себе знать. Пробуждение может свершиться и поздно, уже за пределами молодости, но чаще — в ранние детские годы.

Любой эпос существует во времени и пространстве. Время и пространство - основные категории картины мира. Чтобы понять поведение и традиционную культуру этноса. Необходимо реконструировать ту картину мира, которая сложилась в конкретный исторический период. Отношение к пространству и времени исторически детерминировано. Специфика восприятия как пространственных (в большей степени), так и временных отношений (в меньшей степени) зависит от ландшафта, среды обитания, условий жизни народа в определенный отрезок времени. И пространственный, и временной код тесно связаны с числовым и цветовым кодами. Числовая и цветовая символика находят отражение в языке. Гендерная обусловленность калмыцкой культуры и языка ярко проявляется в числовом коде. Нечетные числа считаются «мужскими», а четные — «женскими».

Наши рекомендации