Основные компоненты и формы физической культуры

Основные понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое совершенство», «физическое развитие».

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека (К. Д. Чермит, 2005).

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (Л.П.Матвеев, 1991).

Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. В процессе физического воспитания приобретается широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое развитие- процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Показатели физического развития: 1) морфологические (длина и масса тела, осанка, величина жироотложения и др.); 2) физиологических систем (параметры деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем); 3) развитие кондиционных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы).

Физическое совершенство- это исторически обусловленный идеал физического развития, физической подготовленности, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Физическое совершенство подразумевает:1) пропорционально развитие телосложение; 2)гармоническое развитие физических качеств;3) высокий уровень физической работоспособности; 4) высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды; 5) владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями; 6) образованность в области ФК.

3. Основные понятия: «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «спорт».

«Физическая подготовка» -вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных умений и навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутая работоспособность в сформированных умениях и навыках, способствующая эффективности целевой деятельности.

Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом.

Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижа Родины.

Спорт массовый спорт (общедоступный) –средство повышения своего физического состояния (кондиции), поддержания необходимого уровня работоспособности, достижения спортивных результатов массового уровня.

Цель спорта - совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата.

Отрасли спорта: любительский, профессиональный.Любительский спорт - многогранное, массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявление перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.

Профессиональный спорт -предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

Игровой метод обучения.

Сущность игрового метода - двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются: 1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков;2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей; 3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества;4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества и т.д.; 5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся положительного интереса к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода - использование соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.); 2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Соревновательный метод позволяет: – стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; – выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; – обеспечивать максимальную физическую нагрузку; – содействовать воспитанию волевых качеств.

Специфические принципы физического воспитания: непрерывности системного чередования нагрузок и отдыха, постепенности, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, цикличности, возрастной адекватности.

«Принцип» -это наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.

1. Принцип непрерывности. Первое положениепринципа непрерывности - процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям. При построении учебного процесса определение последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств. В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой (специализированной) подготовке. Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе занятий (урок) определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопления) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным, так как двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их не подкреплении.

2. Принцип постепенности (постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий) – подразумевает, систематическое повышение требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособительные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выб­рать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

3. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динами­ки суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспита­ния.

1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического
воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызы­вало негативных отклонений в здоровье.

2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода
приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагруз­ки.

3. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или времен­ное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

Вышесказанное дает основание для использования в физичес­ком воспитании двух форм динамики суммарной нагрузки: сту­пенчато восходящую и волнообразно восходящую.

4. Принцип цикличности (циклического построения занятий). Процесс физического воспитания - это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов:микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

5. Принцип возрастной адекватности - этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств периоды, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств.

Дополнительные средства.

1. Упражнения с использованием внешней среды (например, бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (например, эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнера.

Методы воспитания силы:

1. Метод максимальных усилий - выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Данный метод применяется:1) для развитиямаксимальной силы (вес отягощений от максимума до 100% и более, количество повторений 1-3, количество подходов 2-5); 2) для развития максимальной силы с незначительным приростом массы (вес отягощений 90-95 %, количество повторений 5-6 раз, количество подходов 2-5);3) для одновременногоувеличение силы и мышечной массы (вес отягощений 85-90 %, количество повторений 5-6 раз, количество подходов 3-6).

2. Метод непредельных усилий - использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины метод применяется: 1) для увеличения мышечной массы и прироста максимальной силы (вес отягощений от максимума 80-85 %); 2) уменьшение жирового компонента и совершенствование силовой выносливости (вес отягощений от максимума 50-70 %), силовой выносливости и рельефа мышц (вес отягощений от максимума 30-60 %) Используется строго нормированное количество повторений от 8-10 до 50-100. Цель- увеличение мышечной массы и максимальной силы, уменьшение жирового компонента, совершенствование силовой выносливости; 3) метод динамических усилий - создание максимального силового напряжения при выполнении работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение выполняется с полной амплитудой. Метод динамических усилий - применяют при развитии быстрой силы. Цель- совершенствование скорости отягощенных движений (вес отягощений от максимума 15-35 %, количество повторений упражнений 1-3); 4) «ударный» метод – совершенствование взрывной силы и реактивных способностей двигательного аппарата (вес отягощений от максимума 15-35 %, количество повторений упражнений 5-8) (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину); 5) метод изометрических усилий - выполнением кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Продолжительность изометрического напряжения обычно 5-10 с. Величина развиваемого усилия может быть 40-50% от максимума и статические силовые комплексы должны состоять из 5-10 упражнений, направленных на развитие силы различных мышечных групп; 6) метод круговой тренировки- комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц; 7) игровой метод - воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.

