Основные направления физической культуры, конкретизация целей и задач в зависимости от профилирующего аспекта, организационные формы, методическое обеспечение.

Базовая физическая культура – вид ФК, представленный в общей системе образования- воспитания подрастающего поколения.

Цель – всестороннее развитие личности

Задачи – заложить основы общего физкультурного образования; - создать у учащихся широкий фонд разнообразных двигательных умений, навыков и сопряженных с ними знаний; - обеспечить базовый уровень развития физических качеств; - сохранять и укреплять здоровье.

Формы занятий – урок ФК в школе, занятие ФУ в ДОУ, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия ФУ, УГГ, подвижные игры, физкультпаузы и физкультминуты, физкультурные праздники,

Профессионально-прикладная ФК – специализированный вид ФВ, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Цель – развитие и поддержание на оптимальном уровне психических и физических качеств человека, специфичных для конкретной профессиональной деятельности, выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности.

Задачи – адаптация к избранному виду трудовой деятельности; - общее укрепление организма и здоровья; - развитие специфических данной деятельности физических и психических качеств; - формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков, специальных знаний.

Формы занятий – академические учебные занятия; - занятия в период учебной практики; - спортивно-прикладные соревнования; - самостоятельные тренировочные занятия.

Средства – упражнения профессионально-прикладной гимнастики, массовые виды спорта, туризм, упражнения на тренажерах, специализированные полосы препятствий.

Адаптивная и ЛФК – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого восстановления и предупреждения осложнений заболевания (физическая культура с лицами, имеющими отклонения здоровья). Задачи:

- укрепление и восстановление здоровья;

- предупреждение осложнений после заболевания или травмы;

- ускорение ликвидации анатомических и физиологических нарушений;

- сохранение, восстановление и создание новых условий для адаптации организма к физическим нагрузкам.

Средства – лечебные физические упражнения: статические, на растягивание, корригирующие, релаксационные, дыхательные и т.д.

Формы – процедура лечебной гимнастики.

Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, на повышение собственного престижа и престижа команды (страны). Цель – достижение наивысших спортивных результатов. Задачи: - максимальное развитие физ. качеств; - достижение умений высшего порядка; - воплощение комплексной подготовки в соревновательной деятельности. Организационные структуры – сборные команды, СДЮШОР, УОР.

Рекреационная физическая культура – организация активного отдыха (клубы любителей вида спорта). Задачи: - создание условий отдыха; -отвлечение от повседневных нагрузок; - оздоровление.

14 Конкретизация оздоровительных и образовательных задач физического воспитания и особенности их реализации в младшем, среднем и старшем школьных возрастных группах.

Младший школьный возраст. Образовательные задачи связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, приобретением знаний о значении физических упражнений, двигательном режиме, личной гигиене, закаливании.

Оздоровительные задачи состоят в содействии естественного развития организма, повышению функциональных возможностей, формированию осанки, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Развитие физических качеств, пробуждение интереса к физической культуре и спорту - важнейшие задачи на данном этапе. Приобщение к самостоятельным занятиям ФУ, подвижными играми.

Воспитательные задачи – воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности.

Средний школьный возраст. Образовательные задачи - совершенствование приобретенных навыков, соблюдение гигиенических правил, ознакомление с основами самоконтроля и оказание первой медицинской помощи.

Оздоровительные задачи - гармоничное развитие организма, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к условиям внешней среды.

Воспитательные задачи – вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, формировать умение адекватной оценки собственных физических возможностей, воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь и т.д.

Старший школьный возраст. Образовательные задачи направлены на получение объема знаний о правилах самоконтроля, влиянии занятий физическими упражнениями.

Оздоровительные задачи направлены на создание верного и прочного представления о ЗОЖ, всестороннее физическое развитие, коррекцию недостатков телосложения.

Воспитательные – формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, уверенности, выдержки.

15 Особенности построения тренировочного процесса на этапе высшего спортивного мастерства (цель, задачи, возраст, содержание, построение годичных циклов).

Совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов.

Цель: максимальное повышение индивидуальных спортивных результатов в избранном виде спорта.

На этом этапе главными задачами являются: 1 - подготовка к соре­внованиям и успешное участие в них; - повышение спортивного мастерства; 2 - углубленная специализация с использованием в совокупности средств (ОРУ, специально-подготовительные упражнения, теоретические знания, соревновательные упражнения в необычных условиях) и методов тренировки; 3 - повышение психической устойчивости спортсмена.

Тренировка приобретает еще более специ­ализированную направленность. Спортсмен использует весь ком­плекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревно­ваниях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достига­ют высокого уровня. Все чаще используются тренировочные заня­тия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10—15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

16 Физические упражнения как специфические средства физического воспитания; содержание и форма, внешняя и внутренняя структура.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Физические упражнения – такие двигательные действия (и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям (физическое – характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени; упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия).

Эффект ФУ (совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении упражнения) определяется его содержанием. Содержание – целевое назначение упражнения, общая форма движений. Обуславливает их оздоровительное значение (приспособление организма, улучшение показателей здоровья, воспитание физических качеств, что улучшает физическое развитие); образовательную роль (учатся управлять своими движениями, овладевают двигательными умениями и навыками); влияние на личность (морально-волевые качества).

Форма ФУ – определенная упорядоченность и согласованность процессов и элементов содержания физического упражнения. В форме ФУ различают внешнюю и внутреннюю структуру. Внутренняя структура ФУ обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура ФУ – его видимая форма, характеризующаяся соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений.

Содержание и форма тесно взаимосвязаны между собой.

Наши рекомендации