Распространение субкультур в молодёжной среде

Качество и результативность практической и исследовательской работы с молодежными субкультурами зависит от понимания сложности этих явлений, их структурных, функциональных особенностей, и, что особенно важно, от понимания их логики, от правильности изначальной точки зрения, принятой при работе с ними.

Опыт показывает, что наиболее часто встречаемой ошибкой оказывается осознанная или спонтанная ориентация в работе на некоторые упрощенные схемы, «объясняющие» суть таких сложных социальных явлений, как молодежные субкультуры.

Обычно эти упрощения касаются вопросов идентификации участников НМО и прогнозирования их поведения в связи с принадлежностью к нему. Так:

• Часто не делается разницы между реальными и декларируемыми нормами поведения участников НМО.

• Декларируемые субкультурные нормы воспринимаются как однозначное руководство к действию.

• Участие в НМО воспринимается как формальное членство с общим и обязательным набором приобретаемых характеристик. При этом НМО путают с четко формализованной организацией.

• Наличие внешней атрибутики (даже самой минимальной) воспринимается как однозначный маркер принадлежности к какой-либо субкультуре, существующей на данный момент в городе.

• НМО воспринимается как структура, имеющая общепризнанных лидеров, имеющих формализованный статус и осуществляющих руководство всем НМО.

• Ставится знак равенства между нормами и требованиями субкультуры и личностными особенностями подростка, между его ролью как адепта субкультуры и его личностью.

Этот список возможных ошибок, к сожалению, не является исчерпывающим, однако есть основания полагать, что в его основе лежит ошибочное представление именно о логике описываемого явления. Так, при изучении какого-либо элемента окружающей действительности мы систематизируем информацию о нем по определенной схеме, производим логические операции, позволяющие формулировать понятия, разбивать множества на подмножества и т.д. и т.п. В качестве множества в данном случае выступает вся совокупность специфических культурных проявлений в молодежной среде, а в качестве подмножеств – молодежные субкультуры.

Различные классификации молодёжных субкультур

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ СОЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ

Данный подход ориентирован на определение функции, значения явления в каком-либо контексте, на характер взаимодействия с другими объектами. В нашем случае речь идет о воздействии того или иного формирование на другие (характер взаимодействия с экстремистскими формированиями) и на социум в целом (социальная опасность и идеологическая направленность).

РАДИКАЛЫ:националисты: скинхеды (бонхеды, скино-хулсы), неофашисты, хулсы (хулиганы из состава футбольных фанатов), наци-панки, «красно-черная сотня» («правые» алисоманы, появившиеся после религиозного раскола), наци-реконструкторы, экстремистские политизированные формирования, не имеющие регистрации в качестве общественного объединения или партии;

• культурно-экологические радикалы: "зеленые" радикалы;

• вандалы: дьяволопоклонники (сатанисты - вандалы);

• радикальные неоконсерваторы:неосталинисты, «люберы», экстремистское крыло ролевого сообщества;

• религиозные экстремисты:ваххабиты, православные экстремисты, дьяволопоклонники (антихристиане);

• радикальные мимикранты:криминальные формирования, мимикрирующие под каких-либо радикалов.

АГРЕССИВЫ:панки, анархо-алисоманы, киноманы, ролевое сообщество (рекреационное движение, боевые реконструкторы и др.), металлисты, гопники.

СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ И КРИМИНАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ:"черные следопыты", деструктивные мимикранты, тусовки "голубых", проституток, бэггеры.

НЕАГРЕССИВНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: хиппи, неагрессивные движения в составе ролевого сообщества (творческое движение ролевых игр, анимэшники, и др.), индеанисты, хипхоперы, сатанисты (философское направление), неагрессивные формирования готов.

ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ(в том числе «зеленой», культурно-исторической и патриотической направленности).

КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП ПО СУБКУЛЬТУРНОЙ ОДНОРОДНОСТИ СОСТАВА

Моносубкультурные группы возникают в субкультурах 2-4 уровнях развитости. Состоят из адептов одной субкультуры. Они бывают общегородскими и локальными (как правило, междворовыми).

Полисубкультурные группы. В большинстве случаев они носят локальный характер (двор или несколько дворов). Распространены группы, куда одновременно могут входить скинхеды, панки, ролевики, металлисты, готы; реже эмо и анимэшники. Полисубкультурные группы возникают за счет сильного упрощения и урезания собственных субкультур до того состояния, что межсубкультурные конфликты в группе минимизируются. Полисубкультурные группы обладают достаточной устойчивостью, при этом наблюдается относительно легкий переход подростков из одной субкультуры в другую.

Наши рекомендации