Возрастные особенности развития силы.Самым благоприятным периодом развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек - от 11-12 до 15-16 лет.

Методика развития гибкости

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Достижение заметного сдвига в развитии гибкости наблюдается уже через 3-4 месяца, рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40 % - активные, 40 % - пассивные и 20 % - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях - 4-6 с.

Для развития гибкости применяетсястретчинг(от английского - натянуть, растягивать) - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. Для развития пассивной гибкости сенситивным периодом является возраст 9-10 лет, а для активной - 10-14 лет. Развитие гибкости должно начинаться с 6- 7 лет.

Основные понятия: «двигательное умение», «двигательный навык», «двигательное умение высшего порядка», их характеристики.

«Двигательное умение» -способность выполнять двигательное действие, при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия. Примеры.

«Двигательное умение» характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Признаки умения: 1) управление движением происходит неавтоматизированно; 2) способ решения задачи нестабилен;3) длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других причин.

«Двигательный навык» - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным, при минимальном контроле со стороны сознания управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. Признаки навыка: 1) отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются автоматически; 2) автоматизация не снимает ведущей роли сознания; 3) сознание направленно на узловые компоненты действия, на творческое решение двигательной задачи; 4) обладает высокой устойчивостью; 5) целостное выполнение двигательного действия, повышенная точность, совершенный ритм, экономное выполнение и др.; 6) повышается роль двигательного анализатора, снижается роль зрительного при выполнении действия. Примеры.

«Двигательное умение высшего порядка» - способность человека выполнять двигательное действие (решать двигательную задачу) в реальных условиях жизни и спортивной деятельности.

Характерные признаки двигательного умения высшего порядка (ДУВП): 1) повышенная роль пусковой функции сознания;2) движения, входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизировано и могут попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции;3) проявляются всегда в условиях целостной деятельности. Примеры.

Значение ДУВП: 1) приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности; 2) выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.

Разновидности ДУВП: 1) умение эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в разнообразной последовательности; 2) умение одновременно использовать два или несколько навыков;3) умение последовательно использовать два или несколько навыков.

Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями в основной период трудовой деятельности.

Функции физической культуруы в повседневной жизни: 1) удовлетворение потребности людей в общении (коммуникативная функция); 2) оптимизация физического состояния человека (развитие двигательных качеств, формирование телосложения, укрепление функциональных систем); 3) организация здорового досуга и восстановление работоспособности после производственной деятельности; 4) предупреждение асоциальных привычек (алкоголизм, курение, наркомания и др.); 5) воспитание культуры управления собственным психическим состоянием (психорегулирующая функция); 6) формирование красивого телосложения и понимания эстетики движений (эстетическая функция);7) физическое самовоспитание и воспитание детей в условиях совместных занятий (педагогическая функция).

Формы физической культуры в быту трудящихся: 1) базово-пролонгирующая физическая культура; 2) гигиеническая и рекреативная физическая культура;3) оздоровительно-реабилитационная физическая культура; 4) базовый спорт.

Базово-пролонгирующая физическая культура. Направленность данной формы - продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, которая была заложена в процессе физического воспитания по государственным программам в период обучения (в школах; ОУ: НПО, СПО, ВПО). Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции ОФП и самостоятельные занятия. Секции ОФП создаются в коллективах физической культуры. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20-25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2- 3 раза в неделю в среднем по 1,5-2 ч каждое.Главная задача занятий в секции: обеспечение оптимального уровня всесторонней физической подготовленности, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности занимающихся.Средства: разнообразные физические упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гимнастики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д. Самостоятельные занятия. Задачи: профилактика переутомления, послерабочее восстановление работоспособности, достижение высокой физической подготовленности. Средства: оздоровительный бег, атлетическая гимнастика, плавание, калланетика, стретчинг и др.

Гигиеническая и рекреативная направление. Цель занятий: оптимизация организма человека в рамках повседневного быта и расширенного отдыха. Формы: утренняя гимнастика, водные процедуры, походы выходного дня, массовые игры и соревнования, водные процедуры; купание и плавание, рыбная ловля, охота и т.д.

