Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания.

Периодизация школьного возраста: значение учета возрастных периодов для повышения эффективности физического воспитания.

В педагогике школьный возраст принято разделять:

1. младший школьный возраст (7- 10 лет): плохо выполняют движения на точность, следует ограничить дозировку в прыжках в высоту, т.к. кости таза еще плохо срослись, снизить нагрузку в висах и упорах. В данном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, координация между движением и зрительным ощущением. Педагогу при показе следует опираться на объяснение, вводить специальные термины.

2. подростковый возраст (11- 14 лет): развиваются внимание, память, воля, мышление. Все это приводит к выполнению сложных движений. Меняется психика, происходит развитие половых желез, подростки плохо выполняют координированные движения.

3. юношеский возраст (15- 17 лет): период тренировки мышечной силы и выносливости. Необходимо осторожно использовать упражнения с сотрясением тела, которые вредно сказываются на функциях половых органов.

Содействие нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию в процессе физического воспитания.

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическом.

Умственное воспитание. Непосредственная связь - в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь – повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Нравственное воспитание. Способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

Эстетическое воспитание. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека.

Трудовое воспитание. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных навыков.

Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания.

Физическое воспитание – один из основных специфических видов воспитания. Физическое воспитание – педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которого формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.

В ФВ различают две стороны: обучение двигательным действиям (физкультурное образование) и воспитание физических качеств индивида.

Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Программно-нормативные основы системы ФВ конкретизируются применительно к особенностям контингента и условиям основной деятельности участников физкультурного движения в двух направлениях: общеподготовительном (ФВ в системе общего обязательного образования, обеспечивает базовый минимум всесторонней физической подготовленности, необходимый фонд двигательных умений и навыков, доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей) и специализированном (углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким уровнем достижений). Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств и спортивного совершенствования.

Процесс взаимодействия педагога и учащихся: передача знаний, вооружение арсеналом двигательных умений и навыков, привитие навыков самостоятельных занятий, применение ЗУН на практике, для укрепления здоровья, воспитание нравственных и морально-волевых качеств.

5 Особенности реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Методика закаливания.

Оздоровительные задачи:

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воз­душные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают (повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и ин­фекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.)).

2. Укрепление ОДА и формирование правильной осанки, профилактика осанки, плоскостопия.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребен­ка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимиза­ции пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). На ос­нове принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспе­чивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи:

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам - формирование умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу - элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу - садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка - ходить; к третьему году жизни ребенок - освоить ходьбу, бег, лазание; к чет­вертому году - навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок - уметь бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по ле­сенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физичес­кой культурой (обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на бо­лее высокую активность). Постоянная оценка выполненных зада­ний, внимание и поощрение способствуют выработке по­ложительной мотивации к систематическим занятиям ФУ. В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способно­сти.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи теснейшим образом взаимосвязаны, и решаться должны в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всесто­роннего, не только физического, но и духовного развития.

6 Этап начальной спортивной специализации в многолетней подготовке юных спортсменов (цель, задачи, возраст, содержание, построение годичных циклов).

Задачи: 1 - обеспечение всесторонней физичес­кой подготовленности занимающихся, 2 - дальнейшее овладение рациональной спортивной техникой, 3 -создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта, 4 – укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков, 5 -повышение уровня физической подготовки на основе проведения разносторонней подготовки, 6 - отбор перспективных детей для дальнейших занятий в избранном виде спорта.

Средства: - подвижные игры и игровые упражнения, - ОРУ, - основные и специальные упражнения избранного вида спорта, - упражнения других видов спорта.

Специализация имеет «многоборный», не узконаправ­ленный характер. Наряду с овладением основами техники избран­ного вида спорта и других физических упражнений особое внима­ние уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для ус­пешной специализации в избранном виде спорта.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы началь­ной специализации должно быть увеличение объема при незначи­тельном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интен­сивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нуж­но нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагру­зок требуется во время интенсивного роста и созревания организ­ма, когда резко активизируются естественные пластические, энер­гетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представ­лен как бы в свернутом виде.

7 Цель и сущность основных задач в физическом воспитании.

Цель ФВ – достижение физического совершенства.

Для достижения цели ФВ решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития, уровень подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

Специфические задачи ФВ: по оптимизации физического развития человека и образовательные.

По оптимизации физического развития человека (связаны с телесными функциями):

- оптимальное развитие физических качеств (их перенос на любую двигательную деятельность);

- укрепление и сохранение здоровья (основное условие полноценной жизни, на базе которого достигается высокий уровень развития физических качеств), закаливание организма;

- совершенствование телосложения и гармонического развитие физиологических функций (коррекция недостатков телосложения, осанки, развитие мышечной массы);

- сохранение высокого уровня физической работоспособности (сохранение высокого уровня физических способностей).

Образовательные (в результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки):

- формирование жизненно важных умений и навыков (плавание, бег, ходьба);

- формирование спортивных умений и навыков (косвенная прикладность);

- приобретение базовых знаний.

Общепедагогические – формирование личности человека (развитие нравственных качеств; интеллекта; психомоторной функции; формирование этических и эстетических качеств).

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех ее задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

8 Физическое воспитание школьников; физическое воспитание в школе как часть учебно-воспитательного процесса; предмет «Физическая культура» в базовом учебном плане общеобразовательной школы.

Физическое воспитание - вид воспитания, специфика которой заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. Включает два процесса:

1.физическое образование - процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний (формирование спортивных навыков и умений, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, передача специальных физкультурных знаний).

2.воспитание физических качеств - целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированной физической нагрузки (силовые способности, скоростные способности, выносливость, координационные способности, гибкость).

