Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта

Средства массовой информации на сегодняшний день представ­ляют собой сложившийся социальный институт, который значи­тельно влияет как на развитие самого общества, так и на форми­рование личности каждого его члена. Можно привести массу при­меров, когда под воздействием СМИ формировалось и изменя­лось общественное мнение, меняя по существу и поведение, и образ жизни людей. Гармония в социальных отношениях налажи­вается не сама по себе, она требует внимания, изучения, управле­ния, наконец. В выполнении этих функций заметную роль играют СМИ. Поэтому так важно научиться пользоваться возможностями СМИ для решения насущных проблем отрасли «Физическая куль­тура и спорт».

Нет необходимости специально аргументировать роль средств массовой информации в формировании социально-психологичес­кой ориентации человека. Имеющиеся научные разработки, на­пример в области спортивной науки и физического воспитания [4, 6, 9, 10], свидетельствуют о мотивированных установках уча­щихся общеобразовательной школы, сложившихся на 90—95% под воздействием масс-медиа. И только 5—10% связаны с влиянием учителя физкультуры, семьи, однокашников.

Между тем профессиональная педагогическая компетентность самого большого «учителя» наших детей и молодежи — телевиде­ния весьма далека от возможности «сеять разумное, доброе, веч­ное». Пышно расцветающий на телеэкранах культ насилия, жесто­кости и эротики, коммерциализация, непомерная политизирован­ность обрушивающихся на нас и наших детей потоков информа­ции ставят под сомнение эффективность усилий педагогов при­вить учащимся интерес к гуманистическим ценностям, к здорово­му образу жизни.

Преодоление этого негативного влияния возможно при целе­направленном внедрении в массовое сознание необходимости ко-





Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта - student2.ru ренной перестройки деятельности всех социальных структур, от­ветственных за воспитание детей и молодежи, а следовательно, реальной оценки факторов, действительно формирующих или раз­рушающих гуманистические идеалы человека.

Воспитание российского интеллигента в этом смысле должно предусматривать не просто гуманизацию как общую стратегию формирования личности, но и высокий уровень компетентности личности в оценке истинной направленности зомбирующих воз­действий средств массовой информации. Ему необходимы хорошо тренированные умения оберегать от этих воздействий не только себя, но и своих детей, и окружающих его российских неинтелли­гентов.

Преобразования в деятельности СМИ должны идти по пути развития двух взаимообусловленных функций пропаганды: обра­зовательной и воспитательной [4].

Образовательная функция направлена на формирование у населения необходимых и прочных знаний. Воспитатель­ная — призвана формировать у людей определенные качества, черты характера, привычку заниматься физическими упражнени­ями и спортом.

Значение средств массовой информации возрастает. Однако, к сожалению, они делают акцент только на том, что физкультура — это здоровье, и значительно реже показывают связь между физи­ческой культурой и нравственным, эстетическим воспитанием, совсем не раскрывая возможности физкультурного движения в ре­шении социально-экономических задач.

На основании экспериментальных данных было установлено, что пропагандистское воздействие зависит от ряда условий: 1) от того, насколько информация дает прибавку к уже имеющимся у человека знаниям; 2) от степени близости информации к образу жизни и образу мыслей аудитории; 3) от степени необычности подачи информации, которая может привлечь внимание аудито­рии, но это еще не будет означать, что к ней возникнет позитив­ное отношение; 4) от эффекта соучастия; 5) от эмоционального настроя аудитории.

Применительно к средствам массовой информации это означа­ет поворот от агитационно-пропагандистских к просветительно-образовательным функциям, стремление к тому, чтобы люди не только пополняли и углубляли теоретические познания в области ФК, ЗОЖ, олимпизма, не только потребляли информацию, но и имели возможность получить практические знания для решения конкретных вопросов.

Проведенное нами исследование по проблеме «Олимпийский спорт на телеэкране» позволяет утверждать, что, к сожалению, пока не сформирован профессиональный подход к освещению спортивных событий, нет четкой стратегии использования потен-

циала СМИ в целях развития олимпийского спорта, формирова­ния спортивного образа жизни, моды на здоровье.

В ходе исследования мы обратились к анализу спортивной ин­формации, которая идет с телеэкранов. Для этого нами была составле­на сетка спортивных телепередач, проходивших в декабре 1999 г.

Нами выявлено, что за месяц было показано 148 тематических ' телепередач, 13 трансляций с мест соревнований. Новости спорта передаются в информационных программах «Время», «Вести», «События», «Сегодня», «Новости», «ТСН» на каналах ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, «Культура», ТВ-6 по 4—5 раз в день.

На ОРТ традиционной тематической телепередачей является лишь «Футбольное обозрение». Однако не реже одного раза в неде­лю канал транслировал чемпионат России по хоккею. На ОРТ, как правило, транслируются международные матчи по футболу, например «Лига чемпионов».