Оздоровительно-реабилитационное направление - помощьсредствами физического воспитания больным людям в достижении социально-профессиональной полноценности. Формы: группы ЛФК, группы здоровья, самостоятельные занятия. Базовый спорт –занятия различными видами спорта в коллективах физической культуры.

Формы занятий физическими упражнениями в рамках трудового процесса. Вводная гимнастика- организованное, систематическое выполнение специально подобранных упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Типичные черты методики. Примерная продолжительность 5-7 мин. Состоит из 6-8 упражнений, близких по структуре и воздействию к рабочим операциям. Темп в соответствии с темпом рабочих движений или чуть выше. Физкультурные паузы -выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного эффекта повышения оперативной работоспособности. Типичные четы методики. Периодичность проведения зависит от напряженности трудовой деятельности и появления признаков утомления (обычно через 2,5-3 ч работы до обеда и 1,5-2 ч после обеда). Комплекс упражнений, состоящий из 5-7 упражнений, подбирается так, чтобы обеспечивалось переключение деятельности на группы мышц, не принимавших участия в работе. Если трудовые движения отличаются разнообразием, включаются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Физкультурные минутки - кратковременныеперерывы в работе, позволяющие расслабить мышечные группы, участвующие в работе, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела. Типичные черты методики. Длительность 1-2 мин, 2-3 физических упражнения. Число и периодичность проведения зависит от особенностей трудового процесса и физического состояния работающих. В среднем за рабочий день выполняются от 2 до 5 раз (вне зависимости от других форм производственной гимнастики). Физические упражнения в режиме отдыха во время рабочего дня(прогулочная ходьба, настольный теннис, бадминтон, волейбол, общеразвивающие упражнения и др.).

Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями в пожилом и старшем возрасте.

Пожилой возраст с 55-75 (женщины), с 60 -75 (мужчины). Старший возраст с 75-90 лет. Старше 90 лет – долгожители.

Задачи физического воспитания в пожилом и старшем возрасте: 1) задержать процессы старения и обеспечить сохранность работоспособности; 2) обеспечить сохранность жизненно важных двигательных навыков и умений;3) пополнить и углубить знания, необходимые для самостоятельного применения средств физического воспитания. Средства физического воспитания: 1) гигиеническая и лечебная гимнастика, средства основной гимнастики;2) циклические упражнения (дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде и др.);3) игры: городки, бадминтон, теннис, бильярд и др. Формы занятий: 1) коллективные (группы здоровья, секции ОФП, клубы любителей бега и др.); 2) самостоятельные занятия; 3) труд на открытом воздухе, организованный по правилам рационального дозирования нагрузки.

Методические правила проведения занятий: 1) строгое дозирование упражнений по количеству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений; 2) строгое чередование упражнений силовой направленности с упражнениями на расслабление; 3)увеличение доли дыхательных упражнений в содержании занятий (после каждых 3-4 упражнений общеразвивающего характера); 4)чередование исходных положений выполнения упражнений, чередование включаемых в работу мышечных групп; 5) у нетренированных людей частота сердечных сокращений не должна учащаться более чем на 30 уд./мин, пульс у здоровых не должен превышать 100-120 уд./мин; нагрузка не должна превышать безопасный для деятельности сердечно­сосудистой системы уровень; 6) обязательным условием проведения занятий является систематическое применение объективных медицинских методов контроля и повышенное внимание к результатам самоконтроля.

Организация занятий: 1) разница в возрасте зачисляемых в одну и ту же группу не должна быть более 5-10 лет; 2) наполняемость группы 20-25 чел; 3) По состоянию здоровья на основе данных медицинского контроля выделяются три группы занимающихся: первая - практически здоровые и достаточно физически подготовленные, вторая - практически здоровые, но недостаточно физически подготовленные, а также те, которые имеют компенсированные функциональные отклонения или начальные формы заболеваний, третья - люди со сниженными приспособительными возможностями, имеющие отклонения в состоянии здоровья;4) третья группа должна заниматься в специальных кабинетах ЛФК;5) частота занятий - 2-3 раза в неделю, преимущественно на открытом воздухе; 6) занятия подчиняются трехчастной структуре организации.

Классификация видов спорта.

Спорт -представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы, и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом.

