I. XIX в. в истории развития русской национальной культуры. «Золотой век» русской культуры.

XIX в. получил название «золотой век» русской культуры, ибо явился временем становления и динамичного развития классических форм культурной жизни в России, благодаря которым наша страна заявила о себе как о своеобразном духовно-историческом организме, обрела собственное место и значение в международных культурных связях. Именно в XIX столетии процесс государственной европеизации и секуляризации российского общества, начатый Петром I, привел к созданию национально самобытного светского культурного уклада, в рамках которого был осуществлен синтез традиционных первоначал отечественной цивилизации и опыта новоевропейского просвещения.

Этот классический культурный уклад практически одновременно выразил себя в сфере художественной словесности, искусства, философской и общественной мысли, в силу чего XIX в. – время появления и совершенствования русской классической литературы, русской оперной и симфонической музыки, русского драматического театра, русской классической живописи, собственно русской философии и основных мировоззрений отечественной интеллигенции.

Характерные черты культурного развития России в первой четверти XIX в.

Образование и просвещение

- Создание Министерства народного просвещения (1802) и признание государством развития народного просвещения в стране важным направлением внутренней политики.

- Начало проведения школьной реформы (1804). Создание гимназий в губернских городах, училищ в уездных городах и церковноприходских училищ при приходах.

Если в начале XIX в. число учащихся низших и средних учебных заведений составляло 120 тысяч человек, то в 30-е гг. их насчитывалось уже 245 тысяч.

- Публикация произведения И. П. Пнина «Опыт о просвещении относительно России» с изложением плана организации образования в России (1804).

По замыслу И. П. Пнина школа в России должна была стать «школой нравов» и «органом патриотизма».

- Развитие высшего образования в стране. Открытие в 1802-1804 гг. университетов в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно с предоставлением им автономии по новому либеральному университетскому уставу (1804). Преобразование в университет Главного педагогического института в Петербурге (1819). Превращение российских университетов в центры подготовки педагогических кадров в стране и методической работы в своём учебном округе.

- Открытие по инициативе М. М. Сперанского Царскосельского лицея (1811).

- Открытие в Петербурге государственной Публичной библиотеки (1814).

- Открытие в Москве Земледельческой школы в качестве первого в стране сельскохозяйственного учебного заведения (1822).

- Открытие в Москве Строгановского училища для подготовки художников декоративно-прикладного искусства (1825)

- Принятие либерального цензурного устава (1804) и развитие книгоиздательства в стране. Рост казённых и частных типографий. Появление первых крупных отечественных книгоиздателей В. А. Плавильщикова, А. Ф. Смирдина.

- Начало издания в России популярных журналов («Вестник Европы» Н. М. Карамзина (1802), «Северный вестник» С. Н. Глинки (1808), «Сын Отечества» Н. И. Греча.

Наука и техника

- Развитие математики в России. Открытие физико-математического факультета в Московском университете (1804). Создание учёным С. Е. Гурьевым трудов по математике («Наука исчислений» (1805), «Рассуждения о математике и её отраслях» (1809). Опубликование работы М. В. Остроградского «Замечания об определённых интегралах» (1824).

- Развитие физики. Выдвижение физиком В. В. Петровым, демонстрировавшим явление вольтовой дуги, идеи о практическом применении электрической дуги для сварки и плавления металлов (1802). Написание В. В. Петровым сочинения «Новые электрические опыты» (1804 г.).

- Развитие химии. Разработка русскими учёными-химиками теории электролиза (1805-1818).

- Развитие географии в России. Организация первого русского кругосветного путешествия на кораблях «Надежда» и «Нева» под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, в результате которого были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, собраны ценные научные коллекции (1803-1806). Открытие Антарктиды в ходе научной экспедиции М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена на военных судах «Восток» и «Мирный» (1819-1821). Морские экспедиции О. Е. Коцебу (1815-1818; 1823-1826), В. М. Головнина (1817-1819), Ф. П. Литке (1821-1829) в Ледовитом и северной части Тихого океана результатами которых стало установление точных очертаний берегов Северной Азии и Америки.

- Развитие геологии. Составление учёным В. М. Севергиным «Подробного словаря минералогического» (1807) и «Опыта минералогического землеописания Российского государства» (1809). Издание учёным А. М. Теряевым «Истории минералогии» (1819).

- Развитие биологии. Проведение первой в истории России прививка против оспы в Московском воспитательном доме (1801). Основание Крымского ботанического сада (1812).

- Развитие астрономии. Завершение И. Д. Ершовым книги «Начертание естественных законов происхождения Вселенной» (1800). Открытие кафедры астрономии в московском университете (1804). Начало деятельности Дерптской обсерватории (1811).

- Развитие исторических знаний в России. Издание Н. М. Карамзиным 12-томной «Истории государства Российского» (1816-1829). Огромное влияние его исторических трудов на развитие исторического мышления, национальное самосознание и духовно-нравственное воспитание представителей просвещённого общества в России.

В 1803 г. императорским указом Н. М. Карамзин был назначен официальным историографом и сосредоточил своё творчество на исторических изысканиях по истории

- Достижения в области техники. Разработка П. М. Залесовым проекта активной одноступенчатой паровой турбины (1806). Изготовление мастером М. Г. Калашниковым модели разводных мостов через Неву (1807-1819). Строительство П. К. Фроловым первой в России чугунной дороги длиной 2 километра (1809). Создание первого в России парохода «Елизавета» (1815). Создание братьями Дубиниными в Моздоке первой установки для перегонки нефти (1823). Запуск на уральских демидовских заводах первой паровой машины (1824).

Наши рекомендации