РТР — государственный канал, на котором тематические спортивные передачи представлены каждый день. К таким переда­чам относятся «Арена-спорт», «Папа, мама, я — спортивная се­мья», «Спорт+ТВ».

Наиболее разнообразно представлены спортивные передачи на канале ТВЦ. Здесь можно посмотреть передачи, посвященные ге­роям олимпийских игр: «Грани», «Спортивный экспресс», а также «Мото гран-при», «Экстремальная зона», «Сразись с чемпионом», «Футбол в диалогах».

НТВ — канал, который также обращается к спортивной инфор­мации в тематической передаче «Спорт». Кроме того, на НТВ су­ществуют спортивные передачи «Третий тайм» и «Дневник лиги чемпионов». Транслирует НТВ, как правило, соревнования по фигурному катанию. В декабре регулярно шли репортажи с чемпио­ната России.

Другие каналы — «Культура» и ТВ-б — передают, как правило, новости спорта в информационных выпусках и иногда ведут транс­ляции с престижных и крупных соревнований. Так, в последнее воскресенье января на канале «Культура» транслировался матч лиги чемпионов по баскетболу «ЦСКА — Калев».

Дни недели, в которые проходят спортивные передачи, как правило, будни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Время спортивных передач — утреннее — с 9 до 12 часов или ночное — с 24 и позже.

Таким образом, несмотря на казалось бы достаточно частое по­явление спортивных передач на телеэкране, изменения положе­ния с пропагандой спорта, спортивного стиля жизни, формиро­вания положительного общественного мнения относительно цен­ностей спорта, к сожалению, не происходит. Причины такого по­ложения понятны. Спортивные передачи проходят, как видно из анализа, в «непрестижное» для телевидения время: будние дни,





утреннее и ночное время, т.е. аудитория, которая может позволить себе смотреть телепередачи в утреннее время, очень небольшая — неработающее или работающее посменно население. Молодежь, как правило, в это время занята учебой, взрослое население — работой.

Ночное время (с 24-х часов) также охватывает лишь специфи­ческую аудиторию — людей, которые любят полуночничать. Та­ким образом, отдача от такой спортивной передачи очень низкая. В выходные дни из спортивных передач можно посмотреть лишь «Спортивный экспресс» на ТВЦ, проходящий в воскресенье с 21-го часа.

Что касается трансляций с соревнований, то круг показывае­мых видов спорта ограничивается тремя—четырьмя: футбол, хок­кей, баскетбол, фигурное катание или лыжи, биатлон, в зависи­мости от календаря соревнований. Из детских передач, посвящен­ных спорту, можно назвать лишь одну — «Папа, мама, я — спортив­ная семья». Но проходит она на канале РТР в ранние утренние часы, до 9-ти утра.

Очень мало образовательных передач, спортивных уроков, ко­торые могли бы научить население двигательным навыкам и уме­ниям. С большой натяжкой можно отнести к образовательным пе­редачам такие, как «Экстремальная зона» и некоторые сюжеты из телепередачи «Сразись с чемпионом».

Создают иллюзию постоянного обращения к спорту информа­ционные передачи. Они появляются на различных каналах практи­чески каждый час. Но если проанализировать эту информацию, то 50 % эфирного времени, от 2-х до 5-ти минут, отдается данным о результатах на чемпионатах мира, кубках мира и других крупных соревнованиях. Одна треть эфирного времени выделяется на ком­ментарии о чемпионатах НХЛ, НБА и других внутриамериканских и внутриевропейских первенствах. На освещение российских чем­пионатов, главных событий российской спортивной жизни, как правило, не остается времени или дается лишь очень краткий ком­ментарий. Из анализа информационных сюжетов можно с опреде­ленностью говорить о неиспользованных возможностях в отноше­нии освещения национальных и народных видов спорта, систем физического воспитания и оздоровления, о недостаточном вни­мании к нетрадиционным формам вовлечения населения в актив­ные занятия спортом.

Создается впечатление, что спортивные журналисты лишь ком­ментируют уже прошедшее событие и не пытаются определить приоритеты, не призывают к изменению образа жизни и склады­вающейся в пространстве массового спорта и физической культу­ры ситуации.

Исследование подтвердило, что у современных электронных СМИ нет четкой стратегии в отношении формирования положи-

тельного общественного мнения, интереса к спортивному стилю жизни. Для уточнения этих позиций и выявления отношения к спортивной телеинформации студентов Российской государствен­ной академии физической культуры (РГАФК) мы провели социо­логическое исследование.