Классификация видов спорта: 1) виды с активной двигательной деятельностью (гимнастика, легкая атлетика, плавание и т.п.); 2)виды, основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами (автомобильный, мотоциклетный и т.п.); 3) виды двигательная активность, в которых лимитирована поражением мишени (стрельба из лука, пистолета и т.п.); 4) виды с сопоставлением результатов конструкторско-модельной деятельности (авиа, мото, судо - модельный и т.п.); 5) виды с абстрактно-логическим обыгрыванием (шашки, шахматы и т.п.); 6) многоборья (биатлон, пятиборье и т.п.).

Классификация видов спорта по особенностям соревновательной деятельности:

1. Виды спорта, в которых спортивный результат измеряетсявременем преодоления соревновательных дистанций. К этой группе относятся: а) виды спорта, в основе которых лежит преодоление расстояния с помощью природного (естественного) механизма передвижения (легкоатлетический бег, плавание); б) виды спорта, в основе которых лежит преодоление расстояния пу­тем применения средств оснащения в качестве экипировки (лыжи, коньки); в) виды спорта, в которых преодоление расстояния осуществляется на основе использования конструкций подвижных средств, приводимых в движение человеком (велоспорт, гребля); г) виды спорта, в которых преодоление расстояния производится с использованием «самодвижущихся» средств передвижения, управляемых человеком (мотоциклетный, автомобильный спорт и др.).

2. Виды спорта, в которых спортивный результат измеряетсярасстоянием, которое преодолевает спортсмен или посланный им снаряд в пространстве. Данная группа включает: а) виды спорта, в основе которых лежит противодействие силе земного притяжения путем перемещения тела спортсмена в пространстве (прыжки в высоту, в длину и с шестом); б) виды спорта, в основе которых лежит противодействие силе земного притяжения путем перемещения снаряда в пространстве (метание копья, молота, диска, толкание ядра). Все эти виды спорта представляют собой ациклические скоростно-силовые упражнения.

3. Виды спорта, в которых результат измеряетсявесом поднятого снаряда или числом подъема снарядов определенного веса. В эту группу входят: а) виды спорта, в основе которых лежит выполнение тяжелоатлетических упражнений с максимальным весом отягощений (силовое троеборье, классические упражнения в тяжелой атлетике); б) виды спорта, для которых характерно выполнение упражнений со штангой фиксированного веса -максимальное количество раз (гиревой спорт).

4. Виды спорта, в которых спортивный результат определяется дос­тигнутымконечным эффектом, который в зависимости от состава действий может быть выражен количеством забитых мячей, шайб, набранных очков и пр. К ним относятся: а) виды спорта, характеризующиеся противоборством нескольких спортсменов с каждой стороны, а также виды спорта, в которых спортивный результат обусловлен достигнутым конечным эффектом за определенное, лимитированное правилами соревнований время, которое должно быть полностью использовано (футбол, хоккей, баскетбол, гандбол); б) виды спорта, основу которых составляет противоборство нескольких спортсменов с каждой стороны. Победа в соревнованиях в них определяется лимитированным конечным эффектом, но соревнования не ограничены временем их проведения (теннис, настольный теннис, волейбол и др.); в) виды спорта, для которых характерно противоборство двух спортсменов; г) виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (стрельба из пистолета, винтовки, лука и др.).

Для соревновательной деятельности в спортивных играх и единоборствах характерен более сложный и переменный состав двигательных действий. В командных спортивных играх, в отличие от индивидуальных, результат встречи - командный показатель.. В качестве единицы измерения полезных действий выбирается результат действия, связанный с выигрышем очка (заброшенный мяч, шайба и т.п.). Единицей измерения будет результат противоположного действия, связанного с проигрышем очка. Условно такую единицу измерения можно назватьочковой или голевой.

В стрелковых видах спорта (с использованием огнестрельного либо иного стрелкового оружия, в частности лука) спортивный результат связан с финальной точностью, т.е. непосредственным поражением цели.

5. Виды спорта, в которых спортивный результат определяетсяс помощью количественных и качественных показателей (например, лыжное двоеборье).

Спортивные достижения в каждом виде спорта во многом обусловлены особенностями, содержанием режимов и условиями соревновательной деятельности.

Основные понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое совершенство», «физическое развитие».

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека (К. Д. Чермит, 2005).

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (Л.П.Матвеев, 1991).

Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. В процессе физического воспитания приобретается широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое развитие- процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивиду

Наши рекомендации