Аспекты национальной культуры
Большой исследовательский проект по изучению различий национальных культур в деятельности дочерних компаний многонациональной корпорации (IBM) был осуществлен в 64 странах. Последующие исследования охватили студентов соответственно из 10 и из 23 стран, элитарные слои общества 19 стран (Hofstede, 1991;HofstedeandBond, 1988;Норре, 1990). Совместно эти исследования выделили пять независимых измерений, переменных, определяющих различия национальных культур.
(1) Дистанция власти — степень, начиная с которой наименее влиятельные сотрудники организаций и социальные институты (например семья) воспринимают и полагают, что власть распределена неравномерно. Это отражает представление о неравноправии (больше или меньше допустимого) снизу, а не сверху. Утверждается, что уровень общественного неравноправия подтверждается в равной степени как лидерами, так и последователями. Власть и неравноправие, конечно, — фундаментальные явления любого общества, и человек с опытом международного общения сознает, что «любое общество неравноправно, но в одном неравноправия больше, чем в другом*.
В табл. 1 перечислены некоторые различия на рабочем месте между культурами, отличающиеся большей и меньшей дистанцией власти. В данной формулировке рассматриваются крайности; в реальной ситуации могут встречаться также и промежуточные позиции. На поведение людей на работе в значительной степени влияет ранее приобретенный ими опыт отношений в семье и в школе: ожидания и страхи по отношению к начальнику представляют собой проекцию отношений с отцом, матерью или учителями. Для того чтобы понять руководителей, коллег и подчиненных в другой стране, необходимо знать о национальных особенностях их отношений в семье и в школе.
(2) Индивидуализм, с одной стороны, и коллективизм — с другой, - это степень, с которой человек интегрирован в группу. На полюсе «индивидуализм» мы находим общества, в которых связи между индивидуумами слабые: от каждого ожидается, что он/она сам/сама будет заботиться о себе и своей собственной семье. На полюсе «коллективизм» мы находим общества, в которых люди с самого рождения интегрированы в сильные, сплоченные группы, часто расширенные семьи (с дядями, тетями, бабушками и дедушками), которые непрерывно их защищают в обмен на абсолютную приверженность. Слово «коллективизм» в этом понимании не имеет политического оттенка: оно означает группу, а не государственное устройство. Более того, вопрос, касающийся этого аспекта, фундаментален и относится ко всем обществам в мире.
В табл. 1 также показаны некоторые различия на рабочем месте между коллективистскими и индивидуалистическими культурами; большинство существующих культур занимают промежуточное положение между этими двумя крайностями. Слова «сепаратизм» и «универсализм» являются общими социологическими категориями. Сепаратизм — образ мышления, при котором нормы общения с людьми зависят от группы или категории, к которой они принадлежат. Универсализм -образ мышления, при котором нормы общения с людьми одинаковы независимо от принадлежности людей.
(3) Мужественность в сравнении с противоположностью — женственностью (иногда — мачизм против феминизма) — является еще одним фундаментальным вопросом общества, так как относится к распределению ролей между мужчинами и женщинами для определения диапазона методов решения проблем. Исследования компании IBM показали, что в разных обществах ценности женщин меньше отличаются друг от друга, чем ценности мужчин, и что ценности мужчин в разных странах могут содержать параметры от чрезмерной самоуверенности и настроенности на соперничество и максимального различения от женских ценностей, с одной стороны, до скромности, заботливости и близости к женским ценностям — сдругой. Если в обществе преобладает тенденция к самоутверждению личности, то его называют «мужественным», а если преобладают тенденции к заботливости и скромности, то общество - «женственное». Женщины в женственных обществах обладают такими же тенденциями к проявлению скромности и заботливости, как и мужчины; в мужественных обществах женщины также проявляют тенденции к самоуверенности и конкуренции, но не в такой степени, как мужчины, и поэтому в этих странах наблюдается тенденция к расхождению в ценностях женщин и мужчин. В табл. 1 также перечислены некоторые различия на работе между мужскими и женскими культурами.
Таблица 1 Последствия различий национальных культур для работы
Общество с небольшой дистанцией власти Иерархия означает неравенство ролей,основанное на полезности и необходимости Подчиненные ожидают консультаций состороны руководства Идеальный руководитель — изобретательныйдемократ Общество с развитым коллективизмом Ценностные стандарты различаются внутри групп и вне их: сепаратизм Другие люди оцениваются какчлены их группы. Более важны взаимоотношения между людьми, чем задачи Отношения между работодателем инаемным работником строятся на основе моральноммодели Женственное общество Излишняя самоуверенность осмеивается Сотрудники согласны работать за более низкие станки оплаты труда Фокус на качество жизни * Интуиция Общество с низким стремлением избежать неопределенности Неприятие правил — писаных или неписаных Низкий уровень формализации и стандартиза ции Терпимость к людям с отклоняющимся поведением и идеями | Общество с большой дистанцией власти Иерархия означает существующее неравенство Подчиненные рассчитывают на то, что им скажут, что нужно делать Идеальный руководитель - благосклонный автократ (хороший отец) Общество с развитым индивидуализмом Одни и те же ценности применимы ко всем: универсализм Другие люди оцениваются как потенциальные ресурсы Более важны задачи, чем взаимоотношения Отношения между работодателем и наемным работником строятся на основе расчета Мужественное общество Излишняя самоуверенность высоко ценится Сотрудники согласны работать только за более высокие ставки оплаты труда Фокус на карьерный рост Решительность Общество с высоким стремлением избежать неопределенности Эмоциональная потребность в правилах — писаных или неписаных Высокий уровень формализации и стандарти-зации Нетерпимость к людям с отклоняющимся повелением и идеями |
(4) Стремление избежать неопределенности обусловливается степенью терпимости общества к неопределенности и двусмысленности; т. е. в конечном счете относится к поиску человеком истины. Оно указывает, в какой степени культурное программирование позволяет членам общества ощущать комфорт или дискомфорт в неопределенной, неустойчивой ситуации. Неопределенная ситуация нестандартна, неизвестна, непредсказуема, отличается от обычной. Культуры, стремящиеся избежать неопределенности, пытаются минимизировать вероятность таких ситуаций, создавая строгие законы и правила, меры безопасности и зашиты, а на уровне философии и религии — веру в абсолютную истину: «Может существовать только одна истина, и мы ею обладаем». Люди в таких странах также более эмоциональны н мотивируются внутренней нервной энергией. В противоположном типе культуры, которая спокойно воспринимает неопределенность, люди более терпимы к взглядам, отличным от их собственных или тех, к которым они привыкли; они стараются создавать как можно меньше правил, а с позиций философии и религии действуют как «релятивисты» (признающие относительность чего бы то ни было) и позволяют сосуществовать рядом многим течениям. Люди в этой культуре более флегматичны и погружены в размышления, от них не ждут открытого выражения эмоций. В табл. 1 перечислены некоторые различия
на рабочем месте между культурами с низким и высоким стремлением избежать неопределенности.