Обращение к этому контингенту респондентов было не случай­ным. Студенты физкультурного вуза являются наиболее знающей и интересующейся молодежной аудиторией в области спортивной информации. Они выступают в некотором роде в качестве экспер­тов, которые, по-нашему мнению, могут адекватно оценить каче­ство телепередач и профессионально сформулировать требования к спортивной телеинформации.

В опросе участвовали в основном студенты I и II курсов гума­нитарного факультета, специализации спортивная журналистика, связи с общественностью, спортивный менеджмент, а также сту­денты, представляющие другие факультеты. Было опрошено 50% юношей и 50% девушек. Причем 74% активно и систематически занимаются спортом, т.е. это люди, хорошо понимающие и любя­щие спорт. Поэтому практически все опрошенные смотрят телеви­зионные спортивные передачи, из них 50,1 % — ежедневно. 76,3% опрошенных интересуются спортивными новостями постоянно и только 23,7% (это в основном девушки) интересуются от случая к случаю.

По мнению большинства респондентов, блок спортивных но­востей лучше всего представлен в информационной программе «Се­годня». Примерно одинаково студенты оценивают качество спортив­ной информации в программах «Вести», «Новости», «События», «Время», ТСН.

Обращает внимание тот факт, что 61,3% опрошенных говорят о том, что у них нет любимой спортивной телепередачи, у осталь­ных респондентов в любимых спортивных передачах оказались «Хро-но», «Футбольный клуб», «Спорт-курьер RenTV», «Арена-спорт», «Спортивный экспресс», «Лига чемпионов».

Для социологического анализа важно было узнать, какие спортивные новости интересуют студентов физкультурного вуза. Большинство студентов предпочитают информацию о междуна­родных спортивных событиях, их весьма интересуют и новости об олимпийских играх и олимпийских видах спорта. В меньшей степе­ни они интересуются новостями из жизни российского спорта. Видимо, это объясняется снижением в последнее время уровня спортивных результатов, меньшей конкуренцией на российских спортивных аренах. Мало интересуют студентов передачи о спортив­ном образе жизни. Можно полагать, что студенты физкультурных вузов получают достаточно информации об организации здорово­го образа жизни в ходе обучения в вузе посредством освоения лек­ционного материала и подготовки к учебным занятиям. Об этом





свидетельствуют их пожелания в отношении того, что они хотели бы увидеть на телеэкране.

Из видов спорта их больше интересуют передачи и трансляции с соревнований по футболу (1-е место), хоккею (2-е место), тен­нису (3-е место), баскетболу (4-е место). Вызывают у студентов интерес трансляции соревнований по плаванию, борьбе, спортив­ным танцам, техническим видам спорта. В этом отношении сту­денты физкультурных вузов мало отличаются от другой телевизи­онной аудитории. Известно, что футбол, хоккей, баскетбол — это всеми любимые в России виды спорта.

С учетом важности образовательной функции СМИ один из вопросов анкеты предлагал выявить приоритетную образователь­ную тематику, которую хотели бы видеть на телеэкранах будущие специалисты в сфере физической культуры и спорта. Респонденты нашего исследования приветствуют любые образовательные пере­дачи, которые касаются процесса спортивной тренировки. Они хотели бы регулярно смотреть телепередачи, посвященные мето­дике тренировки, спортивной психологии, спортивной техники; из олимпийской тематики — почаще видеть на телеэкранах интер­вью с героями олимпийских игр, об истории олимпийских игр. Интересны и полезны были бы, по их мнению, передачи, посвя­щенные региональным олимпийским праздникам, телевиктори­нам, а также передачи, пропагандирующие ценности олимпизма.

Наиболее удачным временем для показа спортивных телепере­дач было названо вечернее время, преимущественно с 21 до 24 ча­сов. Наиболее удачные дни недели — пятница, суббота, воскресе­нье. Это утверждают 60 % опрошенных студентов.

Таким образом, проведенное нами социологическое исследо­вание подтвердило выводы контент-анализа сетки телевещания: сегодняшнее телевидение не использует в полной мере своих воз­можностей для формирования нравственного и физического здо­ровья нации посредством такого мощного воспитательного и оз­доровительного феномена, как спорт. Создавшееся положение, по нашему мнению, можно изменить, если Министерством по печа­ти РФ будет принято стратегическое решение: создание специ­ального спортивного канала, приоритетной задачей которого дол­жна стать разработка и реализация национальной идеи «Здоро­вые дети — здоровая нация — процветающая страна». Альтернати­вой этому предложению, учитывая технические и экономические проблемы, может выступить вьщеление части эфирного времени телеканала «Культура» телеканалу «Спорт», поскольку физичес­кая культура человека не менее важна и является частью общей культуры. В содержании работы такого телеканала должны найти место олимпийское образование, пропаганда олимпийских цен­ностей, олимпийский спорт как главные составляющие физичес­кого и нравственного здоровья людей.

Наши рекомендации