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Цель физического воспитания - воспитывать физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Задачи физического воспитания:

1.обеспечить всестороннее развитие физических качеств, совершенствовать телосложение, укреплять здоровье;

2.формировать жизненно важные умения и навыки;

3.воспитывать нравственные качества.

9 Этап углубленной тренировки в многолетней подготовке юных спортсменов (цель, задачи, возраст, содержание, построение годичных циклов).

Прихо­дится на период жизни спортсмена, когда в основном завершает­ся формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентностъ организма по отно­шению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процес­се напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный про­цесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличе­ния времени, отводимого на выполнение специально под­готовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем, и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система трени­ровки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответству­ют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основные задачи: 1 - целенаправленное развитие специальных физических качеств; 2 - совершенное и вариативное овладение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализация, 3 - развитие физи­ческих и волевых качеств, способствующих совершенство­ванию технического и тактического мастерства спортсмена; 4 – подведение к соревновательной борьбе и накопление соревновательного опыта.

10 Теория и методика физической культуры как научная и учебная дисциплина: предмет исследования и направленность; связь с гуманитарными и естественными науками.

ТиМФК - создает условия для всесторон­него гармоничного развития человека, воспитания соци­ально активной личности, содействует эффективному использованию и умножению ценностей физической куль­туры. Предмет исследования ФВ – различные группы населения с точки зрения их подготовленности.

Теория физической культуры, ее общие основы и отрасли связаны со многими гуманитарными и есте­ственными науками. С культуроведением (общей тео­рией культуры), социологией, теорией управления со­циальными процессами и общей теорией воспитания (педагогикой). Они рассматривают физическую культуру в социологическом, организационно-управлен­ческом и педагогическом аспектах, - социология фи­зической культуры, теория организации и управления физкультурным движением, теория и методика физи­ческого воспитания (как отрасль теории физической культуры, имеющая в основном педагогическое содер­жание). ТФК широко пользуется материалами этих дисциплин и, в свою оче­редь, обогащает их. Существенное значение для ТФК имеют также материалы психо­логического изучения физкультурной практики (социальная психология и психопе­дагогика физкультурного движения).Вместе с тем теория физической культуры связана с естественными науками, т.к. в пред­мет ее входит выяснение закономерностей направлен­ного оптимизирующего воздействия на естественные свойства человека, на функции и структуры его орга­низма, на процесс их развития. Поэтому разработка на­учной ТФК не мыслится без широкой опоры на исследовательские материалы биоло­гических наук, изучающих человека, закономерности его функционирования и развития (теория индиви­дуального развития и развития в процессе смены поколений), теория адаптации к факторам внеш­ней среды, физиологический, биохимический, биофи­зический и другие естественнонаучные аспекты изуче­ния двигательной деятельности и ее воздействия на че­ловека. То же самое надо сказать о гигиенических и медицинских аспектах рационализации физкультурной деятельности.

Трудно назвать отрасль науки, касающуюся человека, с которой не была бы так или иначе связана ТиМФК. Она использует достиже­ния многих пограничных наук, выделяет и синтезирует общее, соот­ветствующее ее собственному смыслу. ТФК - интегративная научная дисциплина. В ней все боль­ше накапливается конкретных исследовательских мате­риалов и обобщений, позволяющих продвигаться вперед по трудному пути познания общих закономерностей функ­ционирования, структурирования и развития физической культуры в современном мире.

В качестве образовательной (учебной) дисциплины ТиМФК - ос­новной общепрофилирующий предмет профессиональ­ного образования специалистов по физической культуре и спорту. Поскольку в учебные планы институтов физи­ческой культуры этот предмет введен сравнительно не­давно (в отечественных вузах с 1979 г.), он является в настоящее время как бы переходным курсом от ТФВ к более полной системе знаний о физической культуре. В своем современном виде ТиМФК как учебная дисциплина вклю­чает четыре крупных раздела:

1.Введение в теорию ФК (исходные категории (понятия), составляющие основной понятийный аппарат теории физической куль­туры, предмет, методы исследования; основные социальные функции и формы физической культуры, тенденции ее развития в обществе).

2.Общие основы ТиМФВ (общие черты и закономерности физического воспитания как педагогически на­правленного процесса, использование факторов физиче­ской культуры в образовательно-воспитательных целях, основные задачи, решаемые в процессе физического вос­питания, средства и методы, принципы построения занятий и управления их эффек­том и т. д.).

3.Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры в обществе (особенности различных направ­лений и соответствующих им форм целесообразного использования физической культуры в структуре образа жизни людей, особенно в основных сферах жизнедеятельности). Рассматриваются особенности физической культуры в системе общего об­разования, в образе жизни основного контингента насе­ления и в рамках профессионально-прикладной подго­товки, в системе научной организации труда и в сфере повседневного быта. Анализируется и спорт, как один из основных компонентов физической культуры, и специфические формы спортивной деятель­ности (спортивная тренировка, состязания).

4.Научно-прикладные основы дифференцированного использования физической культуры в возрастном аспекте (проблемы целесообразного применения факторов физической культуры рассматриваются применительно к особенностям основных этапов возрастного развития че­ловека, характеризуются особенности физ­культурных занятий, связанные с изменением конкретных условий жизнедеятельности в процессе жизни).Курс ТФК включает обширный комплекс знаний, входящих в тео­ретический фундамент профессионального образования специалистов. Он дает возможность будущему специалисту целостно осмыслить суть профессиональной деятельности во всей сфере фи­зической культуры, обогащает его кругозор, содействует формированию широкого профессио­нального мировоззрения, обеспечивает необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности, раскрывает в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации задач ФВ.

Наши рекомендации