(5) Долгосрочная ориентация в сравнении с краткосрочной ориентацией изучалась среди студентов 23 стран мира с использованием опросников, разработанных китайскими учеными (Hofstede and Bond, 1988). Можно сказать, что это исследование касается добродетели безотносительно к истине. Ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, определяются расчетливостью и напористостью; в свою очередь, ценностями, связанными с краткосрочной ориентацией, являются уважение к традициям, выполнению социальных обязательств и стремлению не терять своего лица. Как положительные, так и негативные ценности этого измерения можно найти в учении Конфуция, наиболее влиятельного китайского философа, жившего за 500 лет до и. э.; однако этот показатель можно применить и к странам, которых не коснулась конфуцианская философия. В отличие от предыдущих четырех аспектов, которые приведены в табл. 1, для этого показателя
такая таблица различий не составлялась из-за недостаточной изученности этой области.
Данные по первым четырем аспектам были получены на основании исследования корпорацией IBM 50 стран и 3 регионов, в то время как пятый аспект рассмотрен на основе данных о студентах из 23 стран, собранных М. X. Бондом. Для более подробной информации о ценностях смотрите работу Г. Хофстеде (Hofstede, 1990), Наиболее высокая дистанция власти характерна для латинских, азиатских и африканских стран, а наиболее низкая — для германских. Индивидуализм преобладает в развитых и западных странах, в то время как коллективизм - в менее развитых и восточных; Япония занимает промежуточное положение. Наиболее высокий показатель мужественности - в Японии, в нескольких европейских странах (в Германии, Австрии и Швейцарии); умеренно высокий показатель — в англоговорящих; наиболее низкий — в скандинавских странах и в Голландии, а умеренно низкий - в некоторых латинских и азиатских странах, например во Франции, Испании и Таиланде. Показатель стремления избежать неопределенности самый высокий в латинских странах, в Японии и странах, говорящих па немецком языке, а самый низкий - в англоговорящих, скандинавских странах и китайской культуре. Долгосрочная ориентация наиболее ярко выражена в восточных азиатских странах, особенно в Китае, Гонконге, Тайване, Японии и Южной Корее.
Группировка стран по показателям указывает на определенные корни культурных различий. У стран, обладающих похожими показателями, вероятно, существует похожее историческое развитие. Все латинские страны, например, имеют относительно высокие показатели дистанции власти и стремления избежать неопределенности. Латинские страны (говорящие сегодня на романских языках, а именно на испанском, португальском, французском и итальянском) унаследовали, по крайней мере, часть цивилизации Римской империи. Для Римской империи тех времен было характерно наличие централизованной власти в Риме и законодательной системы, действие которой распространялось на любого человека империи. Такая структура сформировала у граждан набор ценностей, которые мы можем наблюдать и сегодня: централизация, породившая большую дистанцию власти, и акцент на законодательстве, породивший сильное стремление избежать неопределенности. В китайской империи также существовала централизация, но там практически отсутствовала непреложная система законов, так как империя управлялась скорее людьми, чем законами. В настоящий момент страны, на которые распространяются китайские традиции, с отношением, зарожденным существовавшей империей, отличает большая дистанция власти, но умеренно низкое стремление избежать неопределенности. Германской части Европы, включая и Великобританию, никогда не удавалось сформировать длительную, общую, централизованную власть, и страны, унаследовавшие эту цивилизацию, демонстрируют небольшую дистанцию власти. Представления об исторических корнях культурных различий всегда были теоретическими, но в данных примерах они вполне убедительны, оставаясь вдругих случаях скрытыми от внешнего наблюдателя.
Показатели по этим пяти аспектам статистически соотносятся со многими другими данными по странам. Например, дистанция власти сопоставляется с применением силы во внутренней политике и с неравенством доходов населения. Индивидуализм связан снациональным богатством (валовой национальный продукт надушу населения) и мобильностью между социальными классами из поколения в поколение. Мужественность отрицательно соотносится с долей валового национального продукта, которуюправительство богатых стран расходует на помощь развитию стран третьего мира.Стремление избежать неопределенности сопряжено с римским католицизмом и правовымобязательством граждан вразвитых странах носить при себе удостоверениеличности. Долгосрочная ориентация соотносится с ростом национальной экономики в течение25 лет, чтовидно на примере экономического успеха в Восточной Азии вэтом периоде, достигнутого благодаря акценту в культуре населения натакие ценности, как расчетливость и напористость, ориентированные набудущее.