Распространение субкультур в молодёжной среде
Качество и результативность практической и исследовательской работы с молодежными субкультурами зависит от понимания сложности этих явлений, их структурных, функциональных особенностей, и, что особенно важно, от понимания их логики, от правильности изначальной точки зрения, принятой при работе с ними.
Опыт показывает, что наиболее часто встречаемой ошибкой оказывается осознанная или спонтанная ориентация в работе на некоторые упрощенные схемы, «объясняющие» суть таких сложных социальных явлений, как молодежные субкультуры.
Обычно эти упрощения касаются вопросов идентификации участников НМО и прогнозирования их поведения в связи с принадлежностью к нему. Так:
• Часто не делается разницы между реальными и декларируемыми нормами поведения участников НМО.
• Декларируемые субкультурные нормы воспринимаются как однозначное руководство к действию.
• Участие в НМО воспринимается как формальное членство с общим и обязательным набором приобретаемых характеристик. При этом НМО путают с четко формализованной организацией.
• Наличие внешней атрибутики (даже самой минимальной) воспринимается как однозначный маркер принадлежности к какой-либо субкультуре, существующей на данный момент в городе.
• НМО воспринимается как структура, имеющая общепризнанных лидеров, имеющих формализованный статус и осуществляющих руководство всем НМО.
• Ставится знак равенства между нормами и требованиями субкультуры и личностными особенностями подростка, между его ролью как адепта субкультуры и его личностью.
Этот список возможных ошибок, к сожалению, не является исчерпывающим, однако есть основания полагать, что в его основе лежит ошибочное представление именно о логике описываемого явления. Так, при изучении какого-либо элемента окружающей действительности мы систематизируем информацию о нем по определенной схеме, производим логические операции, позволяющие формулировать понятия, разбивать множества на подмножества и т.д. и т.п. В качестве множества в данном случае выступает вся совокупность специфических культурных проявлений в молодежной среде, а в качестве подмножеств – молодежные субкультуры.
Различные классификации молодёжных субкультур
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ СОЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ
Данный подход ориентирован на определение функции, значения явления в каком-либо контексте, на характер взаимодействия с другими объектами. В нашем случае речь идет о воздействии того или иного формирование на другие (характер взаимодействия с экстремистскими формированиями) и на социум в целом (социальная опасность и идеологическая направленность).
РАДИКАЛЫ:националисты: скинхеды (бонхеды, скино-хулсы), неофашисты, хулсы (хулиганы из состава футбольных фанатов), наци-панки, «красно-черная сотня» («правые» алисоманы, появившиеся после религиозного раскола), наци-реконструкторы, экстремистские политизированные формирования, не имеющие регистрации в качестве общественного объединения или партии;
• культурно-экологические радикалы: "зеленые" радикалы;
• вандалы: дьяволопоклонники (сатанисты - вандалы);
• радикальные неоконсерваторы:неосталинисты, «люберы», экстремистское крыло ролевого сообщества;
• религиозные экстремисты:ваххабиты, православные экстремисты, дьяволопоклонники (антихристиане);
• радикальные мимикранты:криминальные формирования, мимикрирующие под каких-либо радикалов.
АГРЕССИВЫ:панки, анархо-алисоманы, киноманы, ролевое сообщество (рекреационное движение, боевые реконструкторы и др.), металлисты, гопники.
СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ И КРИМИНАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ:"черные следопыты", деструктивные мимикранты, тусовки "голубых", проституток, бэггеры.
НЕАГРЕССИВНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: хиппи, неагрессивные движения в составе ролевого сообщества (творческое движение ролевых игр, анимэшники, и др.), индеанисты, хипхоперы, сатанисты (философское направление), неагрессивные формирования готов.
ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ(в том числе «зеленой», культурно-исторической и патриотической направленности).
КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП ПО СУБКУЛЬТУРНОЙ ОДНОРОДНОСТИ СОСТАВА
Моносубкультурные группы возникают в субкультурах 2-4 уровнях развитости. Состоят из адептов одной субкультуры. Они бывают общегородскими и локальными (как правило, междворовыми).
Полисубкультурные группы. В большинстве случаев они носят локальный характер (двор или несколько дворов). Распространены группы, куда одновременно могут входить скинхеды, панки, ролевики, металлисты, готы; реже эмо и анимэшники. Полисубкультурные группы возникают за счет сильного упрощения и урезания собственных субкультур до того состояния, что межсубкультурные конфликты в группе минимизируются. Полисубкультурные группы обладают достаточной устойчивостью, при этом наблюдается относительно легкий переход подростков из одной субкультуры в другую.